Новости


Подписаться на новости



01.12.2021

Фольклор и электроника.
Балеты
Николая Попова и Рината Абушахманова

Одноактные спектакли Башкирского государственного театра оперы и балета  стали, на мой взгляд, одним из самых ярких событий не только балетной афиши фестиваля «Видеть музыку», но и всего фестиваля. Оба балета созданы композитором Николаем Поповым и балетмейстером Ринатом Абушахмановым, они же – авторы либретто. Художник-постановщик обоих спектаклей – Фания Низамова, художник по свету –Сердар Чарыев. Первый спектакль этого творческого тандема – «О чем молчат камни», - был поставлен в 2019 году, второй – «Свет погасшей звезды», - премьера этого года. Соединение этих двух произведений в один балетный вечер оказалось очень органичным.

«О чем молчат камни».
Девушка – Софья Саитова, Жрец – Расиль Сагитов   

Сюжет спектакля «О чем молчат камни» авторам спектакля был подсказан древними (эпохи палеолита) рисунками первобытных людей, которые жили на территории Южного Урала. В знаменитой пещере Шульган-Таш сохранилось много таких рисунков, эта пещера – уникальный природно-археологический памятник. Выстраивая либретто, Николай Попов и Ринат Абушахманов много общались и подробно консультировались с Владиславом Житеневым - археологом, доктором исторических наук, доцентом МГУ.

«О чем молчат камни».
Сцена из балета. Девушка - Софья Саитова

Один из ведущих современных композиторов нового поколения, работающих в области электроакустической музыки, Николай Попов предложил интересное музыкальное решение. Уроженец Башкортостана, прекрасно знающий местный фольклор, он создал захватывающий, вовлекающий, завораживающий язык, в котором, по меткому выражению известного музыковеда В.Н. Холоповой, «ротировал фольклорные инструменты с электроникой: думбыра, кубыз, курай, морин-хуур мутировали в электронику и возвращались обратно» (прим.ред: В.Н.Холопова. «Композитор Николай Попов», М., Альтекс, 2019, стр. 36). Музыкальный материал записала этно-группа «Йатаган» в составе которой и инструменталисты, и вокалисты, и уникальный мастер горлового пения Роберт Загретдинов. Профессионально занимающийся мультимедиа Николай Попов, вероятно, именно в жанре балета увидел возможность синтеза пластических картин, созданных единомышленником-балетмейстером на планшете сцены, с видео картинами в надсценическом пространстве, словно в воздухе (видеохудожник Евгений Афонин, фотохудожник Олег Меньков). Это именно единое целое, настоящее «мультимедиа» - соединены «живые» движения, реальные танцовщики, фото, цветовые пятна и картины на видеопроекциях, акустические инструменты и электроника в записи, выразительные смены сценического света, что производит сильный эффект именно благодаря своему единству. Ринат Абушахманов предложил также очень интересный и изобретательный пластический язык для передачи как языческой архаики, так и отвлеченных символических моментов, и взаимоотношений персонажей. Этот язык оригинален, и я бы не стала однозначно относить его к тому или иному направлению танца. Фантазия балетмейстера соединяет разные элементы, и, бесспорно, он учитывает то, что танцует академическая, классическая труппа (солируют Софья Саитова – Девушка, Олег Шайбаков  -Вождь племени, Расиль Сагитов - Жрец). Впечатляют мужские вариации, монолог Девушки- Созидательницы. По мнению авторов, создательницей знаменитых рисунков была именно женщина, созидательное начало которой противостоит и агрессии войны, и поклонению идолам. «Первобытный» сюжет находится словно «внутри» сцен современных – вереницы людей спешат туда и сюда, держа в руках свои телефоны и не видя ничего, кроме их экранов, энергия созидания для них не существует. Но в финале рисунки возникают вновь – летящие птицы на стенах пещеры…

«Свет погасшей звезды».
Айхылу – Валерия Исаева, Ханбулат - Айрат Масегутов

Второй балет тех же авторов – совершенно иной, хотя в решениях двух спектаклей много общего, что и позволяет их так органично объединить в один вечер. «Свет погасшей звезды» - парафраз извечной темы романтического балета, появление среди людей пришелицы из иного мира, сильфиды, виллисы, ундины.. Здесь к человеку, привлеченная звуками прекрасной музыки, спускается звезда и превращается в девушку. Это сюжет башкирской легенды «Йерактау». Батыр Ханбулат (Айрат Масегутов)  и девушка Айхылу (Валерия Исаева) полюбили друг друга, и в груди небесной пришелицы тоже зажглось огнем любви человеческое сердце (этот момент подчеркнуто визуализирован – свет виден буквально, на груди у костюма главных героев сквозь ткань костюма просвечивает приглушенно-красный огонек). «Инаковость» героини, появившейся из нежной небесной дымки, подчеркнута ее танцем на пуантах. Изобретательно поставлен дуэт главных героев, когда они взымают вверх, поддержанные мужским кордебалетом. Но, как и положено в романтическом балете, любви героев противостоят злые силы, персонифицированные не только баем Типтегулом (Андрей Брынцев), но и его свитой. Если движения влюбленных героев кантиленны и льются, как мелодическая линия, то движения свиты Типтегула (или его подданных – мне показалось, что он скорее хан, чем бай – слишком воинственен и мужественен) механистичны. Каждый артист кордебалета выполняет свой короткий набор из нескольких резких движений – выпады, приставные шаги, повороты, взмахи руками, и в целом складывается впечатляющая картина гигантского бездушного механизма, в котором люди – лишь винтики.

«Свет погасшей звезды».
Айхылу – Валерия Исаева, Типтегул – Андрей Брынцев

Музыку  для этого балета записали также музыканты-фольклористы – Мурад Джанизаков (курай), Ильдар Шакиров (думбыра), Зилия и Юлия Бахтиевы (вокал), Ринат Рамазанов (кубыз, окарина и горловое пение). К ним добавился голос виолончели (Аяз Нухов, в арсенале которого в этой записи были также кыл-кубыз и морин-хуур. И здесь также поражало взаимопроникновение фольклорных инструментов и электроники. А захватывающие видеоинсталляции создал Эндрю Квинн, знаменитый австралийский медиа-художник и музыкант, живущий в Италии. Достаточно сказать, что в его «послужном списке» такие фильмы как «Матрица», «Нирвана», «Расхитительница гробниц», над спецэффектами для которых  он работал.

«Свет погасшей звезды». Сцена из балета.
Айхылу – Валерия Исаева, Ханбулат - Айрат Масегутов

…Девушка Айхылу отдает свое сердце убитому злобным Типтегулом Ханбулату и уходит из земной жизни, возвращаясь в небеса. Дымка, из которой она появилась, и в которую ушла, словно танцует в воздухе, истаивая…

Спектакли показали отличный уровень башкирской труппы, и солистов, и кордебалета.  В бесспорно удавшемся поиске новых форм содержание – эмоциональное, захватывающее и заставляющее думать.

Надежда КУЗЯКОВА
Фото А.Голубева предоставлены пресс-службой
Башкирского государственного театра оперы и балета.

01.12.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей