Новости |
Поющий рояль для солиста
Завершилась третья мастерская имени Антона Рубинштейна для пианистов-концертмейстеров, организованная коллективом musicAeterna.
Первая мастерская прошла осенью 2024 года и была адресована молодым композиторам и пианистам. Тогда мастер-классы для музыкантов провели пианист и композитор Николай Мажара, который рассказывал о расширенных техниках игры на рояле, а также композиторы-резиденты musicAeterna и Дома Радио - Андреас Мустукис и Кирилл Архипов с лекцией о современной музыке и новом подходе к музыкальному письму.
Вторая декабрьская мастерская предназначалась пианистам и дирижерам. Студенты активно участвовали в мастер-классах и лекциях от знаменитых наставников. О нюансах, внимании к деталям и важности исторически информированного исполнительства рассказывал пианист Юрий Мартынов. Другие воркшопы провели артисты musicAeterna: осваивать сложную музыкальную ритмику помогал перкуссионист оркестра Андрей Волосовский, танцхудожник труппы musicAeterna Dance Евгений Калачёв учил работать с физиологическими зажимами, а мастер-класс с оркестром musicAeterna для молодых дирижеров провели дирижер и скрипач оркестра Илья Гайсин, главный хормейстер хора Виталий Полонский, приглашенный дирижер оркестра Евгений Воробьев, и сам маэстро Теодор Курентзис.
Третья мастерская завершилась недавно и приглашала к участию молодых пианистов-концертмейстеров. Было подано огромное количество заявок из разных городов России. Конкуренция, как уже сложилось, была очень высокой: все музыканты показывали достойный уровень игры. Все же организаторам пришлось сделать выбор: так семеро пианистов из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Екатеринбурга и Новосибирска получили возможность попасть на мастер-классы к заслуженной артистке России Любови Орфеновой и солисту хора musicAeterna, контратенору Андрею Немзеру.
Говоря о выборе направления третьей мастерской, стоит подробнее вспомнить о личности самого Рубинштейна.
В первую очередь Антон Рубинштейн был известен, как один из величайших пианистов, талантливый дирижер и многогранный композитор. Занимаясь просветительской деятельностью и вкладывая силы в развитие профессионального музыкального образования в России, он стал основателем и ректором Санкт-Петербургской консерватории – первой консерватории в России, а также Русского музыкального общества.
Но часто при упоминании достижений Рубинштейна в трех его самых известных ипостасях, мы забываем о концертмейстерском таланте композитора.
«Для Рубинштейна была очень важна культура пения, - объясняет куратор проекта Анна Фефелова, - Он считал, что пианист не может играть романсы, если не может их спеть. Когда сам Рубинштейн аккомпанировал певцам, они говорили ему о своем ощущении, будто он тоже поет. Действительно, композитор обладал навыками удивительного мелодического интонирования. Способность «пения на рояле» сформировалась у него под влиянием итальянского тенора Джованни Рубини, которого Рубинштейн слушал в детстве. Сейчас, к сожалению, мало где музыкантов целенаправленно обучают искусству концертмейстерского мастерства, где пианист - не просто аккомпаниатор, а полноценный партнер. В этой мастерской нам было важно показать ребятам аспекты концертмейстерской работы с разных сторон: Любовь Орфенова занималась с ними, как пианист и языковой коуч, а Андрей Немзер, как вокалист. Наши наставники имеют колоссальный профессиональный опыт, и мы хотели этот опыт передать нашим студентам».
Достичь этой задачи педагогам удалось в полной мере. Мария Буянова, выпускница Московского института имени Шнитке, а в настоящее время концертмейстер ГИТИСа, рассказала о занятиях с Любовью Орфеновой: во время работы много времени уделялось осмыслению дыхания вокалистов, правильной фразировке, выстраиванию динамической шкалы аккомпанемента соответственно той тесситуре, в которой поет солист, умению «предслышать» его действия.
Много полезных советов от легендарного концертмейстера получил студент Петербургской консерватории пианист Александр Федосов. Работая с вокалистами на протяжении всей учебы, он стремился попасть в мастерскую в первую очередь к Любови Анатольевне, надеясь узнать от нее о тенденциях в современном концертмейстерском искусстве и научиться работать над материалом со «свежим взглядом».
«Подробная работа над музыкальным текстом, внимание к деталям, выстраивание целостного образа, создание интерпретации, которая будет интересна слушателю – это то, чего зачастую не хватает каждому из нас», - делится пианистка Анна Тадтаева. Закончив петербургскую консерваторию и ассистентуру-стажировку по специализации концертмейстерское искусство, Анна решила принять участие в мастерской. По ее словам, занятия с наставниками вдохновили ее на новые профессиональные поиски, научили большему раскрепощению и свободному самовыражению в творчестве.
Андрей Немзер, выступавший на таких сценах, как Метрополитен-опера, Опера Сан-Антонио, Королевский театр в Виктории, площадках Зальцбургского и Питсбургского фестиваля, также делился со студентами своим опытом работы с ведущими концертмейстерами мира. Молодые пианисты отметили легкость восприятия информации и высокий уровень взаимопонимания в процессе репетиций с контратенором. «Наша работа с Андреем проходила почти без остановок, нам удалось сразу почувствовать исполнительские намерения друг друга». – рассказывает Мария Буянова.
Результаты кропотливой и напряженной пятидневной работы были представлены слушателям на итоговом концерте, в котором вместе со студентами выступили солисты хора musicAeterna Андрей Немзер, Максим Аксёнов, Игорь Горбань и Даниил Чесноков.
В программе концерта не было произведений Рубинштейна – сроки были сжатыми, пришлось выбирать уже знакомый пианистам и вокалистам репертуар. Среди исполненного в этот вечер прозвучали знаменитые арии и романсы других представителей романтизма.
Лель Римского-Корсакова предстал очень игривым и взволнованным у Андрея Немзера в паре с пианисткой Марией Буяновой. В «Весенних водах» Рахманинова контратенор продемонстрировал полетность своего голоса на волне бурных переливающихся пассажей Луизы Бетрозовой. Завершил вокалист свое выступление трудной арией Фарнака Моцарта под отточенный, изобилующий деталями аккомпанемент Александра Федосова.
«Андрей Немзер дал мне множество важных советов, как выбрать удобный темп для певца, как выстроить грамотный баланс между фортепиано и солистом», - делится Александр.
Эти указания однозначно возымели эффект – партия фортепиано в Фарнаке была мастерски вплетена в канву стремительного колоратурного потока партии вокальной.
Пианисты Евгениий Кондратенко и Станислав Пылов показали высокий уровень вовлеченности и взаимодействия с басом Даниилом Чесноковым в эмоционально и технически сложных «Песнях и плясках смерти» Мусоргского и «Четырех песнях Дон Кихота» Жака Ибера. Здесь фортепиано под руками чутких и внимательных концертмейстеров звучало в особенности как полноценный партнер дуэта, испытывая волнение и страдая вместе с солистом.
Лирический репертуар исполнил тенор Игорь Горбань. В романсе «Отчего» Чайковского светлый тембр вокалиста заполнял комнату воздухом под трепетную нежную игру Анны Тадаевой. «Куда, куда, куда Вы удалились…» спрашивал Горбань, вглядываясь в зал, вместе с пианистом Сергеем Батеневым. Закончил свою программу тенор романсом Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда». Благодаря свободной выразительной игре Тимофея Ташланова слушателям удалось прямо в зале наблюдать «полуденные волны» и «дремлющий залив», о которых с ностальгией пел Горбань.
Бурными чувствами с неистовым концом накрыло слушателей в драматичном исполнении баритона Максима Аксенова. Пианистов Андрея Масковцева и Луизу Бетрозову, кажется, самих переполняли ревность и отчаяние в каватине Алеко Рахманинова и непонимание, глубокая тревога из-за холодности своей возлюбленной в арии Елецкого «Я Вас люблю, люблю безмерно» Чайковского. Роли отверженных преданных любимой женщиной героев раскрылись в прожигающем болью громогласном баритоне Аксенова, заставляя слушателей кричать «браво» после каждой арии. Восторг публики был заслуженный – тандем пианистов и солиста действительно звучал «на разрыв».
Несомненно, такая глубокая и серьезная проделанная работа, несмотря на короткие сроки, оказала большое влияние на формирование навыков молодых пианистов.
«Благодаря взаимодействию с выдающимися музыкантами и возможностью наблюдать за рабочим процессом других участников я стала еще более чуткой и гибкой в работе с вокалистами. Те знания, которые мы получили от Любови Анатольевны и Андрея Немзера внесли огромный вклад в развитие каждого участника мастерской» - признается Мария Буянова.
Подводя итоги, Анна Фефелова поблагодарила всех участников, а также слушателей, которые пришли разделить со студентами радость освоения новых музыкальных вершин и вместе насладиться музыкой.
Отметив важность и необходимость проведения подобных мастерских, куратор образовательных программ musicAeterna поделилась своим желанием продолжать работу просветительских проектов, которые будут затрагивать новые области музыкального исполнительства.
Аглая ЛАЗАРЕВА
Фото Ильи Снопченко и Саши Перовой
Источник: ВК Теодора Курентзиса и musicAeterna
Анонсы |
-12.06.25-
-12.06.25-
-14.06.25-
-16.06.25-
-26.06.25-
-27.06.25-
-04.07.25-