Новости |
Разговор об Альфреде Шнитке
24 ноября музыкальный мир отметит 90-летие со дня рождения Альфреда Гарриевича Шнитке. Юбилейные приношение композитору начались задолго до этой даты. Одной из программ большого концертного марафона, приуроченного к юбилею композитора, является монография артистов проекта OPUS UNIVERSUM (художественный руководитель – Елена Тарасова), сочетающая в себе черты классического концерта и перформанса. Программа впервые была представлена в Рахманиновском зале Московской консерватории в сентябре; объемная монография собрала аншлаг и увенчалась долгими овациями. 4 декабря программа прозвучит в Зале Шнитке Московского Международного Дома Музыки. В этот вечер на сцену выходят лауреаты международных конкурсов Елена Корженевич (скрипка), Алина Батыгина (скрипка), Данила Попов (виолончель), Валерия Прокушева (фортепиано), Елена Тарасова (фортепиано) и актер Московского театра Олега Табакова Александр Лимин (художественное слово). В преддверии концерта побеседовали с участниками концертной программы. Своими мыслями о творческом мире Альфреда Шнитке с нами поделились Елена Корженевич, Алина Батыгина, Данила Попов и Валерия Прокушева.
- Альфред Шнитке... Что означает для Вас это имя? Ваш Шнитке – какой?
Елена Корженевич: Шнитке... В разные периоды это имя означало разное. В детстве – синоним непонятного, неблагозвучного. А потом что-то сильно поменялось в мировоззрении и, видимо, просто в возрасте, и теперь Шнитке – понятие особой атмосферы, созвучной времени, состоянию, а иногда даже настроению.
Алина Батыгина: Шнитке для меня – безусловно, смелый, даже дерзкий экспериментатор. Открывая нотный текст, будь готов к чему-то новому, неожиданному. Никогда не знаешь, что тебя ждёт. В нём серьёзность и сатира, глубина и прозрачность.
Данила Попов: Для меня он — композитор, который умеет соединять прошлое и будущее в своей музыке.
Валерия Прокушева: Перед началом работы над музыкой Альфреда Гарриевича в моей голове был сумбурный коллаж ассоциаций с ним: шлягерные мелодии, звуковые абстракции, вывернутые наизнанку аккорды... Меня мучил вопрос, создал ли он хоть в одном своём произведении по-настоящему прекрасную и захватывающую дух красоту, не нуждающуюся в сопроводительных концепциях? Спустя репетиции и концерты, накапливая багаж знаний о творчестве Альфреда Гарриевича, я поверила его музыке. И хотя это было уже необязательно – нашла в ней убедительную красоту. Но красота эта кажется мне философски печальной. Всегда с оглядкой на несовершенство мира.
- Каким Вы ощущаете его творческий мир?
Елена Корженевич: Словами описать не получится. Это ощущается интуитивно, буквально кожей. Но это творческий мир взрослого ребенка, удивительно ранимого и абсолютно гениального.
Алина Батыгина: У Шнитке – своя собственная вселенная, наполненная пересечениями с разными эпохами и жанрами, но так гармонично соединяющая всё это в себе.
Данила Попов: Его мир для меня похож на сложную мозаику, где каждое сочетание красок чего-то значит и все пронизано глубокими раздумьями.
Валерия Прокушева: Шнитке – исследователь непостижимого. Кажется, он всегда ставит перед собой сложные задачи, задумывает сложные концепции. Но то, какие решения он находит, как виртуозно и органично воплощает идеи в музыке, может говорить только о настоящем мастерстве большого художника.
- Как вы познакомились с музыкой Шнитке? Расскажите о вашем первом впечатлении.
Валерия Прокушева: Будучи студенткой консерватории, я попала на концерт своего профессора. Играли скрипичные сонаты Шнитке. Музыкальный язык был для меня очень сложным и необычным. Я не поняла ни-че-го, но помню, что шепнула своей однокурснице: «Кажется, они сейчас кого-то призовут», потому что было полное ощущение совершения некого таинства, которое вот-вот откроет путь в иное пространство.
Алина Батыгина: Примерно в одно время мне выдалась возможность играть «Сюиту в старинном стиле» и Кончерто Гроссо № 1. Для меня было большим потрясением, что автор этих двух произведений – один и тот же человек.
Елена Корженевич: Первое сознательное впечатление – Кончерто Гроссо № 2, который довелось аккомпанировать Наталии Григорьевне Гутман и ее сыну, Святославу Морозу. Сложно было поверить, что играешь с человеком, для которого написано это сочинение. Помню, что очень боялась «проспать» вступление, так как все время заслушивалась.
Данила Попов: Я впервые услышал Шнитке в его Концерте для альта с оркестром. Сложно описать словами то чувство, которое захватило меня. Там есть такая секвенция – диалог между солистом и оркестром ближе к 11-й минуте; помню, просто сидел и переслушивал ее снова и снова и плакал от чистоты и простоты этой музыки. В тот момент я чувствовал, как Шнитке проник в мою душу.
- Вы принимаете участие в монографическом концерте, приуроченном к юбилею композитора. Двухчасовая программа объемно представляет творческий мир композитора. Какая роль в этой программе отведена Вам? Что в своем выступлении вы хотите передать аудитории?
Елена Корженевич: Моя роль весьма благостная, если можно так выразиться. «Сюита в старинном стиле» – музыка кино, потрясающая стилизация. «Поздравительное рондо» – тоже не без стилизации, да и ещё с поразительным чувством юмора написано по случаю юбилея Ростислава Дубинского; этот факт для меня ценен ещё и тем, что он был учителем моего, пожалуй, самого дорогого учителя. Ну а «Танго в сумасшедшем доме» и Адажио – часть перформанса, тонко придуманного нашим идейным вдохновителем Еленой Тарасовой. Музыка сумасшедшая, но в лучшем смысле слова.
Данила Попов: Я буду исполнять Musica Nostalgica, и моя цель — показать, насколько мощной и разносторонней может быть его музыка. Хочу, чтобы зрители смогли окунуться в его музыкальный мир и почувствовать ту энергию и силу, которую он вложил в свои произведения.
Валерия Прокушева: Как исполнителю, мне бы хотелось быть «идеально проводимым», чтобы показать всё разнообразие творчества Шнитке.
Алина Батыгина: В этом концерте у меня есть очень интересная возможность – побывать по обе стороны добра и зла. Я принимаю участие в исполнении двух произведений – небольших по масштабу, но ёмких по смыслу, где нам предстоит прийти к чистоте и свету через пошлость и чертовщину.
- Почему нельзя пропустить этот концерт?
Данила Попов: Потому что это – путешествие в мир одного из самых удивительных композиторов. Это отличный шанс услышать, как Шнитке менялся с годами. Это возможность прикоснуться к такому искусству, которое до сих пор вдохновляет и восхищает.
Елена Корженевич: Такого слияния такой музыки и слова (сюрприз второго отделения) не часто услышишь. Ну, а такой понятной с первого прослушивания и тональной музыки, как будет в первом отделении, у Шнитке не так много.
Валерия Прокушева: Потому, что эта программа выходит за рамки обычного концерта, ищет новые пути общения с публикой. Это очень в духе Шнитке. Приходите и увидите.
Алина Батыгина: Это уникальная возможность открыть для себя нового, во многом неизвестного Шнитке и стать участниками захватывающей истории о свете и тьме.
ИА "Музыкальный Клондайк"
Фотографии предоставлены
пресс-службой проекта
22.11.2024
Анонсы |
-07.12.24-
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-