• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


16.02.2013

ЧИТАЙТЕ В ФЕВРАЛЕ

ОРКЕСТР МЕЧТЫ АНАТОЛИЯ ЛЕВИНА

Когда  симфоническая музыка по самые своды заполняет великолепный Большой зал  Московской консерватории, мы подсознательно ожидаем, что звучание это будет безукоризненным. Чистым,  точным, гармоничным. Мы привыкли, что на сцене Большого зала выступают профессионалы. А что происходит за кулисами блестящих выступлений? Как музыканты, входящие в состав Концертного симфонического оркестра при Московской государственной консерватории, выживают в непростых условиях, сложившихся в последнее время? И почему пришлось в конце года отменить грандиозный концерт с участием Геннадия Николаевича Рождественского?  О самом наболевшем мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижером оркестра Анатолием Абрамовичем Левиным

-Анатолий Абрамович, что тогда случилось? Помню, концерт должен был состояться 27 декабря,  мы его анонсировали в «Музыкальном Клондайке», и вдруг, объявление об отмене…

- Это трагический для нас случай отмены концерта. Беспрецедентный…Так все сложилось, что в этот день состав музыкантов оказался не только неполным, но отсутствовали почти все первые голоса и концертмейстеры, и сам Геннадий Николаевич отменил концерт. Стечение обстоятельств, болезни многих, неявки на репетиции, финансовые проблемы…Мы тяжело это переживали. Такого не было на протяжении пяти с половиной лет. Геннадий Николаевич много лет дирижировал с нашим коллективом, коллектив всегда был готов. И вот такая тяжелая накладка.

-Когда начались эти проблемы, ведь совсем недавно вы прекрасно выступили на юбилейном концерте в честь Родиона Щедрина?

- Да, выступили, но я должен сказать, что и этот концерт, из произведений Родиона Константиновича, тоже было собрать очень и очень нелегко. В этом году случилась беда – спонсор, который нам помогал два года, прекратил финансирование, но мы продолжали работать, поскольку концерты уже были запланированы …Люди стали уходить в оркестры, где платят больше. Им надо содержать семьи, все – молодые талантливые музыканты. Многие сейчас работают в Большом театре, в Государственном симфоническом оркестре им.Светланова , в РНО, в БСО, в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в московском театре Оперетты и так далее. А нам требуются хорошие музыканты, потому что для выступлений необходима высокая квалификация. Мы выступаем от имени Консерватории, и вот уже год, как оркестр носит звание «Концертный оркестр Московской консерватории». Мы должны поддерживать этот уровень.

В самом конце года руководству Консерватории и Попечительскому Совету все-таки удалось закрыть эту брешь, которая образовалась, найден новый спонсор и я надеюсь, ситуация выправится. Консерватория сумму недополученных спонсорских денег взяла на себя и выплатила музыкантам долги. Но к этому времени очень многие, к сожалению, вынуждены были уйти.  И если оплата часа рабочего времени музыканта не станет адекватной, то так и будет продолжаться…Консерватория, конечно, делает все, что может, и даже больше, это мое глубокое убеждение.  И руководство Консерватории, и руководитель финансового управления, Наталья Владиленовна Кобец, прекрасно понимают, что Консерватории это необходимо  – иметь такой коллектив, и  делают все, что в их силах, для поддержки. Но нам нужен спонсор, и не один, для того, чтобы вывести уровень зарплат наших музыкантов на средний московский. Тогда какая-то стабильность может быть достигнута. Тем не менее, ядро коллектива есть. Есть хорошие музыканты, которые преданно относятся и, я бы сказал, жертвуют многим для того, чтобы работать здесь. Но даже самая интересная, творчески привлекательная работа на сегодняшний день должна опираться еще и на какую-то финансовую поддержку...

В свое время, когда я учился в Консерватории на дирижерском факультете, у нас был оркестр, который существовал именно для того, чтобы студенты, аспиранты и дирижеры могли практиковаться с реальным симфоническим коллективом. Он был маленьким, но пользу приносил большую: мы могли почувствовать живую работу с оркестром. Потом, видимо, в силу финансовых сложностей, вскоре после того, как я закончил консерваторию, а это было в 1973 году, он перестал существовать, и подобного оркестра не было в Консерватории около 30 лет. Студенты, дирижеры, вынуждены были учиться «вприглядку»,  искать возможность практики где-то на стороне. В  2007 году Тигран Абрамович Алиханов, который был в то время ректором, предложил возобновить практику работы с живым оркестром. Это оркестр, который существовал и существует при Кафедре оперно-симфонического дирижирования, возглавляемой Геннадием Николаевичем Рождественским. С первых же месяцев, кроме репетиций со студентами, дирижерами и аспирантами, он стал выступать. И концертов было довольно много. Все эти годы приходилось сочетать работу учебного и концертного оркестра одновременно. В прошлом сезоне было сыграно более 20 концертов только в Большом зале консерватории, в этом – уже более 18 . Коллектив позиционировался как профессиональный и музыканты принимались по конкурсу, который проходил в четыре тура. С самого начала так получилось, что Консерватория  нашла, а это очень непросто, возможность финансирования коллектива, в котором сейчас 62 человека, их, кстати, изначально так и было – 62. Это состав оркестра, рассчитанный на исполнение классической музыки и Симфоний П.И.Чайковского, с полным составом валторн, тромбонов, труб и так далее. Все, что выходит за рамки таких партитур, требует участия дополнительных музыкантов и дополнительных денег.

Сейчас перед нами стоит очень сложная задача, как заново сформировать коллектив, потому что все последние программы мы были вынуждены играть, приглашая музыкантов на разовые мероприятия. Нам предстоит проводить конкурс, набирать оркестр заново...

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора

Полную версию статью и другие материалы  читайте

в февральском номере газеты "Музыкальный Клондайк"

ФЕВРАЛЬСКИЙ ВЫПУСК №2 (123) 

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

 

16.02.2013



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей