Новости


Подписаться на новости



29.01.2020

Царица русской оперы

Первые месяцы года отмечены знаковыми датами. 2 января 1925 года в этот мир пришла Ирина Константиновна Архипова, 11 февраля 2010 – её земное существование завершилось… Негласный титул «Царицы русской оперы» она носила по праву и с достоинством. Ее имя -  одно из самых ярких российских имен на мировой оперной сцене второй половины ХХ века.

Пять (!) десятилетий исполнительской карьеры выдающейся певицы составляют национальную  гордость России. Они включили выступления во всем ведущем оперном репертуаре меццо-сопрано в Большом театре и других театрах России, а также практически на всех ведущих сценах мира.  Ирина Архипова - выдающаяся камерная певица с огромным репертуаром классических романсов, песенных циклов. Но не только поэтому мы считаем этот период в российском вокальном искусстве эпохой Архиповой.  Ее планомерная, кропотливая, ежедневная деятельность по всесторонней поддержке молодых певцов по сей день не имеет аналогов в мире. Профессиональным становлением молодых отечественных певцов Ирина Константиновна активно и масштабно занималась более сорока лет. И не будет преувеличением сказать, что очень во многом именно благодаря этой деятельности Архиповой оказалось не нужно восстанавливать престиж России как вокальной державы. Престиж этот и не был утрачен – напротив. На мировом оперном небосклоне ярко сияют имена из России и стран СНГ. Это интересные и очень разные индивидуальности. Общее у них одно – практически всех в своё время так или иначе обнаружила, «вытащила», благословила Ирина Константиновна Архипова. Сама Ирина Константиновна была лаконична: «Судьба так распорядилась, что я рано стала принимать участие в работе жюри конкурсов – имени Чайковского, имени Глинки. Мне это интересно. Я волнуюсь за судьбу лауреатов, потому что прекрасно знаю, что значит начинать карьеру».

За этими словами целый мир, целая вокальная Вселенная. Потому что – судьба ли, сама ли Ирина Архипова – распорядилась именно так, что собственный творческий путь певицы оказался неразрывно сопряженным с развитием отечественной вокальной школы, с взращиванием на этой ниве новых и новых индивидуальностей, с их утверждением на мировой сцене.

Начало было положено задолго до первого участия Ирины Константиновны в работе конкурсного жюри. Вероятно, сейчас уже мало кто помнит (а многие и не знали никогда), что контракт о первой стажировке молодых советских певцов в Италии в театре Ла Скала был подписан в результате триумфального успеха гастролей Архиповой в опере «Кармен» с Марио дель Монако в 1960-61  годах в Риме и Неаполе.

Да и само по себе участие в работе жюри отнюдь не означает, что маститый «член судейской коллегии» будет принимать столь заинтересованное участие в будущей судьбе лауреата. Что ещё необходимо здесь, кроме вокального авторитета и имени, какое сочетание профессиональных качеств с человеческими, с качествами души? Может быть, напротив, творческой натуре скорее даже присуща известная сконцентрированность на себе, и, уж конечно,

артистическая зависть – в зависимости от её масштаба и способов проявления – извинительная или не очень. Счастливая потребность на протяжении десятилетий отдавать себя профессиональному становлению коллег – а ведь среди них и возможные соперницы (Архипова начала заниматься этой деятельностью в самом расцвете карьеры), – откуда это у Ирины Константиновны?

Думается, тут многое «сошлось в одной точке» - та душевная щедрость, которая, что называется, от Бога, и истинные жизненные ценности, преподанные родителями, и лучшие традиции отечественной культуры, воспринятые от мастеров старшего поколения, и постоянная жажда работы, творчества, владеющая всем её существом, не оставляющая места для проявлений низменного характера.

Когда разрушительная стихия прочно захватила многие области нашего искусства, среди моря разочарований, ниспровергнутых авторитетов и наконец-то высказанных многолетних обид Ирина Архипова словно воплотила мощное созидательное начало. Вероятно, и секрет её творческого долголетия был именно в её удивительной открытости людям, миру, Космосу. Она исключительно много отдавала, ничего не требуя взамен.

Конкурсы, музыкальные фестивали, концертные программы, осенённые её именем… Беспрецедентная, не имеющая себе аналогов работа на посту президента Международного Союза Музыкальных Деятелей… Интереснейшие начинания Фонда Ирины Архиповой, идеи, которые обретали реальное воплощение… И успехи выпестованных ею певцов – единственное, о чём она мола рассказывать практически бесконечно.

И всё же, как ни масштабна и ни впечатляюща деятельность Ирины Константиновны, невозможно сегодня не говорить собственно о её творчестве. Если уж пытаться докапываться до каких-то корней и первопричин, то грандиозная организаторская, педагогическая, аккумулирующая её работа просто-напросто соответствовала масштабу и мощности её таланта.

Место, которое Ирина Архипова пять десятилетий занимала в искусстве, сравнимо со сверкающей вершиной Олимпа лишь относительно, поскольку вершина эта предполагает заданную недоступность для простых смертных. Творчество же Ирины Архиповой при всей глубине его содержания и ярком многообразии форм отличает – что бы она ни пела, от старинной арии до русской народной песни, - классическая ясность и простота. Её интерпретации – и оперных партий, и концертных произведений, - порой кажутся единственно возможными, настолько живыми и осязаемыми предстают созданные ею музыкально-сценические образы. Именно музыкально-сценические, поскольку не будет ни малейшей натяжкой сказать, что и достижения Архиповой в камерном репертуаре абсолютно и безусловно сценичны, драматургически выстроены и пережиты певицей со всей силой чувства. Неслучайно английская – столь компетентная и строгая - пресса сравнивала её интерпретации романсов русских композиторов с чтением Шекспира лучшими актёрами.

При этом Архипова – и на оперной сцене, и на концертной, - всегда была предельно скупа на выразительность чисто внешнюю. Безупречный вкус, достоинство и чувство меры – всегда, неизменно. Её удивительная вокальная техника была подчинена задачам неизмеримо высшего порядка, нежели достижение внешних эффектов. Голос, которому и критики, и поклонники подарили столько восторженных эпитетов, узнаётся с первых звуков не только благодаря своему тембру, но по какой-то непостижимой содержательности звучания,  экспрессии мысли, которую мы почувствуем даже в интерпретации произведений, далёких, на первый взгляд, от самого понятия «экспрессия», возвышенно-нездешних, как старинные арии, или совсем уже запредельная музыка сфер, какой предстают в исполнении Архиповой православные молитвенные песнопения.

«Детальная критика бессмысленна. Мы просто преклоняемся перед великой артисткой, которая служит примером для всех исполнителей», - столь краткий вывод сделала всё та же английская пресса. Эти слова не утратили своей актуальности по сей день.

 

Надежда КУЗЯКОВА

Фото из архива Фонда Ирины Архиповой

29.01.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей