• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Елена Пономарёва:
«Все законы просты: сцену нужно любить…»

«Арт-Центр Плюс» продолжает серию конкурсов Творческие #Люди, а мы знакомим наших читателей с самыми яркими участниками. Сегодня мы встретились с педагогом Лауреата I степени Антуана Виллеже – Еленой Михайловной Пономарёвой. Елена Михайловна - выпускница театрального училища им. Щукина, режиссёр Домашнего театра при Омском музыкальном училище им. Шебалина.

 Елена Пономарёва (фото И. Губаревой)

Мы поговорили с Еленой Михайловной о её работе в театре, о взаимодействии с современными авторами и о правилах работы с учениками.

- Расскажите про период обучения в Щукинском училище. Почему вы выбрали именно это учебное заведение?

- Поступление в театральное училище – цель, которую я реализовала, имея за плечами филологическое образование. Почему именно театральное училище им. Б.В. Щукина? По-другому быть не могло: Омский драмтеатр, война, эвакуация в Омск театра им. Вахтангова, Михаил Ульянов, театральное училище при театре им. Вахтангова. Всё это я воспринимала на уровне родства, общей судьбы. Омск звучал в училище как пароль. И, конечно, Щукинское училище - великая школа. Напомню факты: театр им. Вахтангова был эвакуирован в Омск в ноябре 1941-го. Почти два года вахтанговцы и актёры Омского драматического работали на одной сцене, через день играли свои репертуарные спектакли. Так было до августа 1943 г.

- Кто ваши педагоги?

Мне очень повезло, среди моих учителей были те, кто оказался тогда в Омске, в эвакуации. Я.М. Смоленский – мастер, который учил нас художественному слову. Евгений Рубенович Симонов – преподаватель курса «Поэтический театр». Его отец Рубен Николаевич Симонов в годы эвакуации возглавлял театр им. Вахтангова. Сын Евгений был тогда подростком, но хорошо помнил то время, помнил, как выходил на Омскую сцену в спектаклях, где необходимо было играть детские роли. Среди педагогов Щукинского училища, у кого мне посчастливилось учиться, - педагоги великой «старой школы»: Л.В. Ставская, В.А. Эуфер, М.Р. Тер-Захарова. Марьяна Рубеновна Тер-Захарова, наш мастер курса, в своё время была одной из учениц М.И. Кнебель. Невозможно забыть уроки Н.Н. Волкова, В.П. Поглазова, А.М. Вилькина, В.Г. Фокина, А.М. Паламишева. 

- Мне хочется затронуть тему вашей работы в «Домашнем театре». Расскажите немного о его истории. Какие спектакли были поставлены?

- «Домашний театр» был создан на базе Омского музыкального училища им. В.Я. Шебалина, в котором я преподаю мастерство актёра и сценическую речь на вокальном отделении. В названии театра отражены условия, форма существования, творческие принципы. Поскольку основу труппы составляют студенты-музыканты, это тоже является спецификой театра, его особой краской. В репертуаре очень разные по стилю, форме, характеру проблем спектакли. «Зимняя дорога» - спектакль по произведениям А.С. Пушкина в жанре «игры». Определение «игра» рассматривалось многозначно: игра как забава, игра на музыкальном инструменте, игра актёрская. Спектакль «Преступление и наказание» по мотивам романа Ф. М. Достоевского был создан в жанре «домашнего чтения» и выстраивался как поединок между верой и абсолютной идеей, то есть Соней и Раскольниковым, после совершённого им преступления. Интересен был опыт работы над спектаклем по пьесам писателей-эмигрантов последней волны, он назывался «Русские в Америке».

П. Каратыгин «Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру»
(музыкальный спектакль с балетом) - Сергей Майданюк (студент Московской консерватории)
и Евгений Власов (актёр Омского драматического театра «Галёрка»)

- Работаете с современными авторами?

Специально для театра написана пьеса «Он лучше всех играет на рояле» по произведениям И.Ильфа и Е. Петрова. Это музыкальный спектакль в стиле «джаз». Автор пьесы – член Союза писателей России Светлана Гончаренко. С театром сотрудничают и современные композиторы. Максим Басок написал музыку к комедии В. Соллогуба «Беда от нежного сердца». Этот водевиль сохраняется в репертуаре театра уже несколько лет, как и музыкальный спектакль по произведениям А. Островского «Ярмарка невест».

- Как происходит взаимодействие с труппой? Как вы отбираете материалы к постановкам, какие предпочтения?

- Материал для постановки отбирается тот, который волнует, начинает в тебе пульсировать. Иногда сразу что-то реализовать не удаётся: нет нужного ансамбля, нет главного исполнителя. Но такой материал всё равно ждёт своего часа. Так было с «Преступлением и наказанием», когда появились исполнители на роли Сони и Раскольникова. Сегодня Анастасия Хитрова, сыгравшая когда-то Соню Мармеладову, является одной из ведущих актрис Северного драматического театра им. М. Ульянова.

Люблю репитиции. Ценю в актёрах готовность к поиску, к творческому процессу, смелость, открытость к самому неожиданному решению. Если есть в театре исполнитель с яркой индивидуальностью, то находишь соответствующий материал. Так было со спектаклем «Он лучше всех играет на рояле», где главную роль сыграл Александр Рыжинский – замечательный музыкант, актёр с прекрасной органикой, темпераментом, великолепным чувством юмора. В спектаклях «Гроза» (по пьесе А. Островского), в водевиле «Беда от нежного сердца» были заняты целые ансамбли замечательных исполнителей. Ныне это успешные профессионалы: актёры театра и кино Роман Полянский, Ренат Шавалиев, актриса Александра Попова, театральный режиссёр и помощник режиссёра в Московском музыкальном театре Геликон-опера Надежда Бизина и многие другие.

Спектакль «Прачка» (негероическая история по мотивам рассказа Б. Васильева «Ветеран»)

- Есть ли у вас свои методики, касающиеся обучения актёрскому мастерству?

- Все законы просты: сцену нужно любить, на сцене нужно себя тратить и точно знать, зачем вышел, о чём хочешь и можешь сказать. Начинается всё с действенного анализа. А дальше вступает метод провокаций. Важно ставить актёра в острые обстоятельства, которые бы его вынуждали действовать в рамках роли.

- Существуют ли у вас алгоритмы, правила работы с учениками, выработанные за время педагогической деятельности?

- Я сама должна быть заразительна, уметь предлагать интересные решения, обожать момент творчества, лепить материал с удовольствием. А поскольку «Домашний театр» это всегда молодая труппа, то материал, над которым работаешь, должен обогащать, ставить вопросы и побуждать искать на них ответы. Работа над спектаклем – это процесс познания себя и мира. Помню формулу моего мастера курса М.Р. Тер-Захаровой: «У тебя всегда карманы должны быть полными», т.е. полными знаний, наблюдений, впечатлений: искусство приблизительного не терпит. Этому учу и своих актёров.

Александра САЙДОВА

Фото из личного архива Е. Пономарёвой


← статьи

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей