• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



28.02.2023

Белгородский симфонический:
десять лет спустя

Симфонический оркестр и Академический хор Белгородской государственной филармонии 7 февраля 2023 года выступили в Ростове-на-Дону, на сцене Большого зала Ростовской филармонии. Своими впечатлениями делится музыковед и педагог, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, председатель Ростовской композиторской организации Анатолий Моисеевич ЦУКЕР.

Мое знакомство с симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии состоялось в 2013 году. Тогда по приглашению ее дирекции я приехал в Белгород на концерт «Музыка нового времени» для его последующего освещения в центральной прессе. На концерте присутствовали авторы исполняемых сочинений – московские композиторы Владислав Казенин и Рашид Калимуллин. Мне довелось побывать на репетициях программы, и все, что я увидел и услышал, произвело необычайно сильное впечатление. Свою роль сыграл, по-видимому, еще и эффект неожиданности. Все-таки, по меркам областного центра Белгород – город небольшой, со скромной музыкальной инфраструктурой, а именно она обычно является источником комплектования оркестровых коллективов. Поэтому, полагал я, рассчитывать на слишком высокое качество симфонического звучания не приходится.

Реальность опровергла все мои ожидания. Уже на репетиции я был искренне удивлен, с какой тщательностью, с каким погружением в партитуру дирижер и оркестр работают над каждой ее деталью, добиваясь искомого результата, с какой последовательностью из этих деталей выстраивается целостное здание произведения. Иной читатель подумает: «А как же может быть иначе?» Увы, когда дело касается современных авторов, еще не попавших в разряд классиков, не только может быть, но чаще всего и бывает. В этом плане меня восхитил Рашит Нигаматуллин – дирижер опытный, яркий, но еще и ответственный в отношении к исполняемой музыке, в том числе и самой новой, мало «апробированной». На концерте оркестр звучал безукоризненно, сочно, многокрасочно, в интерпретации маэстро неизвестные доселе сочинения становились понятными, раскрывались их глубинные смыслы, их драматургия.

Еще один момент меня удивил и порадовал. На симфонических показах современной музыки залы часто бывают полупустыми (или полуполными – так менее обидно). Но на этом концерте царила праздничная атмосфера, он воспринимался аудиторией как яркое событие – в зале аншлаг, публика, среди которой было немало молодежи, принимала каждое произведение восторженно. Чувствовалось, что белгородцы свой оркестр любят и ждут свидания с ним.

И вот, по прошествии десятилетия, новая встреча с Белгородским симфоническим, теперь в Ростовской государственной филармонии на гастрольном концерте в рамках проекта Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». Разумеется, хотелось услышать, как звучит оркестр сейчас, как прошли для него эти непростые годы, с пандемией, локдауном, изрядно затруднившим работу всех творческих коллективов. Да и сегодня приграничный Белгород – не самый спокойный город России.

Уже при выходе оркестра на сцену Большого зала филармонии стало видно, что его состав за это время значительно помолодел, появилось много новых лиц. Подобная ротация визуально радует глаз, но может быть чревата снижением качества – «молодо, зелено». Однако, последующее исполнение программы показало, что коллектив держит по-прежнему высокую художественную планку. Звучание оркестровых групп сбалансировано, техническая сторона безупречна, а главное, весь коллектив, словно послушный инструмент в руках музыканта-виртуоза, гибко следует воле дирижера, его намерениям, чутко реагируя на каждый его жест. Такое взаимопонимание – результат длительного союза большого мастера и оркестра. Нигаматуллин возглавляет его свыше 16 лет. Сегодня, когда распространенной является практика главных дирижеров-гастролеров, приезжающих на небольшое количество дней на свои программы и после концерта тут же покидающих город и коллектив, подобная  многолетняя совместная работа приносит свои замечательные плоды. А молодежь, попадая в эту атмосферу единомыслия, быстро обретает необходимый опыт оркестрового музицирования.

На этот раз в концерте принимал участие еще и академический хор Белгородской филармонии под руководством талантливого хормейстера  Елены Алексеевой, а в программе была русская классика: концерт для скрипки с оркестром Чайковского, хор «Славься» Глинки, «Половецкие пляски» Бородина и части из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Свиридова. Все произведения широко известные, но собранные вместе и прекрасно исполненные, они произвели особый эффект, вызвав огромное чувство гордости (я лично его испытал в полной мере) за нашу великую отечественную музыку. И это величие и мощь, конечно же, не сможет заглушить или приуменьшить никакая «культура отмены» при всем ее остракизме.

В концерте Чайковского солировал Граф Муржа – один из самых блистательных скрипачей нашего времени. Музыкант обладает артистическим обаянием, мягким, благородным звуком, беспредельной виртуозностью и при этом глубиной проникновения в стиль и образность исполняемого сочинения. В его интерпретации концерта раскрылась исповедальность, душевная теплота и одновременно праздничность, пленяющая мелодическая красота первой части, ностальгическая задумчивость канцонетты, удальство и задор финала. Оркестр в этом союзе чутко следовал за всеми тончайшими нюансами и исполнительскими  градациями солиста, динамическими, темповыми, то поддерживая его, то вступая с ним в непринужденный диалог.

Масштабно, темпераментно были исполнены оркестром и хором «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь». Нигаматулин прочел их как монументальную фреску. Складывалось впечатление, что слышишь и видишь многотысячную толпу, охваченную то стихийным порывом, то упоительной любовной негой. В полную силу, как говорится, «наотмашь», были раскрыты яркие контрасты женских и мужских танцев, пленительная пластичность, манящая  мечтательность первых и «дикий» восторг, безудержное движения вторых. При этом выстраивалась единая линия динамического нагнетания, проходящая через всю огромную композицию и приводящая к ее высшей кульминационной точке – взрыву буйного вихревого кружения, переходящего в исступленную вакханалию. Мне доводилось много раз слышать это гениальное творение композитора и в театральном, и в концертном воплощении, но, признаюсь, данное исполнение было, пожалуй, одним из самых впечатляющих.

В завершение программы прозвучала во фрагментах «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. Здесь в полной мере проявились лучшие творческие качества хора филармонии. Для концерта были выбраны четыре части Поэмы, яркий контраст которых создавал возможность раскрыть разные грани этого выдающегося сочинения композитора-классика ХХ века.  Впечатляла картинность, живописная конкретность, то разрастающаяся до масштабов богатырской народной силы («Поет зима», «Молотьба»), то приобретающая характер таинственного и призрачного языческого действа («Ночь под Ивана Купала»), то выливающаяся в сцену разгулявшейся крестьянской стихии с частушками, лихими прибаутками («Крестьянские ребята»). Яркие оркестровые эффекты соединились с богатством и разнообразием хоровых тембровых красок. Бесспорным достоинством стала дикционная четкость хора (качество, не всегда присущее даже высокопрофессиональным хоровым коллективам). Тем более важным оно оказалось в исполнении сочинения, где слушателю необходимо расслышать каждое слово есенинского поэтического текста.

В программе, выстроенной как единое целое, важны все составляющие, в том числе и ведение концерта, музыковедческие комментарии, от которых Белгородский оркестр разумно не отказался. Участников гастрольного тура, все исполняемые произведения лаконично, но емко, а главное заинтересованно и увлеченно представила ведущая концерта, она же композитор и председатель Белгородского отделения Союза композиторов России Елена Латыш-Бирюкова.

Встреча с симфоническим оркестром Белгорода стала подарком для ростовчан. Зал был полон, музыкантов встречали с присущим южному городу дружелюбием, открытостью, теплотой и несмолкающими аплодисментами. Столь массовый культурный «десант» событие в нашей жизни не частое.

Анатолий ЦУКЕР
Фото предоставлены
Ростовской государственной филармонией

28.02.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей