• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



19.09.2023

«Было бы корыто, а свиньи то будут» или пушкинский символизм в наши дни

Премьерой музыкально-драматического спектакля «Дубровский» открыл свой 31-й сезон Театр Терезы Дуровой. Проникнутый символизмом, он был принят зрителями с большим воодушевлением, многие спорили о значении той или иной сцены. Но смогут ли понять его значение школьники, которые на подобных «программных» спектаклях составляют в обычные дни в этом театре весьма значительную часть публики?

«Нескучная классика» - именно так представляют премьеру по мотивам романа Пушкина «Дубровский» в Театре Терезы Дуровой. Историю молодого дворянина, сына небогатого помещика, разорившегося в Отечественную войну 12-го года, который всячески мстит обидчику отца,  грабит богатых и помогает бедным, рассказал лет 200 назад Александру Пушкину его приятель Павел Нащокин. В интерпретации режиссёра Ирины Пахомовой этот разбойничий роман или криминальная драма превращается в увлекательный музыкальный спектакль, в котором символические образы буквально нанизаны один на другой. Вот катится колесо судьбы – и то ли за ним, то ли от него бежит Дубровский… или это целая вереница Дубровских, несправедливо обиженных за прошедшие столетия? Ведь ещё во времена Пушкина светские читатели гадали, кто стал прообразом русского Робин Гуда, а кто – алчного, циничного, зарвавшегося от безнаказанности помещика Троекурова. То ли генерал Лев Измайлов, то ли подполковник Семён Крюков… Невообразимая история о том, как сосед за взятки отсудил землю, на которую не имел никаких прав, явно имела множество прообразов. Что движет такими людьми, что они чувствуют, уничтожая из-за минутного гнева вчерашних друзей? И кто здесь главный злодей? «Троекуровых делают Шабашкины», - рассуждали зрители, наблюдая за пушкинским сюжетом как за злободневной историей.

Тереза Дурова, художественный руководитель театра: «Книги Пушкина дают возможность нам говорить на важные сегодняшние темы через человеческие поступки, любовь, энергетику давно прошедших времен. Но неожиданно мы понимаем, что часто это – и про наше время… Предательство, потрясения, смерти, преступление, любовь – всё это крайне эмоционально, в романе очень мощный эмоциональный посыл, который в состоянии достучаться до самой холодной души, в состоянии заставить задуматься и над нашей сегодняшней природой, мыслями и поступками».

Музыка Сергея Кондратьева здесь не просто элемент оформления, а отдельный, самостоятельный герой, олицетворяющий другой, женский смысл спектакля. Это  –  участь русской женщины, будь то бесправная дворовая девка или любимая дочь всесильного Троекурова – Маша. Появление главной героини на сцене неизменно сопровождается явлением то ли русской мойры – то ли калики перехожей, женщины, которая играет грустные народные мелодии на старинной колёсной лире. Крепостные актрисы, как и прибывающие на бал к Троекурову провинциальные помещицы, напоминают надломленных кукол, которые движутся по однажды обозначенной кем-то траектории, не в силах сойти с неё. Марья Троекурова попыталась сойти с этой вековой колеи, избежать постылого брака со старым князем, обрести счастье с Дубровским…Оказалось – не судьба. Чем же стал её выбор с позиции дня сегодняшнего?

Исполнительница роли Маши Анна Чумак считает, дело всё же не в покорности или послушной религиозности. Это – осознанный шаг вполне сформировавшейся души: «Самым главным в работе над Машей для меня было дотянуться до чего-то высокого, что есть в этой душе, до какой-то жертвенной веры, которая до сих пор не дала человечеству погибнуть… Маша мне очень близка, и это всегда сложно, когда какую-то часть души ты обнажаешь. Самое главное в этом образе - это её духовность, которая сейчас очень редка и уже не так ценится, как прежде. Поэтому так хочется передать, донести все эти смыслы до зрителя, чтобы современный человек, вспомнив о понятиях минувших веков, стал сам глубже и честнее».

Красочные картины русского помещичьего быта с его страстями, преступлениями, высокой жертвенностью и любовью – всё это гарантирует успех у зрителей. За два действия на сцене промелькнули сцены псовой охоты, судебных заседаний, бунтов и пожаров, приключений на почтовых станциях и провинциальных раутах в русской усадьбе…  А в конце спектакля на сцене вновь продолжило свой путь колесо судьбы.

Елена Шилова
фотографии предоставлены пресс-службой
Театра Терезы Дуровой
фотограф Сергей Абрамов

19.09.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей