Новости


Подписаться на новости


31.03.2013

ЧИТАЙТЕ В АПРЕЛЕ

Наталья Глухова:

«Если нет возможности влиять на творческий процесс, нужно просто встать и уйти с места руководителя»

У каждого человека бывают ситуации, требующие особой внутренней мобилизации и решительности в принятии жизненно важных решений. Подобные ситуации не раз случались и у отмечающей в нынешнем году свой юбилей генерального директора Самарского академического театра оперы и балета Натальи Глуховой.

В течение нескольких десятилетий Глухова возглавляет крупнейшие в Самаре учреждения культуры, являя редкий пример человека, соединяющего в себе качества безупречного администратора, и человека, досконально знающего сферу культуры, что по нынешним временам большая редкость. Наталья Глухова – гость нашей газеты.

Наталья Глухова

- Почему Вы, Наталья Степановна, именно музыке посвятили свою жизнь?

- Музыкой я начала заниматься с шести лет. У нас в семье не было музыкантов, но отцу очень хотелось, чтобы я выбрала именно это поприще. Он сам привёл меня в Музыкальную школу №4 - это на Безымянке, в районе Самары, где прошло моё детство. Я попала к замечательным учителям, а дома для меня купили пианино. Всё это сыграло решающую роль в выборе жизненного пути: после девятого класса я поступила в музыкальное училище. А ведь поначалу хотела стать юристом. Но для этого мне, очевидно, не доставало каких-то внутренних качеств. Уже будучи первокурсницей, окончила общеобразовательную школу и получила аттестат о среднем образовании – это была своеобразная страховка на будущее. В музыкальном училище довелось учиться у таких прекрасных педагогов и музыкантов, как Николай Кузьмич Куранов, Леонид Филиппович Другов, Гиларий Валерьевич Беляев. По окончании училища с дипломом дирижёра-хоровика получила направление директором в сельскую музыкальную школу, но там пробыла недолго. Уже через две недели по рекомендации директора музыкального училища Дмитрия Георгиевича Шаталова меня перевели в областное управление культуры, где освободилось место инспектора по музыкальным школам. Вот так нежданно-негаданно в возрасте двадцати лет я начала свою трудовую деятельность на административном поприще. 

- Будущее подтвердило, что именно это поприще в наибольшей степени соответствует вашей индивидуальности.

- Наверное, это действительно так. Особой протекции мне никто не составлял, но у меня всегда было огромное желание работать. Постигая азы чиновничьей деятельности, училась общаться с творческими людьми, жила кипучей жизнью. Семь лет активно занималась музыкальными фестивалями, конкурсами, методической работой. Приходилось много ездить в районы, где музыкальные школы были порой единственными очагами культуры. Всё это стало хорошей школой, тем более, что рядом были помогавшие мне классные специалисты, люди широко образованные, настоящие профессионалы. Одновременно заочно окончила наш институт культуры. Таким образом, я была не просто, используя нынешнюю терминологию, менеджером, а человеком, получившим высшее музыкальное образование, который ориентируется и в творческих вопросах.

- Обычно из областной администрации по своей воле не уходят.

- Заместителем директора по концертной деятельности филармонии стала исключительно по собственному желанию, почувствовав, что нельзя больше оставаться на одном месте, нужно расти. Это произошло в 1980 году, в период не очень благоприятный для нашей филармонии. У неё не было стационара: старый «Олимп» снесли, а строительство нового здания растянулось на долгие годы. Непростым было и финансовое положение: 700 тысяч долга - очень большие по тем временам деньги. Но работа кипела: в год давали до шести тысяч концертов. Учились зарабатывать. Тогда филармония была еще монополистом концертной деятельности, и мы устраивали грандиозные шоу в помещении Дворца спорта, приглашая известных исполнителей. Постепенно долги удалось погасить, потихоньку мы становились на ноги. И в дальнейшем бывали критические ситуации, когда нужно было мобилизовать все ресурсы. Рухнули некогда всесильные объединения «Росконцерт» и Госконцерт», а вместе с ними и отработанная десятилетиями гастрольная система. Огромным испытанием стал дефолт 17 августа 1998 года. А именно в этот день мне предложили занять должность директора филармонии. Но мы никогда не сворачивали концертную деятельность, выполняли все обязательства перед слушателями.

- Как Вы восприняли ставшее столь неожиданным для всех предложение возглавить два года назад Самарский оперный театр?

- Для меня оно было в буквальном смысле – как снег на голову. Это личная инициатива Министра культуры области. Не могла и предположить, что в моей биографии произойдёт такой поворот: не было абсолютно никакой необходимости уходить из филармонии, где за три десятилетия удалось сплотить замечательный коллектив, отладить все направления деятельности. 

- Являясь генеральным директором театра, считаете ли Вы необходимым оказывать влияние на творческий процесс или это прерогатива исключительно художественного руководителя?

- Безусловно, руководить театром – это не только выполнять административные функции, но и влиять на творческий процесс. Если нет такого влияния, нужно просто встать и уйти с этого места. Всё же взаимосвязано: и качество спектаклей, и их затратная часть. И я за это отвечаю. Что бы там ни было, а финансируется результат. Есть и ответственность перед зрителем. Мы стремимся показать ему всё в наилучшем виде. Насколько сложна одна только постановочная работа, как непросто найти по-настоящему классных специалистов – режиссёров, художников, солистов. Их не так много, они – наперечёт. Содержать их в труппе на постоянной основе – слишком дорогое удовольствие, приходится приглашать на отдельные спектакли – такова сегодня общепринятая практика. Но заботясь о качестве спектаклей, нужно учитывать и интересы постоянных солистов труппы, обеспечивать их загрузку. Все эти вопросы мы решаем вместе с художественным руководителем. Я высказываю свою точку зрения, иногда настаиваю на том, что, на мой взгляд, является принципиальным. И нужно отдать должное Александру Михайловичу Анисимову: мы всегда находим консенсус. Театр работает в очень напряжённом режиме, спектакли выпускаем один за другим - как пирожки печём: нужно накопить базовый, называемый некоторыми «шлягерным» репертуар, постараться что-то заработать, чтобы затем иметь возможность делать что-то принципиально новое. 

- Вам как руководителю нельзя не проявлять волю, порой и жесткость. Как Вы относитесь к тому, что это, может быть, не всем по душе?

- Конечно, по натуре я человек вспыльчивый. Но те, кто меня хорошо знают, понимают, что это – ради дела. Впрочем, кто-то наверняка и обижается. Но будучи требовательной к другим, я в такой же мере требовательна и к себе самой, и это единственное, за что люди дарят мне свое доверие. Пока, к сожалению, не могу сказать, что за два года работы в театре мне удалось создать такую же сплоченную команду, как в филармонии. Но не будем забывать: там я работала в течение трех десятилетий. Конечно, я предполагала, что театр – сложный, непредсказуемый организм, но чтобы настолько… Здесь много корифеев, профессионалов, к которым я отношусь с большим уважением. Не устаю повторять: один в поле не воин, театр – это коллективное творчество, каждый должен знать свои обязанности и чётко их выполнять - без этого невозможно добиться успеха. Огорчает, что это не для всех является аксиомой. Может, сейчас другая жизнь …

- И всё же, не приходится сомневаться в том, что нынешняя работа Вам по душе.

- Может показаться, что теперь уже можно ко всему относиться вальяжнее, особенно не напрягаться. Но это не так. Интересуюсь всем, что связано с театром, постоянно стремлюсь узнать что-то новое, и это дает силы. Присутствую на всех наших спектаклях и концертах, слушаю все составы исполнителей. Ни один спектакль не похож на другой, и это – творчество. Что говорить, есть мировая планка таких театров, как Ла Скала, Ковент Гарден, но, трезво оценивая свои возможности, нельзя занижать собственную планку. Уровень исполнения и отдельных партий, и спектаклей нужно поддерживать на достойном уровне, и никакие внутренние проблемы и трения не должны быть этому помехой. Я человек, который умеет слушать и готов учиться, впитывать новое. Уверена: наш театр не будет сдавать позиции и никто не сможет повернуть его вспять.

Беседовал Валерий ИВАНОВ

Полную версию статьи и другие материалы  читайте

в апрельском номере газеты "Музыкальный Клондайк"

АПРЕЛЬСКИЙ  ВЫПУСК №4 (125) 

ПОДПИСКА С ЛЮБОГО МЕСЯЦА

 

31.03.2013



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей