• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


30.12.2024

Хор Минина – итоги юбилейного года, планы на будущее

Завершается особенный для Московского государственного академического камерного хора (Хор Минина) год. Концерты второй половины прошлого сезона и первой половины нынешнего были посвящены 95-летию основателя и  художественного руководителя, а с 2019 года — президента Хора, Владимира Николаевича Минина. Главные события уходящего года комментирует художественный руководитель и главный дирижёр Тимофей ГОЛЬБЕРГ.

«Знаем благую весть»

Симфония-действо «Перезвоны» Валерия Гаврилина — визитная карточка хора, произведение посвящено автором Владимиру Минину. Премьера прошла 40 лет назад, «Перезвоны» входят в репертуар, постоянно звучат в концертах. Можно сказать, сочинение каноническое. И вдруг — балет «Знаем благую весть» Максима Севагина. Музыкальная основа — семь фрагментов «Перезвонов». Вместо оркестра танцовщиков сопровождали a capella Хор Минина и солисты оперной труппы МАМТ — под управлением Т. Гольберга. Мировая премьера — три вечера подряд (в рамках диптиха балетов «Место во Вселенной»). —прошла с аншлагом в МАМТ в ноябре этого года.

«Абсолютное попадание! Прежде всего я аплодирую худруку балетной труппы МАМТ Максиму Севагину. Он придумал этот балет. При первой нашей встрече знал наизусть отобранные им номера «Перезвонов». Видел эту музыку, чувствовал и слушал ее телом, — рассказывает Тимофей Гольберг. —  Для нас это очень интересный опыт. Было необычно: акустика в оркестровой яме, где располагался хор, отличается от той, что в зале. Мне пришлось побегать — в зал и обратно в яму, чтобы понять, как это звучит. Но главное — Максиму Севагину удалось по-новому раскрыть партитуру Валерия Гаврилина! Рад, что у Москвы и страны появился такой балет на музыку великого композитора».

Вновь увидеть и услышать в МАМТ спектакль «Знаем благую весть» можно совсем скоро, 26 и 27 января 2025 года. Тимофей Гольберг улыбается: «Опасаюсь, что когда мы будем исполнять «Перезвоны» в чистом виде, мне будет не хватать  балета, и в голове станут мелькать образы потрясающей пластики».

В год 85-летия со дня рождения Валерия Гаврилина Хор Минина неоднократно исполнял «Перезвоны», в том числе в октябре, на Гаврилинском фестивале в Вологде. «Хочу отметить директора Вологодской областной государственной филармонии имени В.А. Гаврилина Дениса Саничева и его команду. Современные, высокопрофессиональные люди! Они бережно несут память о Валерии Александровиче! Тепло вспоминаю прогулку по ночной филармонии. Мы рассматривали фотографии Гаврилина, были в музее композитора. Директор филармонии подарил мне замечательную книгу о Валерии Александровиче. Я, конечно, до этого много читал о композиторе, но благодаря книге какие-то факты из его биографии узнал впервые».

Хор Минина приглашен вновь выступить в Вологде в 2025 году.

Кроме «Перезвонов» — главного сочинения в творчестве Гаврилина, —  в репертуаре  солистов хора — вокальные циклы композитора «Вечерок» и «Русская тетрадь». В планах худрука — переложение «Русской тетради» для хора и оркестра.

Об Артемьеве

«Эдуард Николаевич для меня, прежде всего, человек: простой, душевный, теплый, с невероятным чувством юмора. И, конечно же, великолепный музыкант. Надеюсь, его музыка будет с нами всегда, — говорит Т. Гольберг. 24 января 2024 года в Доме музыки, в заключительном концерте Второго юбилейного фестиваля «Хор без границ», посвященного 95-летию Владимира Николаевича, мы исполнили мессу «Девять шагов к Преображению» Эдуарда Артемьева. Автор написал сочинение к 90-летию Минина: «Владимиру Николаевичу Минину, выдающемуся музыканту современности и моему старшему товарищу со времен прикосновения к непостижимым тайнам музыки в стенах нашей Alma Mater — Хорового Училища, с глубочайшим почтением сие произведение посвящаю».

Помню, как мы готовили премьеру мессы осенью 2018 года. Композитор постоянно вносил правки в партитуру, заставляя хор вновь и вновь учить сочинение. Было шесть или семь версий! Только успевали перенести художественные, штриховые, динамические пометки и распечатать еще одну порцию нот, как получали новые и новые правки. Нервно! Но, конечно, наши «страдания» были во благо. Восхищаюсь профессиональнейшим отношением Артемьева к делу! Человека, который стремится превзойти самого себя, улучшить и так бесподобное творение, будут помнить очень долго. Мне кажется, в этот переходный период, когда многие считают, что классическая музыка закончилась на 15-й симфонии Шостаковича, появление в первой четверти XXI столетия гениального произведения Артемьева намекает нам: может быть, классике еще не конец. А в сентябре,  в рамках фестиваля «Шостакович. Над временем», состоялась самарская премьера мессы. Опытные слушатели говорили, что подобного впечатления от музыки и ее исполнения у них не было более десяти лет! Исполнение этого сочинения требует разных инструментов, включая церковный колокол. В партитуре так и написано: «Church bell». Однако его никак не могли найти в Самаре. Наконец, Сергей Витовтов, концертмейстер группы валторн и помощник главного дирижера Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии, договорился с настоятелем Храма Кирилла и Мефодия. Тот, правда, сказал, чтобы Сергей сам лез на колокольню и снимал тяжеленный колокол. Когда я узнал об этом, подумал: «Может, и не стоило так рисковать? Состав и без того огромный: гитары, синтезаторы, невероятный набор «меди», три хора (два взрослых и один детский), солисты. А в зале всего 975 мест. Но потом понял: очень важно, что колокол был на сцене. Символично, с каким трудом он нам достался».

Самарскую премьеру мессы «Девять шагов к Преображению» фестиваль «Шостакович. Над временем» посвятил Владимиру Николаевичу Минину.

26 ноября в Светлановском зале Дома музыки звучали самые известные треки из кинофильмов Никиты Михалкова, Андрона Кончаловского, Андрея Тарковского и других замечательных режиссеров, с которыми работал Эдуард Николаевич. Художественным руководителем ноябрьского проекта в Доме музыки был продюсер и композитор, сын Эдуарда Николаевича Артемий Артемьев. Вместе с Хором в этот вечер выступала внучка Эдуарда Артемьева, Екатерина Артемьева (сопрано). В этом концерте хор также исполнил фрагмент «Наводнение» из оперы Артемьева «Преступление и наказание». Коллектив впервые обратился к этому сочинению. «Очень интересная музыка! В ближайшие месяцы хочу более детально познакомиться с партитурой оперы. Возможно, исполним это сочинение, если, конечно, нам это удастся, так как опера, как и большинства сочинений Эдуарда Николаевича, требует невероятных усилий по формированию состава исполнителей. Они того стоят, но наш хор камерный, «заточен», прежде всего, под исполнение акапельной музыки. Словом, надо подумать».

О литературно-музыкальных композициях

«В этом году мы продолжили, на мой взгляд, важную традицию хора — концерты с выдающимися актерами. В августе на Фестивале искусств «Горький+Москва» выступали с Евгением Мироновым в спектакле-концерте «Горький. Сказки для взрослых». В ноябре — с Даниилом Спиваковским в спектакле «Метель». Такие концерты — мощная энергетическая подпитка для артистов. Они учатся у мастеров, считывают подачу материала. Этот проект качественно влияет на наше отношение к слову и звуку. Кроме того, это — уникальная возможность пообщаться с выдающимися артистами».

О гастролях

«Это — одна из важнейших составляющих жизни хора. В 2024 году мы были в Кургане, Тюмени, Петрозаводске, Суздале, Самаре, Вологде. Список не такой большой, как хотелось бы, но с каждым годом всё труднее организовывать эти события. Радует, что каждый год нас приглашает Самарская государственная филармония. С огромным уважением и признательностью вспоминаю недавно ушедшего из жизни художественного руководителя Курганской филармонии Сергея Сергеевича Потапова. Он вдумчиво отбирал сочинения для программы, которую мы должны были исполнить в Кургане. Остановил выбор на серьёзной музыке, в частности, на произведениях  Г. Канчели, С. Рахманинова,  Г. Свиридова и  В. Гаврилина. Мы благодарны всем филармониям, которые пригласили нас в этом году. Очень ждем новые поездки в регионы!»

Об абонементе

«Весной этого года завершился наш абонемент в Зале Шнитке Доме музыки, где мы, в частности, исполнили такие знаковые сочинения, как «Свадебные песни» Юрия Буцко, Реквием Альфреда Шнитке, Little Imber Гии Канчели, «Пушкинский венок» Георгия Свиридова, «Десять поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала ХХ столетия для смешанного хора без сопровождения» Дмитрия Шостаковича. И мы, и наша публика очень любим эту концертную форму. Планируем и в дальнейшем проводить абонементные концерты».

Еще об одной юбилейной дате

Пять лет назад Тимофей Гольберг был назначен на должность художественного руководителя и главного дирижера коллектива. Среди того, что сделано за это время, худрук выделяет исполнение оратории «Сотворение мира» Йозефа Гайдна (постановка Фура дель Бауш) и участие в балете по сценической кантате «Кармина Бурана» Карла Орфа (хореографа и постановка Джорджа Энрике Сеспедеса) на Чеховском фестивале, мировые премьеры театрализованного действа «Последний день вечного города» Ильи Демуцкого, где хор был главным действующим лицом, и музыкальной драмы «Рождественский пост» Сергея Ахунова, появление в репертуаре коллектива кантаты «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке и оратории «Плач Адама» Арво Пярта, Messa di Gloria Джакомо Пуччини, Реквиема Мориса Дюрюфле и Stabat Mater Карла Дженкинса, а также участие в балете Максима Севагина и литературно-музыкальных композициях. Важнейшая веха — выход на «Мелодии» альбома «Альфред Шнитке: Реквием», первой записи коллектива под руководством Тимофея Гольберга. Под руководством  концертмейстера Елены Ильиной активно развивается проект «Хор Минина. Солисты». «Солистами коллектива исполнен ряд крупных вокальных циклов, — говорит Гольберг. — Отличная возможность для самовыражения! Кроме того, имея возможность тщательно работать над сочинениями, артисты повышают квалификацию. Публика полюбила этот наш проект. Например, на декабрьский концерт билеты были распроданы задолго до события».

В числе достижений худрук также отметил два фестиваля «Хор без границ»: первый был посвящен 50-летию коллектива, а второй — 95-летию основателя, первого художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста СССР В.Н. Минина. «А еще мы вновь исполнили некоторые «хорошо забытые» хором сочинения, например, Little Imber Гии Канчели».

Из того, что пока не удалось — включение в репертуар старинной музыки: до второй половины восемнадцатого века. «За 52 года существования хора ее исполняли не так часто, — говорит худрук. — Для того, чтобы приблизиться к аутентичному звучанию или же исполнить старинную музыку в современном изложении, нужно время и кропотливый труд, а со временем у коллектива, имеющего напряженный план концертов, всегда большая сложность. По-хорошему, чтобы исполнить, как надо, старинное сочинение, нужно запереть хор в нашей Усадьбе на три-четыре недели и заниматься только этой музыкой. Мы, конечно, пробуем. Исполнили Мессу си-минор и «Магнификат» Баха, «Глорию» Вивальди, «Stabat Mater» Перголези. Необходимо чаще касаться этих сочинений. Возможно, усеченным составом. Тут есть тонкость: в хоре достаточно много сильных, драматических голосов, изначально не приспособленных к пению такой музыки. Нужна точечная работа: кто-то сможет подстроиться под этот стиль исполнения, а кому-то нужно дать другую работу, например, петь соло романсы и арии на концертах коллектива».

«2024 год начали с капустника»

«Первый концерт этого, юбилейного года мы начали с капустника. Отметили в январе 95-летие Владимира Николаевича. В нашем доме на Новой Басманной был потрясающий концерт, даже капустник, номера в котором придумывали сами артисты. Торжество длилось несколько часов! — рассказывает Тимофей Гольберг. — А в конце декабря, в заключительном концерте первой половины сезона 2024-2025, у нас была необычная новогодняя программа в «Парадных сенях» Исторического музея: Эшенвальдс, Уитакер… Эксперименты со звуком. И, конечно, хиты из «Метели» и «Пушкинского венка» Свиридова, Gloria Dios из «Креольской мессы» Рамиреса. Отметили праздник на сцене и ушли на каникулы. 10 января, дай Бог, отпразднуем 96-й день рождения Владимира Николаевича и будем готовиться к повторению спектаклей в Музыкальном театре».

Пресс-служба МГАКХ (Хора Минина)

Фото 1, 2, 4:  фотограф Юрий Стрелец.
Предоставлены пресс-службой Хора Минина

Фото 5: из архива Хора Минина

Фото 3: фотограф Александр Филькин.
Предоставлено пресс-службой МАМТ
им. Станиславского и Немировича-Данченко

30.12.2024



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей