Новости |
Дети в храме
Всё, что есть на белом свете,
На моей родной планете,
Под землей, на небесах,
Море, ветер в парусах,
Человека, стрекозу,
Волка, зайца и козу,
Кошку, мышку и слона,
Тлю, что даже не видна…
Нет, всего не перечесть!
Всё-всё-всё, что только есть-
Даже камни вдоль дорог-
Сотворил Господь наш Бог!
Монах Варнава (Санин)
Среди городского шума и старинных тополей возвышаются стены храма Рождества Иоанна Предтечи. Стоит он в самом центре города Кирова, посреди жилых домов. Наш храм создан в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведёт нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Церковь Иоанна Предтечи – сегодня третий по древности действующий православный храм в нашем городе. Её начали возводить с 1711 года.
В 1904 году в нашем храме служил Праведный Иоанн Кронштадтский, оставив добрый след в истории храма, так при его молитвенной поддержке рядом с храмом была построена каменная двухэтажная церковноприходская школа.
… Появление в Вятке близ Иоанно-Предтеченской площади кирпичного здания градской двухклассной церковно-приходской школы, построенной в 1903 г. по проекту архитектора И. А. Чарушина, стало символом своего времени. [1]
В ходе великих реформ Александра II, в связи с созданием в 1864 г. земств появляются земские школы. В 1872 г. была проведена общая реорганизация системы народного образования. В 1877 г. в соответствии с правительственным указом забота о начальном образовании перешла в ведение городских дум. В 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах». Заметно активизировалась деятельность Церкви после императорского указания Св. Правительствующему Синоду оказать помощь Министерству народного просвещения в области народных школ открытием приходских школ при церквах, что позволило одновременно с распространением земских увеличить масштабы и темпы строительства церковно-приходских школ[2]
Так, в 19 сентября 1901 г. «Проект на постройку церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке» был представлен на 4-х графических листах. Он включал генеральный план места, главный фасад, планы нижнего и верхнего этажей, разрез по лестнице. Чертежи, выполненные в виртуозной графической технике с обозначением материалов конструкций, имеют авторскую подпись. Проект архитектора И. А. Чарушина был рассмотрен и одобрен строительным отделением Вятского губернского правления, подписан губернатором для исполнения.
Когда в 1900 году Государь Император Николай II заболел тифом, во всех епархиях стали совершаться молебны о его здравии. Молились об этом и вятские люди. Когда наконец до Вятки долетела радостная весть о выздоровлении Царя, Вятский Епископ Алексий (Опоцкий) предложил в память выздоровления Государя построить в городе церковноприходскую школу. Об этом было доложено Царю Николаю II, который оставил такое резюме на докладе от 26 января 1901 года: «Прочел с удовольствием». Организацию строительства школы поручили священнику Вениамину Тихоницкому, будущему Архиепископу Кировскому и Слободскому. Но поначалу пожертвования оказались очень скудными, и тогда отец Вениамин обратился за помощью к отцу Иоанну Кронштадтскому, который прислал в ответ икону Спасителя. После этого вятские купцы сделали несколько богатых пожертвований, и уже через два года школа была открыта. Вполне вероятно, что отец Иоанн Кронштадтский, будучи в Вятке, увидел и новую церковноприходскую школу, к судьбе которой имел прямое отношение.[3]
Воскресная школа — это духовное развитие ребёнка.
Задачи, которые несет воскресная школа – это развитие духовного, эстетического, музыкального, хоровое просвещение и образование подрастающего поколения, вовлечение его в активную общественно-значимую культурную жизнь.
Предметом деятельности Школы является:
- организация учебного процесса, в соответствии с действующими образовательными стандартами;
- реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное, эстетическое и хоровое образование подрастающего поколения в системе дополнительного образования;
- подготовка музыкально-одаренных детей к профессиональной деятельности в области хорового искусства и культуры;
- преподавание хорового искусства, живописи, краеведения, истории религии, славянского языка;
- участие учащихся Школы в концертных выступлениях, фестиваля конкурсах и иных мероприятиях светского и религиозного характера.
При воскресной школе есть детский церковный хор «Ника», который участвует в церковных богослужениях храма в честь рождества Иоанна Предтечи. Так же коллектив неоднократно участвовал в литургиях в церкви Троицы Живоначальной села Чудиново Кировской области и был в составе сводного детского хора на Архиерейской службе в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря города Кирова.
Богослужебное пение – важная часть церковной культуры. Пение в храме появилось с рождением самой христианской Церкви, когда ещё не было специально обученных певцов, и все молящиеся представляли собой единый клирос.
Детский хор в храме Иоанна Предтечи стал петь 5 лет назад на пасхальной службе. В начале это были учащиеся Первой детской музыкальной школы города Кирова. Детское пение так понравилось и священнослужителям, и прихожанам, что было решено создать детский церковный хор при воскресной школе.
В начале – это были ребята разного возраста, с разными вокальными данными. Состав хора постоянно менялся: не у всех детей была возможность регулярно посещать занятия, и зачастую вместе с теми, кто уже давно поет и чему-то научился...
В хор можно попасть абсолютно всем детям, особого прослушивания нет, так как всех детей можно научить петь. Конечно, сначала идёт работа над словом, и потом уже над красотой звука. Голос — это музыкальный инструмент, управлять которым можно научить ребенка как можно раньше, чем раньше начнутся занятия, тем быстрее и точнее разовьется координация между слухом и голосом, певческое дыхание и опора.
Большая роль обучения церковному пению в нравственном воспитании детей. Ребята откликаются на церковное пение, чувствуют его на подсознательном уровне — оно их привлекает даже в большей степени. Духовные песнопения не надоедают! И как любая молитва при повторении меняет человека, так и церковное пение воздействует на душу. Дети меняются, становятся лучше.
Огромную помощь внесли наши родители, которые поддерживают своих детей и преподавателей. Они сами приходят на репетиции и садятся разучивать текст и нотный материал вместе с детьми.
Наш детский хор в богослужениях исполняет обиход и произведения византийского распева, а также музыкальные сочинения в партесном стиле. В репертуаре юных хористов: церковные песнопения, псалмы, народные песни и произведения классиков и современных композиторов.
Неоднократно хор становился дипломантом и лауреатом городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсов.
Музыкальное воспитание — основа музыкальной культуры народа. Главной задачей массового музыкального воспитания в школе является не столько обучение само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир обучающихся, и прежде всего, на их нравственность. Искусство способно увлекать человека. Заинтересовать детей можно лишь глубокими мыслями и чувствами.
Музыкальное самовоспитание предопределяет не только формирование у школьника желаемых черт характера, но и желание удовлетворить свои духовные потребности. Музыкальное самообразование — поиск, усвоение, пополнение музыкальных знаний ученика. Антуан де Сент-Экзюпери в «Цитадели» говорит о том, что в умирающих цивилизациях народ перестает петь, смеяться и строить. Нашему поколению нельзя этого допустить.
Хоровое пение с его многовековыми традициями способно укрепить в ребенке самые лучшие качества и воспитать в нем нравственную красоту.
Стоят детишки и поют о счастье,
Соединяют голос неба и земли…
И все, забыв на время, о ненастьях,
Сердца открыли Богу и любви...
Зачем искать идею для России?
Она так очевидна и проста -
Родные наши дети! В них вся сила,
Надежда... С упованьем на Христа!
(Инесса Борисенко)
Регент детского церковного хора «Ника»
при храме в честь рождества Иоанна Предтечи города Кирова
Любовь БОЯРИНЦЕВА
Фото из архива
детский церковный хор «Ника»
[1] Герценка : Вятские записки: [научно-популярный альманах]. Вып. 15 / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; [редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.) и др.] – Киров, 2009. – 279 с. : ил.
[2] Энциклопедия российской монархии. М. : Эксмо, 2002
[3] Сайт Вятской епархии
Анонсы |
-04.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-