• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



20.03.2020

Атмосфера времени, атмосфера чувства

ТИМОН АФИНСКИЙ В ТВЕРИ

Сейчас барочная музыка, как говорится, в тренде. Ею интересуется и публика, и сами исполнители. Очень приятно, что исполнительский круг расширяется не только за счет аутентичных ансамблей, -  академические коллективы тоже проявляют большое желание исполнять барочную музыку, причем в исторической традиции.

Живым доказательством этого стала наша совместная работа с коллективом Тверской Академической Филармонии. Опера-маска Г.Перселла по пьесе У.Шекспира – это эксклюзивный материал, который еще ни разу не звучал в России. Даже странно, что ни один столичный театр не посмотрел в сторону этого удивительного сочинения. Тем приятней было «открыть» этот опус с великолепным  тверским оркестром «Российская камерата», солистами  Филармонии и хором «Русский партес». Солистами выступили заслуженная артистка России Татьяна Скворцова (сопрано), лауреаты международных конкурсов Ольга Атрохова (меццо-сопрано), Эммануила Штуко (сопрано),Юрий Фельдшеров (бас), Ольга Орлова(клавесин) и органистка из Москвы Анна Спирина.

Мы долго выбирали программу для этого концерта с художественным руководителем и главным дирижером Тверской Филармонии Андреем Кружковым, пока не остановились именно на этом раритетном  сочинении. У меня с самой первой репетиции было ощущение, что музыканты просто влюбились в эту музыку, что её исполнение доставляет им настоящую радость. Не говоря уже о той профессиональной хватке, которую продемонстрировал коллектив, быстро осваивая необходимые исполнительские приемы и добиваясь верного звучания. Про звучание скажу отдельно, что мне уже не раз доводилось работать с исполнителями разной, так сказать, степени посвящения в барочное исполнительство. И что в результате, убедительным оказывалось именно то исполнение, в котором соединялись правильно поставленные  дирижером задачи,  техническое мастерство исполнителей, верно найденные ассоциации, исторические примеры и подлинное творческое вдохновение самого коллектива. Например, все певцы признались мне, что «таким звуком» они еще никогда не пели, и это признание было для меня наградой. Мне кажется, что нам удалось передать мощный аристократический дух английской музыки в сочетании с тонкой меланхолической грустью, столь свойственной сочинениям «британского Орфея». Вообще, одна из главных задач, которую я всегда ставлю перед исполнителями, это задача создать для слушателя определенную атмосферу - атмосферу времени, атмосферу чувств, эмоциональную атмосферу. Очень отрадно понимать, что та великая музыка, которая была создана 300  и более лет назад, находит сейчас столь мощный резонанс и у музыкантов, и у слушательской аудитории. Скажем прямо, эта музыка необходима современному обществу. Значит выбор программы и сама линия работы были выстроены верно.

МАРИЯ МАКСИМЧУК

Музыкальный руководитель барочного консорта Tempo Restauro,

Дирижер Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

«Британским Орфеем» назвали Генри Перселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами Уильяма Шекспира, Джордаж Байрона, Чарльза Диккенса. Творчество композитора развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусства Ренессанса; возникали демократические формы музыкальной жизни – платные концерты, светские концертные организации, создавались новые оркестры, капеллы и т. п. Выросшее на богатой почве английской культуры, впитавшее лучшие музыкальные традиции Франции и Италии, искусство Генри Перселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной.

Творческий гений композитора, создававший произведения высочайшей художественной ценности в самых разных жанрах, ярче всего раскрылся в сфере театральной музыки. Композитор написал музыку к 50 театральным постановкам. Эта интереснейшая область его творчества неразрывно связана с традициями национального театра; в частности, с жанром маски, возникшем при дворе Стюартов во второй половине XVI в. (the masque – сценическое представление, в котором игровые сцены, диалоги чередовались с музыкальными номерами). Соприкосновение с миром театра, сотрудничество с талантливыми драматургами, обращение к разнообразным сюжетам и жанрам окрыляло фантазию композитора, побуждало к поискам более рельефной и многоплановой выразительности.

Одной из наиболее ярких опер-масок Генри Перселла является «Тимон Афинский», музыка к которой была написана к постановке одноименной трагедии Уильяма Шекспира в 1694 году. Точнее сказать, к адаптации пьесы, поскольку оригинальный текст считается неоконченным и содержащим добавления разных авторов. Опера рассказывает о состоятельном афинянине Тимоне, чьи гуманизм, готовность помощь страждущим, внимание к трудностям простых людей подверглись осуждению и гонениям со стороны знати. Это вынудило Тимона стать отшельником и мизантропом, отдалиться от общества с его проблемами и, в итоге, окончить дни свои в одиночестве.

20.03.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей