Новости |
Музыка и литература в едином порыве: интервью с Леонидом Бутинским о проекте «Великий инквизитор»
В мире искусства, где музыка и литература пересекаются, рождаются замечательные проекты. Одним из таких проектов является музыкально-литературная композиция «Великий инквизитор», созданная под руководством дирижёра и художественного руководителя оркестра «Глобалис» Леонида Бутинского. В нашем интервью Леонид расскажет о том, что вдохновило его на создание этого произведения, о сотрудничестве с творческой четой Макарских, а также о том, как он подбирал музыкальные произведения, чтобы создать гармоничное сопровождение к тексту Достоевского.

- Леонид, расскажите, что вдохновило вас на создание музыкально-литературной композиции «Великий инквизитор»? Как вы пришли к этой идее?
- Мы неоднократно выступали с творческой четой Макарских. Струнным квартетом принимали участие в «Живых концертах» Антона и Виктории. В 2022 году у нас был совместный с Антоном Макарским и оркестром «Глобалис» концерт, посвященный 100-летию Левитанского. Прекрасный был вечер, наполненный поэзией и музыкой! В следующем году я проводил мастер-классы своего профессора по дирижированию, народного артиста России В.А. Понькина, в рамках гранта Российского фонда культуры – это был мой первый успешный опыт сотрудничества с этой организацией. Еще год спустя Виктория предложила нам выступить вместе на фестивале «Дни Достоевского в Оптиной Пустыни». Я принял приглашение, Антон предложил текст – это как раз была глава «Великий инквизитор». Собрал музыкальную компиляцию, и мы выступили на фестивале. Публика оценила, нам творить вместе давно нравится, так что я стал думать о дальнейшем развитии проекта. Концерт – это здорово, но хотелось зафиксировать не только сценическое настроение, но и само действо! И я подал заявку, нашу идею поддержали. Теперь мы на стадии реализации проекта.
- Как вы выбрали произведения композиторов, которые вошли в вашу компиляцию? Что для вас было важным при создании музыкального сопровождения к тексту Достоевского?
- У меня уже был опыт составления музыкальных компиляций к театральным спектаклям, когда я работал в театре музыки и драмы Стаса Намина. Тогда, впервые столкнувшись с тем, что нужно создать, я получил напутствие в стиле народной мудрости об обучении плаванию и, вроде как, выплыл. При подборе музыки к постановке я руководствовался очень простой идеей: музыка, которую я слышу у себя в голове, когда читаю этот текст. В итоге ее и постарался использовать в нашем детище. Получается, что это даже отчасти моя личная история! Когда Антон и Виктория Макарские предложили участие в этом проекте, я стал перечитывать «Великого инквизитора», явственно представляя себе конкретные музыкальные образы. Так сложилась программа. Конечно, по сравнению с тем, что было годом раньше, эта история заметно изменилась. Некоторые произведения, которые звучали в концертной программе, я не смог использовать по формальным причинам, другие отзвучали и выпали из формы.
- Как вы видите связь между философскими идеями Достоевского и музыкой? Как музыка помогает передать глубокие мысли и чувства, заложенные в его произведении?
- В моем сознании практически постоянно звучит музыка в том или ином виде. Текст, который я читаю или слышу, взаимодействует с ним (сознанием), рождая определенные образы. Чаще текст вызывает музыкальные образы, иногда наоборот. Но это, как правило, происходит с той музыкой, которая уже была связана с текстом в каком-либо из слышанных мною произведений. На мой взгляд, и философия Достоевского очень музыкальна. Его идеи заставляют задумываться о бытии, смысле жизни, ее устройстве, иногда несправедливости – все это не только пища для ума, но и повод для того, чтобы создавать произведения, вызывающие к жизни музыкальные образы. Недаром ведь в репертуаре театров - оперы, балеты и мюзикл на сюжеты Достоевского, Борис Блахер написал ораторию «Великий инквизитор» для баритона, хора и оркестра. На мой взгляд, музыка как раз способна «дополнить» тексты Достоевского.

- Вы упомянули, что в проекте участвует известный актер Антон Макарский. Как вы выбирали исполнителей для вашего моноспектакля и какое значение имеет их участие для общего восприятия композиции?
- Мы уже не первый раз делаем совместные проекты с Антоном Макарским. Работается нам легко, потому что мы творчески доверяем друг другу, не заступая во «владения» друг друга. По его просьбе я составил плейлист из произведений, которые потом собирался использовать в компиляции и они, несомненно, оказали влияние на то, как был прочтен текст на записи. Антон записал текст и дальше началась моя часть работы. Составить компиляцию и записать музыку. В записи принимали участие замечательные пианистки - Александра Макаревич, исполнившая сольные партии в Баховском концерте для клавира и струнных и записавшая произведения для рояля соло, и Мария Садурдинова, исполнившая партии клавесина. В записи также принял участие оркестр «Глобалис», которому в сентябре этого года исполнилось 25 лет и в котором я прошел путь от скрипача и библиотекаря до директора и дирижера. Записывала нас в Тон-студии киноконцерна «Мосфильм» Софья Кругликова, с которой мы постоянно сотрудничаем. Она же смонтировала и свела конечную фонограмму. Все эти люди внесли свой творческий вклад в моё видение этого проекта и наполнили его своим талантом и мастерством. Именно по результатам того, что со всеми ними я уже сотрудничал в различных проектах до «Великого инквизитора», эта команда сложилась именно в таком составе.
- Как вы считаете, что делает «Великого инквизитора» актуальным для современного зрителя? Какие вопросы, поднятые в притче, остаются важными и сегодня?
- Считаю, что Достоевский актуален всегда. Был актуален тогда, когда размышлял и писал, актуален в данный момент, в наше время, и уверен, что не утратит актуальности в будущем, потому как человеческая натура неизменна. Позволю себе привести цитату Максима Горького из пресс-релиза нашего проекта:
«Легенда о Великом инквизиторе» поднимает фундаментальные вопросы, вопросы духа и духовности, она вбирает проблемы, касающиеся человеческой природы, противоборства добра и зла, смысла истории. Данные темы, переплетаясь, образуют «бездонную глубину» смыслов «легенды».
Мне кажется, что лучше и не скажешь!
- 22 октября в зале ДШИ имени Ю.С. Саульского состоится долгожданный концерт-презентация музыкально-литературной композиции «Великий инквизитор». Каковы ваши ожидания от концерта? Как вы думаете, что зрители унесут с собой после этого события?
- Ожидания у меня самые радостные! Мы снова увидимся с коллегами, они сыграют любимые мною произведения, в том числе музыкальные попурри, составленные для нашего проекта Анной Музыченко и Олегом Губановым. Зрители, надеюсь, получат удовольствие от прослушивания музыкальных произведений, не меньшее, чем мы от исполнения! Очень люблю концертный зал ДШИ имени Ю. Саульского, его камерную атмосферу и приятную акустику.
.jpg)
- Проект «Великий инквизитор» доступен для прослушивания на стриминговых сервисах. Как вы относитесь к цифровым форматам и их роли в распространении искусства?
- Мы живем в очень интересное время. Нам доступно огромное количество всевозможной музыки, невероятное количество исполнителей. Уже даже невозможно переслушать все записи, которые сделаны и пересмотреть все спектакли и концерты, которые транслируются. Казалось бы, такое количество творческой информации должно «размыть» фокус в любой области исполнительского искусства, но мы продолжаем выступать и записывать музыку, а зрители продолжают посещать концерты и слушать записи – и это радует! При этом, у нас есть возможность явить себя и свое творчество гораздо большему количеству зрителей и слушателей, чем раньше. В этом плане цифровые сервисы – огромное благо. Причем, этот сегмент постоянно развивается и сейчас некоторые сервисы предлагают прослушивание композиций даже без потери в качестве звука. Я уж не говорю о том, что «точка входа», как говорится сейчас, сильно ниже, чем раньше. Достаточно простейшего смартфона для того, чтобы получить доступ к огромному количеству аудио и видеоконтента.
- Как вы видите будущее проекта? Планируете ли вы продолжать работу над подобными музыкально-литературными композициями?
- Задумки на будущее есть. Конечно, сначала необходимо завершить этот проект. Сдать отчетность, завершить документооборот и т.д. Но затем мы обязательно начнем мечтать о следующих проектах. В 2026 году юбилей М.Е. Салтыкова-Щедрина, планируем продолжить наш проект «ДоШкольная Классика», есть поэтические замыслы в продолжении творческого сотрудничества с Антоном Макарским. Скучно, надеюсь, не будет!
____
Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках федерального проекта "Семейные ценности и инфраструктура культуры" Национального проекта "Семья".
беседовала Александра САЙДОВА
фотографии предоставлены пресс-службой
Фотографы: Анна Григорьева, Надежда Герасимова
18.10.2025
Анонсы |

-16.11.25-

-18.11.25-

-18.11.25-

-21.11.25-

-24.11.25-

-02.12.25-

-19.02.26-


























