Новости |
Дмитрий Оспин: джазовые зарисовки этнической музыки в реальном времени.
Что есть реальность для творческого человека? - спросите вы. Для одного человека - это жизнь, растворённая в звуках будничного города. Для другого – широкий простор, уводящий за горизонт в мир далёкого прошлого, маленьких улочек, деревенских домиков с серым облаком печного дыма, садом с яблонями и вишнями, пением птиц и греющих своим теплом «вечёрочков», посиделок с задушевными мелодиями и забытым народным говорком. Таким красочным полотном воспринимает культурную реальность талантливый ставропольский музыкант, мультиинструменталист, автор этно-джазовых композиций - Дмитрий Оспин.
Вот уже несколько лет, этот яркий, талантливый музыкант выступает на сценах многих джазовых и этнических фестивалей России, удивляя публику своими неповторимыми творческими проектами концертов. Дмитрий Оспин вместе с музыкантами, единомышленниками, выступающими в ставропольском эстрадном ансамбле под названием «Ретроспектива», организует концерты - импровизации, в которых разыгрываются в реальном времени этнические зарисовки народных сказов, сакральных обрядов народов разных культурных традиций. Самым необычным является то, что музыка, которую демонстрирует музыкант, каждый раз обрисовывается новыми узорами импровизаций, где одновременно сосуществуют тонкие нити прошлого и сиюминутного, сплавленные в текстуру ярких красочных гармоний, ритмов и тембровых сочетаний эстрадных и аутентичных музыкальных инструментов. Недавно, перед слушателями на этническом международном фестивале «Крутушка» город Казань, были представлены новые композиции под общим названием «Краски мира», где Дмитрий в излюбленной манере импровизаций в реальном времени, раскрыл перед публикой богатство тембровых и мелодических вокальных интонаций народов разных уголков мира, сочетая вокальные голоса с фортепиано и восточно - азиатскими струнными и ударными инструментами. Зрителям запомнились композиции, проникнутые духом восточных шаманских ритуалов поклонения силам природы - «А на горе мак», «Дождик», а также лирические джазовые зарисовки в стиле русских свадебных плачей – причитаний - «Не бушуйте ветры буйные», «Травка-чернобылка», протяжных лирических песен смоленщины «Вы, кумушки, кумитеся», «Как у наших у воротиков». Слушая композицию, «А на горе мак» публика, оказывается, втянута в символический жертвенный ритуал таинственной лунной ночи. Сама музыка, благодаря медитативному развитию, повторению ритмических и мелодических фраз инструментального ансамбля способствовала погружению в атмосферу далёкого прошлого, древних шаманских «заклинаний». Особую роль сыграл в этой «программной» зарисовке, восточноазиатский народный струнный инструмент - сантур, обладающим шлейфом красочных отзвуков, обертонов. Он звучит волшебно в сочетании с игрой ладовых перекличек аккордовых созвучий фортепиано, сопровождающихся ритмом электро-бас гитары и ударных. Магические призывы вокальных голосов в виде ограниченной круговой мелодии – «заклички» и искрящихся бликов фортепианных мелодий и гармоний, а также произносимых фраз: «Пани, пани, мак поспел?» не дают слушателю отвлечься, а наоборот, концентрируют его внимание на ритуале.
Мастерство Дмитрия проявляется в ощущении грани между стилями разных направлений музыки (классики, фольклора, джаза), интонации которых порой так сплетаются между собой, что трудно понять, что из них превалирует. С одной стороны, в его фортепианных импровизациях слышится сплав классической (фортепианной «программно-живописной» музыки, в духе М.Равеля, К. Дебюсси, С. Рахманинова, С. Прокофьева и др. композиторов). С другой, линия русской и азиатской народной песенно-инструментальной традиции с её возможностями подголосочной полифонии. И, конечно же, свобода эстрадно-джазовых микстов (ладов, ритмов, гармоний). Одной из запоминаемых фортепианных импровизаций Оспина стала зарисовка свадебного обряда (смоленской области), песня - «Высоко в Тереме», исполненная совместно с вокалисткой Анной Яцуковой, в проекте «Страсти по роялю» (Ставропольской государственной филармонии в 2020 г). В этой композиции, Дмитрий раскрыл перед слушателями мини-сказку в духе палехской росписи, где в одной картине охватывается всё действо и рисуется умелой игрой пианиста тонкая палитра гармоний и широких по размаху «рахманиновских» мелодий в сочетании с богатством регистровых перекличек тембров, подобно ярким, красочным маскам на холсте. Так, наблюдая и погружаясь в атмосферу музыкального творчества этого талантливого пианиста, хочется отметить, что джазовая импровизация даёт огромную силу не только в исполнительском плане. Она способствует мировоззренческой позиции музыканта, в ней размываются грани своего и чужого, исполнитель постепенно отрекается от определенных стандартов (установок) и возрождается новый тип авторского стиля, в духе меланхолии и эйфории, изменение природы слушания и интерпретации. И если при этом, сам исполнитель врастает корнями в данный процесс, то его музыка может претендовать на Самость, то есть силу внутреннего безграничного космоса.
Конец ХХ – начала XXI века называют неким «порогом» явления метамодернизма, в котором происходит новое понимание историчности, а соответственно, и новое понимание направлений классической, народной и джазовой музыки. В музыкальной сфере, процесс этого явления более наглядно отражается в жанровой природе песни, её повторности, репетитивности и интонационной первородности, и в связи с этим творческие поиски Дмитрия Оспина в этно – культурологическом плане, семантическом словаре генетической памяти «интонационных и тембровых находок» и отражается образный мир «этно-джаза». Манера исполнительской импровизации за фортепиано Дмитрия, его способность потянуть за собой других исполнителей и слушателей на грани сосредоточенности и расслабленности в рамках этно-джаза, даёт право причислять его сочинения к цельным авторским «программным» композициям. Вероятно, это объясняется тем, что Дмитрий прошел «необычный» путь становления профессиональным музыкантом. В детстве, учась играть на народных струнных инструментах (домбра, балалайка), выступая в народном инструментальном ансамбле, затем, увлёкшись фортепиано, и сознательно выбрав исполнительскую карьеру пианиста, он всё время экспериментировал и параллельно изучал классику и джаз. Этот накопленный багаж музыкальных впечатлений, помог ему стать известным музыкантом за пределами Ставропольского края и России, побывав с концертами в Греции, Германии, Франции. В своём авторском концерте «Страсти по роялю» музыкант, обращаясь к слушательской аудитории, сказал: «...слушайте фортепианную, симфоническую музыку, джаз и другие стили и направления»…., «слушайте, «корневую» музыку свою народную … и старайтесь её интерпретировать, если вы музыканты, то и на рояле тоже…. Это наш помощник, … мы пытаемся её возродить посредством рояля».
Статью подготовила
музыковед Верина А.Н.
Фото из личного архива
Дмитрия Оспина
Анонсы |
-27.03.25-
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-