Новости


Подписаться на новости


Алексей Юрковский: «Конкурсы – это возможность заявить о себе, вера в себя и новый опыт»

Алексей Юрковский. Фото: Даниил Рабовский

Один из лауреатов конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской – Алексей Юрковский. В 2014 году ему была присуждена III премия, спустя два года – II. После этих конкурсов Алексей принял участие еще более чем в десятке вокальных состязаний. Там он также занимал призовые места, и чаще всего – первые, есть и Гран-при. Но конкурс на приз Ольги Сосновской остается самым дорогим сердцу, самым памятным. И не только потому, что Ольга Сосновская – любимая мама и педагог Алексея. Просто те конкурсы стали самым первым творческим испытанием для начинающего певца – и первой ступенькой на лестнице успеха, по которой он начал свой путь в вокале. О своем участии и победах в этом и других конкурсах, о том, что они ему дали и о том, зачем начинающим вокалистам вообще нужно участие в конкурсах, – об этом рассказал Алексей Юрковский.

- Алексей, что вам дало участие в конкурсе юных вокалистов?

- Я в них участвовал в самом начале своей учебы, когда еще не определил для себя, хочу заниматься вокалом или нет. Я попал в колледж, потому что другого выбора уйти из школы не было, а я хотел повзрослеть побыстрее! Конечно, я тогда был совсем молодой, но приятно, когда тебе говорят, что у тебя есть способности. Это меня стимулировало заниматься вокалом дальше и верить в то, что у меня действительно что-то может получиться. И было приятно стать лауреатом сначала третьей премии, потом – второй: я понимал, есть шансы продвигаться дальше, что все-таки что-то получается.

Что мне эти конкурсы дали? Они были в самом начале моего жизненного и вокального пути, и о каких-то огромных успехах, конечно, говорить было рано. Но после них мне захотелось заниматься вокалом еще больше.

Первое выступление Алексея Юрковского на конкурсе юных вокалистов на приз Ольги Сосновской, г. Сыктывкар, 5 ноября 2014 г. Фото: Дмитрий Напалков

- За полгода до конкурса 2014 года, весной, в Сыктывкаре проходили мастер-классы члена жюри конкурса Татьяны Дмитриевны Смелковой. Она послушала вас и сказала, что есть, с чем работать. А вы как раз оканчивали 9-й класс…

- Да, когда авторитетные для тебя люди говорят, что у тебя хорошие данные и есть, с чем работать – это вселяет какую-то уверенность и мысль, что стоит попробовать.

- И вы уже тогда решили, что после школы пойдете в колледж учиться вокалу?

- Не-еет! Летом я сдал экзамены за 9 класс, получил аттестат и решил, что не хочу больше учиться в школе – хочу поступать куда-то дальше. Может, даже в другой город. Родители мне сказали, что я пока мал куда-то уезжать и сказали: либо в колледж, либо в школу – в 10-й. Я подумал: ладно, пойду в колледж – все-таки другая атмосфера, более взрослое общество. И уже во время учебы мама предложила поучаствовать в конкурсе. Весь сентябрь и октябрь мы готовились к нему.

- В первом конкурсе вам присудили третью премию и грамоту за артистизм. Какие чувства вы тогда испытали, о чем подумали?

- На самом деле, тогда мой возраст был не совсем адекватным: я расстроился, что какой-то соперник обошел меня, злился на тех, кто занял второе и первое места. А сейчас я слушаю те свои выступления – и у меня «уши в трубочку сворачиваются». И думаю: как мне могли дать хоть какую-то премию?! (смеется). Но в тот момент я в любом случае радовался: эта, пусть и небольшая победа, дала мне веру в себя. А мои личные «загоны», какие-то внутренние драмы – это что-то такое юношеское, абсолютно детское. Я из этого вырос и на все это смотрю совсем по-другому.

Сейчас езжу по конкурсам – и порой даже не занимаю призовых мест. Но мне приятен сам факт того, что там очень хорошие члены жюри, у кого-то из них мировые имена. И если в конкурсе огромное количество участников, особенно если их не делят на подкатегории, а ты поешь с участниками от 18 до 38 лет, и во всей этой массе тебя выделяют – это здорово! Для меня лично это как раз главный стимул,– понять, что все возможно и преодолевать самого себя.

Выступление Алексея Юрковского и солистки Большого театра Ольги Селиверстовой на открытии конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской, г. Сыктывкар, 29 октября 2018 г. Фото: Дмитрий Напалков

- Наверное, ваша третья премия на первом конкурсе была самым сбалансированным, самым верным на тот момент решением жюри: с одной стороны, это придание вам веры в себя, что есть голос и способности, а с другой – что нужно еще много учиться дальше.

- Да, именно так. Но в данном случае меня стимулировало и пробудило желание расти дальше именно то, что такое решение приняли настоящие профессионалы, мастера своего дела. Они в России и даже в мире имеют очень хороший статус и колоссальный опыт, слышали огромное количество молодых вокалистов, из которых многие тоже потом стали звездами. И когда вот такое жюри говорит тебе: у тебя есть потенциал и все шансы, если ты будешь работать, – это очень заряжает! В общем, самое главное: тот конкурс дал мне веру в себя и в то, что мне стоит этим дальше заниматься, что из меня может что-то получиться.

- В силу того, что ваши родители – Ольга Сосновская и Владимир Юрковский – председатель жюри и продюсер конкурса, вы знали о нем с детства. Что именно вы знали о конкурсе и членах жюри, пока не приняли в нем участие, какие были представления?

- Конечно, я знал о том, чем занимаются родители, особенно о таких масштабных проектах. И, конечно, я еще прежде общался с кем-то из жюри, они обо мне что-то знали… И я всегда был уверен именно в этих членах жюри – был твердо убежден, что они честны и объективны. После конкурса я с ними общался – и выслушал от них очень много замечаний и советов, что мне надо исправлять. Но в то же время я выслушал и очень много хорошего – это было приятно. Так что я уверен, что с их стороны по отношению ко мне не было какого-то «продвига».

А еще когда-то я был независимым членом жюри этого конкурса. У нас были годы, когда на конкурсе работало независимое – детское – жюри, и я в таком участвовал. В тот период я учился игре на флейте. С 1 по 4 классы общеобразовательной школы занимался в училище искусств в детской группе по флейте, 5-6 классы проучился в Гимназии искусств Республик Коми. А в 7-й класс пошел в обычную школу – решил уйти от музыки, заниматься спортом, гулять с друзьями, ведь в гимназии на это совершенно не было времени. И, будучи членом независимого жюри, я вручил свой спецприз Дарьяне Бобарыкиной. Тогда она не заняла призового места, а меня впечатлила, и я отдал ей свой голос. И для нее это тоже было первой победой и первым призом, который она до сих пор бережно хранит. И это маленькое признание – пусть мое мнение было непрофессиональным, детским – ее, видимо, тоже воодушевило заниматься вокалом и расти, идти к своей цели. После Гимназии искусств и колледжа искусств в Сыктывкаре она поступила в Международную академию музыки Елены Образцовой, а сейчас учится в Санкт-Петербургской консерватории, в классе Владимира Борисовича Ванеева.

Ну и, разумеется, я имел представление о конкурсе, потому что на нем волонтерил – помогал родителям на уровне: принеси-подай, проводи-встреть кого-то и так далее. Делал какие-то самые простые бытовые вещи, чтобы всем на конкурсе было удобно.

- А что расскажете о втором своем участии в этом конкурсе?

- Тогда я учился уже на III курсе, перешел уже в другую возрастную категорию, у нее была другая конкурсная программа, и я имел право участвовать снова. На тот момент еще не разъезжал по конкурсам, как сейчас, и для меня это была еще одна возможность испытать себя. На первом конкурсе мне понравилось, и я решил попытаться снова – и занять уже не третье место, а повыше. И получилось в этот раз взять вторую премию. В тот раз по моей возрастной категории меня обошли Виктория Маслюкова – ученица Веры Павловны Барановой, она получила первое место совершенно заслуженно, и Йонас Юд из Швейцарии, ученик Светланы Ивановны Афониной, которому присудили Гран-при.

Мы с Йонасом на том конкурсе много общались, даже подружились. И когда вывесили результаты конкурса, мы с ним гуляли – я позвал его есть пиццу. И вот мне звонит мама и сообщает результаты, говорит, что есть отличная новость и для Йонаса. Когда она сказала, что ему присудили Гран-при, я аж подпрыгнул: «Да ладно?!!». Я был за него очень рад, и за Викторию тоже, и совсем не было таких мыслей, как в 2014 году: он меня обошел, такой-сякой, уж я ему… Как видите, всего два года разницы между конкурсами, а у меня была совсем другая реакция. И мама тоже была приятно удивлена моей искренней радостью за тех, которые только что со мной конкурировали. А за себя я был рад тому, что занял хоть какое-то место. Видимо, стал гораздо взрослее и был готов ко всему.

Выступление Алексея Юрковского на открытии конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской, г. Санкт-Петербург, 21 ноября 2019 г. Фото: Продюсерский центр Владимира Юрковского

- А почему не стали участвовать в конкурсе 2018 года? Ведь еще имели право.

- Да, но тогда уже не хотел. Просто не хотелось в третий раз идти на один и тот же конкурс. К тому же, в нем участвовали мои однокурсники, и мне не хотелось с ними соревноваться. Я хотел насладиться их выступлением. И в том конкурсе я не участвовал, но уже работал в штабе. Не просто волонтерил, а отец меня назначил отвечать за транспорт, логистику. На том конкурсе я был и таксист, и грузчик, и отвечал за автобусы для участников, их приезд-отъезд. Это было интересно, мне очень нравилось! Было приятно принимать решения и помогать другим. К тому же, водительские права я получил в октябре, а конкурс был в начале ноября. И очень часто были ситуации, когда надо было действовать быстро: привезти того, увезти то, встретить кого-то и так далее. И это мне помогло стать менее трусливым водителем: ты понимаешь, что тебе надо торопиться, и мозг уже работает по-другому, более сосредоточенно – все это помогло мне научиться быстро соображать на дороге. Так что тот конкурс мне дал опыт водителя, руководителя и ответственного человека… Ну, и честно заработанные деньги!

- Алексей, не могу не спросить: наверняка вам приходилось слышать в лицо или за спиной: ну все понятно, если мама председатель жюри, а папа продюсер конкурса – их ребенок без призового места не останется. Кто-то не говорил, но думал… Вам приходилось с этим сталкиваться?

- Конечно, и не раз. Хоть и редко, но бывало. Знаю, что кто-то и сейчас продолжает говорить. Но в последние два года я много езжу по конкурсам, на которых меня просто не знают. И мне приятно понимать, что и там меня тоже замечают. На одном из конкурсов, где я занял второе место, члены жюри сказали, что я просто смешал им все карты. То есть у них там уже, вроде, все было понятно. А приехал никому не известный Алексей из Сыктывкара – и спутал им весь расклад. Мне это слышать было приятно… На самом деле, трудно сказать, что все конкурсы – честные и объективные. Но за два года я посетил их много – и почти на всех стал лауреатом. Где-то, может, взял не премию, но спецприз, или включили участвовать в гала-концерте наряду с лауреатами – это тоже определенное признание.

Знаете, я даже конфликтовал с родителями по этому поводу, буквально бунтовал, чтоб они никогда меня таким образом не продвигали. Потому что никогда не любил такую поддержку. «Давай, Леша, удачи тебе!» – это да, такую поддержку принимаю, а ставить мне дополнительные плюсики только потому, что я их сын – этого никогда не любил и не терпел. И когда поступал в консерваторию, тоже категорически запретил родителям меня знакомить с кем-то из педагогов. Они очень волновались: питерская консерватория – это очень высокий уровень, огромная конкуренция. Но я сказал: начнете так помогать – вообще заберу документы! И в приемной комиссии не было ни одного педагога, который бы меня знал. Но я поступил, причем на бюджет. Когда на вступительных экзаменах тебе улыбается Ирина Петровна Богачёва – наверное, ей все-таки нравится, как ты поешь… А Ирина Петровна – это мэтр, мировая звезда, легенда, и ее улыбка, адресованная тебе, дорогого стоит. К сожалению, я не успел с ней пообщаться – вскоре после моего поступления она ушла из жизни...

То, что говорят, я могу опровергать. Я знаю, что это неправда. Но те, кто говорят, вряд ли в это поверят! (смеется). Я не хочу, чтобы такие мысли отбивали у людей желание участвовать в конкурсе. В том числе, поэтому я и не стал идти на конкурс в третий раз. Да и мама тогда сказала: «Даже если ты споешь на Гран-при, я тебе его не дам. Потому что тогда точно не поверят, что это честная победа, будут осуждать. А лауреатство на международном конкурсе, которое у тебя уже есть (пусть и второе-третье) – это тоже весомо и достойно тебя». Именно поэтому я тем более знаю, что конкурс честный и объективный.

Выступление Алексея Юрковского на приеме от имени Главы РК, посвященном 99-летию Республики Коми в Санкт-Петербурге. Фото: Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской федерации

- Сейчас у вас уже богатый конкурсный опыт. Что все эти испытания вам дали? Зачем молодым вокалистам вообще нужно участвовать в конкурсах?

- Конкурсы – это возможность заявить о себе. Понять, что вокруг множество талантливых и высокопрофессиональных ребят, знакомство с которыми побуждает нас ставить новые цели и достигать их. Возможность выступить перед мастерами своего дела, которые не знают тебя, твоих плюсов и минусов, поэтому оценивают объективно и беспристрастно.

Даже там, где не занимал призового места, я участвовал в мастер-классах – это хорошая возможность получать опыт лучших. Я не езжу на маленькие конкурсы, где членов жюри никто не знает – считаю, что уровень, статус любому конкурсу придает именно жюри. К примеру, сейчас в конкурсе юных вокалистов на приз Ольги Сосновской в жюри впервые вошел Алексей Лавров – выходец из Коми, который теперь поет в Метрополитен-опера, одном из известнейших театров мира. Я считаю, что это уровень!

Кроме того, для меня чем сложнее по уровню конкуренции конкурс, тем полезнее. Это пополняет репертуар, если ты решил стать профессионалом в этой сфере. Там ты слышишь людей, которые поют лучше тебя. На большом конкурсе ты сравниваешь свой уровень с тем, каким он должен быть. Пусть ты ничего не займешь, но многое узнаешь про себя: над чем работать, к чему стремиться, куда расти.

Алексей Юрковский с Валерием Алиевым и Ольгой Сосновской на конкурсе «Янтарный соловей», г. Калининград, октябрь 2018 г. Фото из архива Алексея Юрковского

На серьезных конкурсах – серьезные призы. Например, крупные денежные. Мне на конкурсе имени И. П. Богачевой удалось получить в качестве приза двухнедельную поездку во Флоренцию на мастер-классы. Считаю, это ценнее любых денег, тем более что такая поездка изначально не была прописана в условиях конкурса, этот спецприз член жюри маэстро Джанни Тангуччи ввел только по итогам состязания.

Конкурс – это возможность, чтобы тебя заметили. Может, тебя не оценят все члены жюри, не дадут никакого призового места, но ты можешь с ними пообщаться, и они тебе скажут на тех же мастер-классах всё по-честному. Может, найдется какой-то влиятельный человек, которому ты понравишься, и он скажет: я хочу, чтобы этот конкурсант прослушался туда-то. Я участвовал в конкурсе имени Б. Т. Штоколова. И на Гала-концерте ко мне подошел Валерий Алиев и пригласил в Калининград на конкурс «Янтарный соловей» имени Зары Долухановой: сказал, что я как раз подхожу этому вокальному конкурсу. В итоге я стал лауреатом и на «Янтарном соловье».

А еще на конкурсе имени Штоколова мне посчастливилось познакомиться с замечательным концертмейстером – Натальей Зайцевой! С тех пор мы ездим на все конкурсы вместе, очень много и плодотворно работаем, а также записываем новые произведения. Мы стали не только командой, но и друзьями. Что такое «свой» концертмейстер – не каждый поймет. Но вокалисты понимают, какая это огромная ценность! Как это важно, чтобы концертмейстер тебя понимал, чувствовал, дышал с тобой в одном ритме. То есть на том конкурсе я еще и нашел «своего» концертмейстера. Этого даже не планировал, но повезло и в этом.

Алексей Юрковский с концертмейстером Натальей Зайцевой. Фото: Даниил Рабовский

- И напоследок: что бы вы, с вашим опытом, посоветовали будущим конкурсантам?

- Первое – выбор программы. Лучше потратить время, но найти произведение, чтобы оно тебе нравилось, и ты был уверен, что оно у тебя получится, будет «цеплять» слушателей. Произведения надо брать по возрасту, доступные для понимания, чтобы суметь прочувствовать их смысл. И желательно выбирать разнохарактерные, с разным настроением. Длинное и однообразное произведение надо постараться исполнить так, чтобы его хотелось слушать до конца. Лучше готовиться к конкурсу заранее: в свободное время учите слова, мелодию. Надо сидеть над нотами, а не только над аудио – на конкурсе смотрят, как ты можешь спеть именно то, что написано в нотах. Если произведение иностранное, ищите того, кто поставит правильное произношение – это безумно важно на конкурсах!

И очень важно готовиться, что называется, «на Гран-при». То есть если едешь на конкурс – готовься на него не по принципу «и так сойдет», а по максимуму своих возможностей. Пусть и говорят, что главное – не победа, а участие, все мы едем на конкурс с надеждой победить. И расстраиваемся, если не заняли никакого места. К каждому конкурсу надо готовиться очень ответственно и выступить так, чтобы понимать, что ты не просто вышел и спел «от балды», а поработал и превзошел самого себя. Это тоже рост. А еще у певцов ценят комплекс исполнительских качеств: не только как ты поешь, но и как стоишь, двигаешься, в целом держишься на сцене. Если ты красиво спел, но на тебя неинтересно смотреть, то может найтись кто-то, кто не только так же красиво споет, но еще и сыграет классно. Поэтому важен комплекс в плане школы, артистизма и художественной работы над произведением.

И, естественно, очень важен внешний вид – он тоже настраивает самого конкурсанта и дает первое впечатление о нем судьям. Ведь нас все равно встречают по одежке. Одежда должна быть вечерней, концертной, ведь наш жанр – академическое пение, и на конкурсе надо выглядеть соответственно – классически красиво. Волосы – прибранные, аккуратные, не «заросшие». Очень важна опрятность в целом! Плохим внешним видом можно сразу настроить жюри негативно, за него они могут снизить балл.

Перед самым конкурсом важно беречь здоровье. И, наконец, перед выступлением стоит постараться порепетировать в том зале, где будет проходить конкурс – прочувствовать его.

Беседовала Ирина Самар


← статьи

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша

Афиша

Все афиши


Подписка RSS    Лента RSS






афиша

 

 
Рассылка новостей