• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


Как стать хорошим оперным певцом?

В оперном искусстве на плечи вокалистов ложится большой груз ответственности, с которым необходимо научиться справляться еще в самом начале пути. В рамках декабрьской сессии Международной творческой школы вокального мастерства Елены Образцовой состоялись мастер-классы и лекции для молодых певцов, на которых разбирали важные составляющие оперного мастерства. Ключевые «тезисы» комментирует участница лаборатории «Оперная критика», которую Фонд Елены Образцовой проводит параллельно с основной программой школы. 

Постановка голоса

Когда вокалисту на первом курсе педагог дает учить арию Царицы ночи, есть два варианта: либо исполнителю прекрасно поставили голос в училище и это уместно как «эксперимент» классе, либо с методикой преподавания все же что-то не так. «Есть сейчас такая манера: вместо того, чтобы учиться шаг за шагом, методически верно строить голос, выравнивать его, следить за вибрато, за интонацией и дыханием (это то, что нам нужно на вершине мастерства), дают технически трудные арии. Это отработка техники, а где пение? Получается пустой звук, неустойчивая интонация, небрежное оформление голоса», – так комментировал известный вокальный педагог Дмитрий Вдовин не самое удачное исполнение куплетов Олимпии из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана». 

Серьезная работа с голосом не требует спешки – все нужно делать постепенно, грамотно и разумно, тогда и петь будет легче, и фальши станет меньше. К «крупной» виртуозной музыке лучше всего подходить постепенно: через упражнения, вокализы и старинные арии.

Грамотное дыхание

Почти что каждый участник мастер-класса столкнулся с тем, что дышит «не там» и «не так». Как же дышать правильно? При взятии дыхания плечи должны оставаться неподвижными, то есть не «задираться». Основная работа «вокального аппарата» должна происходить там, где находится солнечное сплетение. В итоге голос начинает звучать естественно и обретает большую силу, певец избавляется от сипа и других лишних призвуков. Правильное распределение воздуха и его экономия в начале фраз помогут справиться с таким сложным материалом, как, например, обе арии Марфы  из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». 

Репертуар

Репертуар – 75% успеха конкурса. Певец должен петь те произведения и партии, которые ему удобны и понятны. «В нашей стране все хотят петь темнее, глубже, сильнее и громче, чем это позволяет богом данный нам инструмент. Все хотят петь другими голосами: баритон – тенором, меццо – сопрано и так далее… Из всех, кто приходят на мастер-классы и прослушивания, половина – в плену иллюзий. Нужно грамотно выбирать репертуар: мы не начинаем строить дворец с крыши, мы не начинаем одеваться с короны», – говорит Дмитрий Вдовин. Действительно, люди без конца терзают свои голоса непосильными программами. Такая ситуация складывается не только в училищах и вузах, но и в театрах, где зачастую солисты вынуждены петь самый разный репертуар, независимо от их певческого голоса и типажа.

Стиль и фонетика

Знание иностранного языка – еще не залог правильного исполнения зарубежной музыки. Между разговорным и вокальным произношением существует огромная разница, поэтому в оперном театре так важна работа с языковыми коучами. Чуть облегчить трудную задачу может международный фонетический алфавит, который помогает вокалистам в создании транскрипций.

В зависимости от репертуара певец должен выбрать манеру пения, подачи и артикуляции, чтобы приблизиться к стилистике исполняемой музыки. Например, нельзя петь Верди «русским басом» – тяжеловесность и широта убьет и похоронит итальянскую изысканность. Кроме того, итальянская музыка XIX века не терпит прямого звука, с одинаковым вибрато нужно озвучивать весь диапазон – все переходы между регистрами и пассажи.  Так же и с музыкой французских композиторов: «Французская музыка элегантна. Независимо от того насколько низок голос, он должен быть соблазнителен», – комментировал Дмитрий Вдовин исполнение третьей арии Далилы « Mon cœur s'ouvre à ta voix» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». 

Актерский темперамент

Оперное мастерство требует колоссальной отдачи, поэтому требований к исполнителю много — великолепная память, хорошая выдержка, умение подстраиваться и находить компромиссы, не теряя собственную индивидуальность, готовность к постоянной работе над собой. Если одной шестеренки нет в часах, они не будут работать. Верно подметил на своем мастер-классе дирижер Феликс Коробов: «Вы должны быть интересны. Не только для театров, режиссеров и дирижеров, но и для себя. Читайте, развивайтесь, интересуйтесь».

 

Анастасия Машаргина, участница лаборатории оперных критиков, студентка I курса РАМ им. Гнесиных.
На фото: Дмитрий Вдовин
и меццо-сопрано Ирина Городецкая
на занятиях 
Международной творческой школы
вокального мастерства Елены Образцовой.

Предоставлено Фондом Елены Образцовой 


← статьи

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей