Новости |
21.10.2023
«Бесприданница» из «города невест»
Ивановский музыкальный театр привез на VIII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», проводимый Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке отечественного Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, мюзикл Ефрема Подгайца «Бесприданница».
Паратов (в центре) — Павел Доронин,
артисты театра
Ивановский музтеатр – традиционный гость фестиваля «Видеть музыку»: он участвовал почти во все смотрах, регулярно привозя на суд столичной публики и критики свою мюзикловую продукцию. На этот раз коллектив показал в Москве спектакль «по случаю» - одна из самых известных пьес А. Н. Островского, юбиляра этого года (200-летие!), предстала в омузыкаленном виде на сцене Культурного центра «Меридиан».
Несмотря на то, что наследие Островского огромно, на музыку из него положено не так уж и много. Возьмём, к примеру, оперу. Абсолютный шедевр, пожалуй, вообще только один – «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Другой великий русский композитор, П. И. Чайковский, с творчества Островского начинал свой путь оперного мастера – его первая опера «Воевода» интересна, но сильно уступает последующим его сочинениям. Есть оперы русских классиков второго ряда – «Вражья сила» А. Н. Серова, «Сон на Волге» А. С. Аренского, «Гроза» В. Н. Кашперова. Нельзя, конечно, не вспомнить о дальнем зарубежье – о «Кате Кабановой» Л. Яначека: быть может, только она и равновелика корсаковской «Снегурочке», и при этом – представляет собой явное исключение, поскольку на Западе Островский никогда не привлекал к себе такого внимания как Достоевский или Чехов.
«Бесприданнице», можно сказать, в музыкальном театре повезло. Хотя опера по ней написана всего одна, да и то не самая известная – в 1950-х годах ленинградским композитором Даниилом Френкелем (после мировой премьеры в МАЛЕГОТе через 60 лет ее возобновил Красноярский театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского в конце прошлого года), зато есть балет Александра Фридлендера и целая череда мюзиклов наших современников – Александра Кулыгина, Юрия Лазаря, Владимира Баскина.
Карандышев — Игорь Дёмин,
Лариса — Наталия Леляева,
Кнуров — Максим Галенков
Ивановцы остановили свой выбор на сочинении на этот сюжет известного московского композитора Ефрема Подгайца. Он написал свою «Бесприданницу» в 2014 году на либретто Льва Яковлева – тогда же ее мировая премьера прошла в Магадане, два года назад свою версию сделали в Новосибирске (этот спектакль гости на фестивале «Видеть музыку» прошлого года), а теперь за нее взялись в «городе невест». Подгайц широко известен своими хоровыми сочинениями и опусами для музыкального театра, адресованными прежде всего детской аудитории – на нынешнем фестивале московская публика могла посмотреть его «Алису в Зазеркалье» (ее привозил петербургский театр «Зазеркалье»). В репертуаре столичного Театра Сац есть его оперы «Дюймовочка» и «Повелитель мух», другие сочинения. Премьера «Дюймовочки» в новой редакции (более оперной, нежели исходный вариант в Москве) только что прошла в театре «Урал Опера Балет».
Те, кто знаком с творчеством Подгайца, и хорошо знает его неповторимый музыкальный язык, по мнению многих музыковедов продолжающий прокофьевскую традицию русской музыки, были немало удивлены тем, насколько иным предстал композитор в жанре мюзикла. От привычных изысканности и ритмической и гармонической изобретательности не осталось и следа – все просто, демократично, «попсово»: словом, настоящий мюзикл для народа. Наиболее интересными показались лирические фрагменты партитуры, а наиболее демократическими – танцевальные, прежде всего связанные с образом цыганского табора.
Лариса — Наталия Леляева,
Паратов — Сергей Андрияненков
Дирижер Дмитрий Щудров и возглавляемый им оркестр сумели насытить яркими красками эту кажущуюся простоту партитуры, маэстро сумел выстроить качественный звуковой баланс между певцами и инструментальным коллективом. Из артистов-вокалистов первое место стоит отдать Игорю Демину – его Карандышев оказался бесспорным центром всего повествования, актеру удалось создать выпуклый и противоречивый образ мелкого и обиженного героя. Высоко профессионально и артистично исполнили свои партии Максим Галенков (Кнуров) и Наталия Леляева (Лариса), а Ольга Наянова запомнилась тонкой актерской игрой в образе расчетливой старухи Огудаловой. Может, и не слишком роковым мужчиной, но вполне впечатляющим своим темпераментом отличался образ Паратова у Сергея Андрияненкова, а Павел Доронин (Вожеватов) искусно дополнял комедийными красками и сольные, и ансамблевые эпизоды.
Постановка Антона Лободаева и его команды (сценограф Валентина Новожилова, балетмейстер Елена Рыжова и др.) иллюстративна и понятна любому зрителю – все действие разворачивается на набережной Волги, у белоколонной беседки-ротонды, во все зеркало сцены на заднике спроецирован поэтический вид великой реки. Буйные цыганские пляски заметно оживляют спектакль, но есть в нем и своего рода изюминка – пьеса начинается сразу с финальной сцены, когда Карандышев грозит револьверам всем присутствующим и еще не совсем понятно, кто станет его жертвой: эта сцена будет повторена в конце, но уже с известным разрешением драматической коллизии. Таким образом, режиссер выстраивает арку, перекинутую через весь спектакль, что придает несколько дидактическому действу черты стильной классической постановки.
Александр МАТУСЕВИЧ
фотографии Павла Смертина предоставлены
пресс-службой фестиваля
21.10.2023
Анонсы |
-05.04.25-
-06.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-