• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Гарри Суппес: «Конкурс служит подведению итогов моей работы»

Информационное агентство «Музыкальный Клондайк» продолжает знакомить читателей с юными талантами. Сегодня у нас в гостях лауреат всероссийских и международных конкурсов Гарри Суппес.

- Гарри, как в твою жизнь пришло творчество? Сейчас ты занимаешься сразу несколькими направлениями — а с чего все началось? 

- Когда я был маленький, моя мама – Ольга Александровна – разучивала со мной много стихотворений и прозы. Когда мне исполнилось 4 года, мы решили испытать мои силы на конкурсе чтецов «Новогодняя табуретка». Я выступил успешно со стихотворением Агнии Барто «В защиту Деда Мороза». Мне понравилось быть на сцене. Так началось мое увлечение художественным словом. В то же время с 4 до 6 лет я обучался на дошкольном отделении Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского. Там же я начал свое обучение по классу фортепиано в возрасте 6 лет.

- Ты занимаешься музыкой, композиторским искусством; выступаешь в номинации художественное слово. Как ты все успеваешь? 

- Я занимаюсь музыкой, композиторским искусством; выступаю в номинации художественное слово… Наверное, я все успеваю, потому что это мне по душе.

- Расскажи о своих педагогах. Насколько для тебя важно быть «на одной волне» с преподавателями? Как вы выбираете произведения на конкурсы?

- У меня замечательные преподаватели.

По классу фортепиано я обучаюсь у Натальи Юльевны Пановой. Она доброжелательный и открытый человек и мне нравится наше доверительное общение на занятиях. Наталья Юльевна принимает большое участие в моей судьбе пианиста: в этом году мы ездили в Нижнюю Туру для участия в Творческой школе «Окно в будущее» для преподавателей и учащихся образовательных учреждений культуры и искусства Свердловской области и Уральского региона, где провели мастер-классы Заслуженный учитель РФ, преподаватель Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Ольга Евгеньевна Мечетина, Заслуженный деятель искусств России, профессор, заведующий кафедрой специального фортепиано консерваторского факультета Челябинского государственного института культуры Евгений Александрович Левитан, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Уральского музыкального колледжа Людмила Зельмановна Смелянская; также я принимал участие в мастер-классах доцента Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Максима Владимировича Пурыжинского. Я благодарен Наталье Юльевне за внимательное и чуткое отношение ко мне, за то, что она поддерживает меня и дает импульс к развитию.

Я обожаю теорию музыки! Музыкально-теоретические дисциплины мне преподает Заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа Югры Ольга Юрьевна Цветкова. У Ольги Юрьевны я обучаюсь со 2 класса. Я считаю, что с ней мы на одной волне, в одной тональности, в абсолютном консонансе! Я с радостью посещаю занятия по сольфеджио, мне приносит огромное удовольствие все, что мы делаем с Ольгой Юрьевной: пишем ли диктанты, делаем ли гармонический анализ, поем ли сольфеджио. И это приносит результаты. Например, в Международной просветительской акции «Всеобщий музыкальный диктант» я написал на «отлично» четыре диктанта (диктанты 5, 6, 8, 9), два из них на 10 баллов. Также я принял участие в 4 мероприятиях по теории музыки, включенных в перечень олимпиад и других интеллектуальных и творческих конкурсов на 2022/23 учебный год, утвержденных Министерством просвещения Российской Федерации: III Международная музыкально-теоретическая олимпиада имени М.И. Невитова (Лауреат III степени), III Всероссийский конкурс «VIVA, SOLFEGGIO!» Номинация: «Индивидуальное сольфеджирование» (Лауреат II степени), Всероссийская олимпиада по музыкально-теоретическим предметам. «С. В. Рахманинов: композитор, пианист, дирижер (к 150-летию со дня)» Номинация: «Теория музыки и сольфеджио» (Лауреат III степени), Всероссийская олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся ДМШ и ДШИ

Номинация: «Сольфеджио и теория музыки» (Лауреат I степени), а также во множестве других конкурсах и олимпиадах по сольфеджио. Мне нравится принимать участие в таких мероприятиях: всегда сталкиваешься с интересными, сложными заданиями, принимаешь вызов и стараешься выложиться на 100 процентов. Думаю, что мое увлечение и любовь к теории музыки, которые мне привила Ольга Юрьевна, могут привести к выбору профессии.

По классу композиции я обучаюсь в классе кандидата педагогических наук, члена Союза композиторов России Дениса Николаевича Павлова. Композицией я занимаюсь с 9 лет. Денис Николаевич направляет меня, дает советы при написании сочинений обучает основам композиции. В этом году под руководством Дениса Николаевича был организован концерт моей авторской музыки. Мною были исполнены собственные образные сочинения «Крокодил», «Улитка», «Деревья», а также сочинения на материале фольклора народов ханты и манси – миниатюра «Про бурундука», вариации на тему хантыйской песни «Леший», цикл «Три пьесы по мотивам югорского фольклора» (включающий части «Трясогузка», «Хантыйский старец», «О мансийском народе»). Также в концертной программе принимали участие замечательные музыканты-исполнители колледжа русской культуры, исполнившие мои сочинения. Я очень благодарен Денису Николаевичу за его труд наставника, за то, что он открывает для меня новые горизонты творчества, помогает моему самовыражению в качестве композитора.

Художественным словом и театром я занимаюсь с Андреем Викторовичем Дзюненко. Эти занятия помогают мне развивать память, осваивать сценическую речь, актерское мастерство, помогают свободно чувствовать себя на сцене. Андрей Викторович дает мне свободу выбора произведений. А проза и стихи, которые он сам выбирает для моих выступлений, являются глубокими по содержанию, поднимают нравственные вопросы, помогают мне сформировать идеалы, на которые я могу ориентироваться в своей жизни. Андрей Викторович очень талантливый актер театра и преподаватель. Он вдохновляет меня, наши занятия всегда завораживают, как и весь мир театра.

Для участия в конкурсных мероприятиях по фортепиано, художественному слову, композиции мы не выбираем произведения специально, участие в конкурсах не является целью, это скорее итог работы, мы показываем результат, который есть на данный момент времени. Интересно, чего ты стОишь здесь и сейчас.

- Можешь рассказать, есть ли у тебя любимые композиторы и произведения? Что тебе наиболее близко? 

- В процессе занятий музыкой, открытия для себя этого чудесного мира, я начал изучать музыкальную литературу, знакомиться с композиторами прошлого, с их биографиями, творчеством. Конечно, творчество одних стало мне более близким. Многие мои родственники живут в Германии, наверное, поэтому я преклоняюсь перед творчеством Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена. Хоть эти великие композиторы и принадлежат разным эпохам, их произведения потрясают своей силой, мощью, наполненностью. Мне интересно слушать многоголосную полифоническую музыку. Этим меня привлекает Бах. С одной стороны, музыка этого композитора очень интеллектуальна, с другой, не лишена и эмоциональности, но она всегда представляет собой очень обдуманное высказывание. Также мне близко творчество Фридерика Шопена. Я восхищаюсь его прелюдиями, ноктюрнами и этюдами. Наверное, это во мне говорят мои польские корни – мой прапрапрадед был сослан в Сибирь во время второго польского восстания.

- Когда ты открыл для себя интерес к сочинению музыки? Как происходит процесс сочинения?

- Я начал заниматься композицией в 3 классе. Первое мое произведение называлось «Марш жуков». Это бодрое шествие насекомых написано в простой трехчастной форме, с контрастной средней частью, в которой жуки вспоминают родной дом. С этого момента рос мой интерес к сочинению музыки. Я пишу пьесы на вдохновившие меня образы, пишу произведения по фольклору ханты и манси. Сначала я придумываю основной мотив произведения, затем он обрастает аккомпанементом, подголосками, изобразительными эффектами. Потом я определяюсь с формой и продолжительностью произведения. Это долгая работа, которая занимает месяцы. Мне нравится исполнять свои произведения на рояле. Сейчас моя любимая фортепианная пьеса – это «Деревья». В ней слушателя встречают грузные аккорды в басу, предвещающие постепенное наступление темы. После небольшой паузы издалека появляется мрачный ритм, в такт которому раскачиваются темные силуэты деревьев. Мы слышим тему, представленную мерными хроматическими вздохами. Со временем тема приобретает все большее изменение, в ней мы чувствуем больше движения и жизни. Она выливается в стремительный пассаж далекой тональности фа-диез мажора, после чего происходит ощутимый эмоциональный спад. Затишье проиллюстрировано спокойной мелодией с волнительными пассажами. Наступает все большее гармоническое напряжение: в басу грозно звучат 4 маршеобразных аккорда, после чего тема деревьев окрашивается в новые цвета: передано величие, могущество тысячелетних стволов, в басу звучит призывная доминанта. Характер второй части противоположен первой. Деревья просыпаются. Сквозь ветви пробивается солнечный свет. Звучит гимн всемогущей чистоты природы. В правой руке проводится величественная аккордовая тема. В левой звучат глубокие басы эмоционально наполненных гармоний. Легкий ветерок играет в кронах, но затем он набирает силу и в левой руке звучат виртуозные хроматические пассажи. Правая рука движется широкими скачками. После чего в левой руке звучит длинное тремоло, постепенно спускающееся по хроматизму до ноты ми. Внезапно наступает тишина. Снова слышится тема первой части в высоком регистре. После задумчивой паузы она растворяется в секундных аккордах. Деревья неподвижно стоят, залиты ослепительным светом.

- Как часто ты принимаешь участие в конкурсах и фестивалях? На твой взгляд, что они дают тебе положительного в обучении? 

- Я постоянно принимаю участие в различных конкурсах и олимпиадах. Например, в этом учебном году я принял участие более чем в 150 конкурсных мероприятиях. В исполнительских конкурсах, конкурсах по композиции и художественному слову мне интересно проанализировать, чего я достиг по сравнению с другими участниками – обучающимися, которые тоже занимаются творческой работой. В первую очередь конкурс служит подведению итогов моей работы, но мне нравится и побеждать! А в конкурсах и олимпиадах по теории музыки можно подчерпнуть много нового и интересного и обратить внимание на различные виды деятельности, это очень захватывающе!

- Планируешь ли ты в дальнейшем связать свою жизнь с творчеством? 

- Я считаю, что смысл жизни – быть счастливым, а мой самый главный инструмент для получения положительных эмоций – это самовыражение в творчестве, поэтому творчество – это мой жизненный ориентир, то, чему я хочу посвятить жизнь.

 

ИА «Музыкальный Клондайк»
Фото из личного архива Г. Суппеса


← статьи

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей