Новости |
Быть Музыке и жизнью, и судьбой
Есть в жизни явления, которые с трудом укладываются в рамки однозначных определений: как ни старайся, а суть всегда оказывается глубже и неуловимее тех формулировок, в которые мы пытаемся её облечь. Одно из таких явлений – музыка.
Что есть музыка? Кто и как её создаёт? Часто ли задаёмся этими вопросами мы, люди, практически с первых минут своего земного существования, окружённые чудесным звуковым миром, из которого рождается музыка? Всегда ли получалось дать музыке точное определение, не ограничив её в красоте и не лишив при этом ощущения тайны?
Многие великие пытались облечь своё понимание музыки в словесные формы. Одна мысль, высказанная Августом Рашем, запомнилась особо: «Музыка – маленькое напоминание Бога, что есть что-то большее в этом мире, чем мы. Гармоническая связь между всеми живущими … и звёздами.» Значит, композитор и есть тот человек, который эту самую связь осуществляет посредством своего творчества? Каждое сочинение, сотканное из волшебных звуковых нитей, становится плодом таланта и вдохновения, творческого горения и кропотливого труда, радости созидания и высочайшего душевного напряжения. И не только это. Каждое сочинение – зеркало, в котором отражается какая-то грань мира, столь разноликого и столь бесконечного в своих проявлениях. Зеркало мира, созданное сознанием композитора и принесённое нам в дар.
Быть композитором – духовная потребность и призвание. Это судьба. Это путь становления, наработки мастерства и дальнейшего непрерывного самосовершенствования. Путь длиною в человеческую жизнь. Путь, который выбрал для себя Керим Джумагулыев – композитор, профессиональный исполнитель на кларнете, саксофоне.
На съёмках клипа
Будущий композитор родился в 1991 году в семье профессиональных музыкантов. Мама – композитор, исследователь в области теории туркменской музыки, папа – исполнитель на туркменских народных инструментах, дирижер, старшая сестра – талантливая пианистка. В доме всегда звучала музыка. Первые осознанные воспоминания связаны с возрастом трех лет, когда ребенок начал играть на блок-флейте. Сочинением стал заниматься с 8 лет. Обучаясь в музыкальной школе по классам кларнета, саксофона, а также гиджака – туркменского народного струнно-смычкового инструмента, он факультативно брал уроки композиции. Среди его первых наставников – ведущие туркменские композиторы Вера Абаева, Джерен Курбанклычева. После окончания специальной музыкальной школы по классу кларнета Керим поступил в Туркменскую национальную консерваторию на факультет композиции в класс народного артиста Туркменистана, доцента Байрама Худайназарова.
Имя композитора Байрама Худайназарова широко известно в Туркменистане. Его разножанровое творчество исполняется в стране и далеко за ее пределами. Одной из характерных черт музыки Б. Худайназарова является глубокое проникновение в основы народной музыки и их талантливое использование в профессиональном академическом творчестве.
Обучаясь в классе Б. Худайназарова, молодой композитор активно обращается к народной музыке, вырабатывая технику ее интонационного и метроритмического развития. Туркменская народная музыка импровизационна в своей основе. Но импровизация эта строго канонизирована. Создавая собственные произведения, К. Джумагулыев стремится к синтезу туркменских национальных элементов, европейских и восточных форм, гармоний и ритмоинтонаций.
В период обучения в консерватории композитор тщательно изучает композиционные основы музыки Баха, Моцарта, композиторов-импрессионистов, классиков ХХ века – К. Орфа, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, К. Караева, Г. Свиридова. Среди туркменских композиторов на него оказало воздействие творчество А. Кулиева, В. Мухатова, Ч. Нурымова, Н. Халмамедова. Если в музыкальных произведениях А. Кулиева и В. Мухатова царит мелодия в своем ярко национальном обличии; в творчестве Ч. Нурымова композиционным стержнем является ритм, рожденный из народной инструментальной музыки; то в сочинениях Н. Халмамедова оба эти начала получили свой органичный синтез. Большой интерес у молодого композитора вызывает творчество композиторов Ближнего и Среднего Востока, их подход к совмещению народной музыки устной профессиональной традиции с завоеваниями современной композиторской техники. Много времени он отдает познанию классической музыки Востока.
В годы учебы в консерватории и после ее окончания К. Джумагулыев неоднократно являлся участником и победителем внутригосударственных конкурсов на лучшее музыкальное произведение в области камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки, в частности, конкурса, посвященного 20-летию Независимости Туркменистана, конкурса на создание произведений на стихи из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Döwlet guşy». Он является победителем Национального творческого конкурса, посвященного 290-летнему юбилею туркменского поэта-классика Махтумкули Фраги, лауреатом II Московского Международного Фестиваля искусств им. Н. Халмамедова «Звуки дутара». В 2014 году Керим участвовал в международном семинаре «Студия новой музыки» в Москве, в рамках которого представил ряд своих сочинений. Для заключительного гала-концерта была выбрана «Элегия» для саксофона, виолончели и фортепиано, которая получила широкий резонанс у публики и профессионалов. В 2018 году принял участие в Международном конкурсе Московской консерватории «Новые классики», войдя в число девяти перспективных молодых авторов, получивших сертификат за участие в конкурсе.
В наши дни процессы культурного творческого диалога между странами и народами, не теряя степени своей актуальности, получают новые формы реализации. Одним из событий в этом русле стало участие молодого туркменского композитора Керима Джумагулыева в V Международном музыкальном конкурсе имени А. Караманова, недавно прошедшем в формате видеозаписей в городе Гурьевск Калининградской области Российской Федерации, а также в VI Всероссийском фестивале-конкурсе «Единение культур – Единение искусств – Единение России».
с преподавателем по композиции, народным артистом Туркменистана Б. Худайназаровым
Вниманию жюри конкурса им. А. Караманова были представлены шесть музыкальных композиций: «Pizzicato» для струнного оркестра, Токката для органа, «Exclamation» («Восклицание») для струнного квартета, «Вальс-фейерверк» для симфонического оркестра, «Gözleriň» («Твои глаза») для саксофона, альта и оркестра туркменских народных инструментов, «Bagtyýarlyk tansy» («Весенний танец») для скрипки, кларнета, нагара и камерного оркестра, «Gözel Aşgabat» («Прекрасный Ашхабад») – песня для солиста, смешанного хора и эстрадно-симфонического оркестра. Все эти произведения, каждое по-своему, раскрывают разные грани таланта автора и его творческий интерес к разным стилевым направлениям, техническим и художественным средствам, имеющимся в арсенале современного композитора. Жюри конкурса им. А. Караманова высоко оценило талант молодого туркменского композитора, присудив ему II премию и Специальный приз «За воплощение национальных традиций в композиторском творчестве». Интересное преломление в музыке К. Джумагулыева национальных традиций и академической музыки было особо отмечено Оргкомитетом конкурса как перспективное творческое направление. «Ваши сочинения произвели достойное впечатление, – читаем в отзыве членов Оргкомитета конкурса, – В них очень интересное преломление национальных традиций и академической музыки. Особо ценно то, что вы представили разные жанры, показав грани своего таланта. Направление, которое Вы избрали, очень перспективно и интересно, и возможно, что, работая в нем, у Вас возникнут новые идеи интересного синтеза национальных традиций с авангардными идеями современности».
Присуждение III премии в номинации “Инструментальное исполнительство” в фестивале-конкурсе «Единение культур – Единение искусств – Единение России» стало достойным признанием достижений туркменских исполнительской и композиторской школ. Здесь музыкант выступил в качестве исполнителя, представив на суд жюри свое сочинение “Ýarym diýip” (“С именем любимой на устах”) для саксофона в собственной эстрадной аранжировке.
Сегодня Керим Джумагулыев – автор сочинений в различных музыкальных жанрах и формах. В его творческом активе симфонические сочинения (Концерт для валторны и симфонического оркестра, Концерт для скрипки и симфонического оркестра), камерно-инструментальные и камерно-вокальные сочинения, произведения для академического и детского хора, пьесы для эстрадного оркестра, обработки туркменских народных песен-айдымов и инструментальных пьес-сазов, а также переложения произведений туркменских композиторов для различных составов. В каждом из опусов композитора отчетливо проявляется тяготение к развитию традиций национальной музыки. Однако традиции эти предстают в творческом обогащении приемами и техниками музыки нового времени. Впечатляют сочинения, связанные с джазовыми элементами. В них джаз как искусство свободной импровизации преломляется сквозь призму канонизированной импровизации туркменской народно-инструментальной музыки. Взаимообогащение двух географически полярных традиций дает яркий синтез. Большое внимание уделяет композитор экспериментам в области технических и тембровых возможностей инструментов, поискам неординарных тембровых сочетаний. В годы учебы знакомится с известными туркменскими джазовыми музыкантами и под их влиянием увлекается джазом.
Песни, хоровые и инструментальные произведения К. Джумагулыева звучат в концертных залах столицы, на различных каналах Туркменского национального телевидения и радио, входят в репертуар ведущих исполнителей, студентов и учащихся музыкальных учебных заведений, его песни публикуются на страницах газет и журналов Туркменистана. Керимом записываются клипы на государственном музыкальном телеканале «Оваз», где он исполняет свои сочинения на саксофоне и кларнете. Его статьи, посвященные творчеству композиторов Туркменистана были опубликованы в московских и в туркменских изданиях.
В настоящее время Керим Джумагулыев преподает в средне-специальной музыкальной школе при Туркменской национальной консерватории им. М. Кулиевой. В творческих планах композитора создание концерта для фортепиано и симфонического оркестра, концертино для ная и оркестра туркменских народных инструментов.
Сегодня Керим Джумагулыев – композитор, чье восприятие музыкального искусства немыслимо в отрыве от национальной культуры и в то же время экспериментатор, ищущий новые средства выражения в музыке через приобщение к мировой культуре и новым веяниям в области композиторской техники. По глубокому убеждению композитора, музыка должна служить Красоте и Богу. Овладение разнообразными техниками, родившимися в 20 и 21-м столетиях, не должно быть самоцелью, их назначение – способствовать созданию вдохновенных произведений, идущих в ногу со своим Временем. В этом Керим следует урокам своего учителя Б. Худайназарова. Любовь к музыке своего народа, глубокая почвенность и увлеченность и преданность избранному делу жизни – две наиважнейшие составляющие творческого облика молодого композитора.
Зохра Габибова,
ст. преп. каф. «Теория музыки»
Туркменской национальной
консерватории им. Майи Кулиевой
Фото из личного архива Керима Джумагулыева
Анонсы |
-12.10.24-
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-