Новости


Подписаться на новости



Березовский vs Цветаева

В середине июля в Татарстане состоялся open-air фестиваль пианиста Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге», который посетили более 40 000 зрителей

Пианист Борис Березовский. Фото Юрия БогомазаМарина Цветаева

Пианист Борис Березовский. Фото: Юрий Богомаз

Поэт Марина Цветаева (1892–1941)

До этого фестиваля я не знала о Елабуге ничего, кроме того, что в этом городе осознанно оборвала свой земной путь великая Марина Цветаева. Амбиции Бориса Березовского, пианиста и художественного руководителя фестиваля, были направлены именно на то, чтобы изменить печальный имидж Елабуги как гиблого места. Мне, филологу до мозга костей, такая миссия казалась невыполнимой. Сможет ли великий пианист, пусть даже с созвездием приглашённых им прекрасных музыкантов, совершить перелом в сознании множества образованных людей, для которых Елабуга – не более, чем место смерти Цветаевой? Ведь Березовский решил устроить в городе музыкальный праздник, фейерверк звёзд классической музыки! Где? Рядом с могилой великого поэта XX века, затравленного советской властью и доведённого до самоубийства?! Возможно ли преодолеть столь мощную генетическую народную память?..

А ещё в период подготовки фестиваля я спросила Березовского: «Брамс под открытым небом – это романтично. А если проливные дожди, что тогда?» И художественный руководитель парировал: «Дождик – не причина, чтобы отменять фестиваль». Я тогда подумала: «Хотела бы я посмотреть, как пройдёт open-air под дождём». Как в воду глядела…

«Виолончель, и кавалькады в чаще, и колокол в селе»

В день открытия фестиваля в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова прозвучали увертюра Глинки из оперы «Руслан и Людмила» и «Праздничная увертюра» Шостаковича, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Рахманинова, где солировал пианист Борис Березовский и Концерт для скрипки с оркестром П.И. Чайковского, где солировал скрипач Никита Борисоглебский. Концептуальным было включение в программу воинственного сочинения нашего современника Александра Чайковского «Стан Тамерлана» из оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане»: ведь именно по елабужской земле в начале XIII века разрушительным вихрем промчались войска Тамерлана, средневекового полководца и победителя Золотой Орды.

Солистка Приморской сцены Мариинского театра Айгуль Хисматуллина (сопрано)

Солистка Приморской сцены Мариинского театра Айгуль Хисматуллина (сопрано)

Блистала на сцене Айгуль Хисматуллина (сопрано), выпускница Казанской государственной консерватории, ныне солистка Приморской сцены Мариинского театра. Исполнив татарскую народную песню в обработке для голоса и органа, а также популярные арии из опер зарубежных композиторов и татарского классика Назиба Жиганова, юная певица продемонстрировала красоту и силу голоса, богатство вокальной нюансировки и яркий темперамент. Органная музыка Баха прозвучала в исполнении народного артиста России Рубина Абдуллина.

Концерт во второй фестивальный день посвятили памяти Марины Цветаевой. Пианист Борис Березовский и Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» под управлением Андрея Котова исполнили программу из сочинений Рахманинова и богослужебных песнопений XVII – XVIII веков. Идея объединить фортепианные произведения композитора, его «Всенощное бдение» и аутентичные песнопения наглядно продемонстрировала, что корни рахманиновского стиля – в духовной музыке. Сочинения Рахманинова, пострадавшего от революционных вихрей не меньше Цветаевой, и духовная музыка прозвучали как искренняя молитва о прощении.

Пожалуй, единственная и, увы, неразрешимая проблема всех концертов под открытым небом – качество звука. Даже на престижных европейских фестивалях звук оставляет желать лучшего. Но на open-air фестивалях главное не это, а радушная атмосфера, дух свободы, единение с красотами природы – то, чего не ощутить в концертных залах. Именно такая счастливая атмосфера царила на фестивале в Елабуге!

Александр Князев

Александр Князев (виолончель)

Для многих откровением стала поющая виолончель Александра Князева, которого искушённая публика знает как мультиинструменталиста: он одинаково прекрасно играет на фортепиано, органе и виолончели. Рондо и Адажио Моцарта для скрипки с оркестром в транскрипции для виолончели Князев сыграл так, что оставалось лишь восхищаться самоотдачей и темпераментом одного из лучших виолончелистов мира. Виолончельный концерт Генделя непрост для восприятия, однако публика, вальяжно расположившаяся на траве, приветствовала солиста стоячей овацией и криками «браво».

«Над калиткой, стонавшей скрипкой возле дома, который пуст, – одинокий бузинный куст»

Когда скрипач Никита Борисоглебский в дуэте с Борисом Березовским исполнили сочинения великого скрипача и композитора-мистификатора Фрица Крейслера «Муки любви», «Радость любви» и «Прекрасный розмарин» из цикла Старые венские вальсы № 3, под елабужским небом воцарилась атмосфера старой доброй Вены начала XX века. Зелень деревьев, красота природы, отдыхающая публика и мелодии, некогда звучавшие в аристократических кафе – Елабуга словно превратилась в австрийскую столицу…

Павел Милюков и Никита Борисоглебский

Павел Милюков и Никита Борисоглебский

Со скрипачами фестивалю повезло: Никита Борисоглебский и Павел Милюков продемонстрировали высокий исполнительский класс. Но если об этих музыкантах в элитарном мире академической музыки знают давно, то баянист Айдар Салахов стал открытием. Профессионалы с радостью признали, что на сцене появился яркий, эмоциональный и самобытный музыкант, а вот местные жители знали о нём давно! Ведь Айдар сделал первые шаги как музыкант в елабужской музыкальной школе им. Энвера Бакирова. Баянист с азартом исполнил разнообразную программу – от собственных сочинений до мега-популярных «Тико-тико» / Tico-Tico Зекинья де Абреу, аргентинского танго «Забвение» / Oblivion Астора Пьяццолы и бессмертного «Чардаша» Витторио Монти. Две последние композиции баянист играл с Павлом Милюковым и Никитой Борисоглебским.

Айдар Салахов (баян)

Айдар Салахов (баян)

Публика с каждым фестивальным днём прибывала в Елабугу… Если в день открытия на Шишкинских прудах собрались 7 000 человек, то на следующих концертах присутствовало уже 10 000 зрителей из городов – Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Менделеевск, Воткинск, Ульяновск, Пермь, Саратов, Ижевск, Екатеринбург и даже Комсомольск-на Амуре!!! Четыре дня классику слушали около 40 000 зрителей. Это ли не показатель феноменального успеха?

«Руки, которые в залах дворца вальсы Шопена играли»

Однако это не был бы фестиваль Бориса Березовского, если бы шёл по сценарию. Дождевые прогнозы не сбылись первые три дня, а на четвёртый день музыканты объединились с силами природы и… вызвали грозу.

Игорь Лерман, руководитель Камерного оркестра из города Набережные Челны

Игорь Лерман, руководитель Камерного оркестра из города Набережные Челны

Камерный оркестр Игоря Лермана из города Набережные Челны сыграл «Времена года» Вивальди, где в части «Лето» буквально нотами и штрихами прописаны жужжанье пчёл в июльский зной, налетевший ветер, громовые раскаты и удары молнии. Природа услышала музыку, и разразилась гроза!

Публика слушала концерт под проливным дождём

Публика слушала концерт под проливным дождём

Стихия привнесла элемент импровизации и абсурда. Люди слушали игру Березовского под проливным дождём. Борис будто магнитом притянул публику к роялю, отключенному от усилителей звука. Промокшие до нитки зрители подошли вплотную к сцене и слушали Шопена, Рахманинова, Скрябина… Мощный звук Березовского перекрывает не только симфонический оркестр, но и грозовые раскаты, и шум ливня. Цветаева говорила: «Равенство дара души и глагола – вот поэт». Перефразируя, эти слова можно отнести и к пианисту Борису Березовскому: великий дар души и музыканта. Вот что удерживало людей на Шишкинских прудах возле эстрады.

Гроза миновала, и концерт продолжался! Красивую и сложную для восприятия Сонату-балладу № 3 Эжена Изаи в исполнении скрипача Павла Милюкова публика слушала, затаив дыхание. Скрипка XVIII века работы великого Страдивари стонала и плакала, грустила и звенела заливистым смехом, а её вздохам заворожённо внимали даже те, кто в жизни не знал, кто такой Страдивари! И в этом глобальная просветительская миссия фестиваля, приобщившего тысячи людей к классической музыке.

София Каландадзе (арфа)

София Каландадзе (арфа)

Юная София Каландадзе под аккомпанемент дождя исполнила пьесу американской арфистки и композитора Деборы Хенсон-Конант «Барокко-Фламенко». Ритмичные удары по корпусу арфы, имитирующие стук каблуков танцовщиц, были созвучны дождевым струям, стучавшим по карнизу эстрады и напоминавшим щёлканье кастаньет… Фламенко под звонкие капли дождя внесло в происходящее элемент сюрреализма и фантасмагории.

Завершили фестиваль всенародно любимые Татьяна и Сергей Никитины. Оттого ли, что все мы пережили стресс во время грозы, оттого ли, что звучали сентиментальные и любимые с детства для старшего поколения песни, оттого ли, что фестиваль завершается – многие зрители плакали.

Грозовой концерт стал проверкой на подлинность любви к искусству: здесь все оказались настоящими – и великие музыканты, и сосредоточенные организаторы, и благодарные зрители. В буквальном смысле молниеносный финал разыгрался словно бы по заказу художественного руководителя: ну не мог Березовский провести фестиваль, где всё предсказуемо как по нотам!

За то, что праздник состоялся, мы должны поблагодарить Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, мера Елабуги Геннадия Емельянова, а также сотрудников Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и его директора Гульзаду Руденко, проявивших чудеса организаторского мастерства.

Художественный руководитель фестиваля пианист Борис Березовский

Художественный руководитель фестиваля пианист Борис Березовский

И только в день вылета в Москву я, переполненная впечатлениями, проснулась с мыслью: «Где я?» В Елабуге. Где издала последний «возглас лебединый» великомученица Марина. Так неужели же я не увижу тот железный гвоздь, на котором она… В Доме-музее Цветаевой порыдала я от души. Будто очистилась. По программе, давно отработанной елабужскими экскурсоводами, из печального цветаевского дома, ставшего ей последним приютом, взволнованных посетителей сразу ведут в расположенный поблизости музей «Портомойня» – памятник архитектуры XIX века, сооружение, служившее елабужанам прачечной, где рассказывают о подробностях быта наших прабабушек и даже представляют фрагмент первого в городе деревянного водопровода, построенного отцом русского пейзажиста Ивана Шишкина. Дом-музей художника Ивана Шишкина, Музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой, Краеведческий комплекс... Оказалось, что в Елабуге так много интересного! Чтобы осмотреть все музеи города, надо обязательно туда вернуться – на будущий фестиваль Бориса Березовского.

Лилия ЯЩЕНКО

Фото предоставлены Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей