Новости |
12.05.2025
Чисто английский балет
Севастопольский театр оперы и балета дебютировал в столице балетом «Грозовой перевал»
Название – классика английской романтической литературы позапрошлого столетия: если кто не читал готический роман Эмили Бронте, то уж киноверсию смотрел, наверное, каждый. Талантливые и несчастные сестры Бронте, прожившие всю жизнь в английском захолустье, страдавшие от черствости и предрассудков окружающего социума и от туберкулеза (все три скончались от этой болезни в весьма юном возрасте), оставили, тем не менее, после себя по роману, обессмертив свои имена. Однако депрессивные обстоятельства их невеселой жизни наложили очевидный отпечаток и на их творчество – если в знаменитой «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте еще проскальзывает что-то жизнеутверждающее и оптимистичное, определенно в нем есть надежда, то в том же «Грозовом перевале» - сплошное уныние, поломанные судьбы, ранние смерти и тому подобная грусть-тоска.
Тем не менее, такой литературный источник привлек интерес нового музыкального театра на карте России – Севастопольского театра оперы и балета, которым руководит ныне прославленный бас Ильдар Абдразаков. Именно этой своей работой новый коллектив решил всерьез заявить о себе – это его первая работа, которую он показал в Москве, на Новой сцене Большого театра России. В этом шаге есть что-то от политического манифеста: театр из Крыма показывает в столице России балет по классическому произведению английской литературы. Более того, его ставит английский хореограф (и исполняет в нем одну из главных партий), а музыкальной основой выбраны композиции американского композитора-минималиста Филипа Гласса. Декларация очевидна: никакие санкции нам не помеха, изоляции не чувствуем и не признаем, мы – полноправные члены европейской культуры, из западного контекста не выпадаем. Севастопольский театр показал свои спектакли накануне Дня Победы, преподнеся тем самым своеобразный подарок к юбилейной дате.
Необходимость подобного демарша вызывает сомнения. И тема, избранная в качестве основы для балета, не сказать чтобы сильно вселяет энтузиазм, и борьба за музыку – известно, что Гласс был против использования его опусов россиянами, даже судился с театром – того определенно не стоила, судя по тому, что услышала публика в Большом, ибо она весьма однообразна и безлика. Для иллюстрации романтических страстей романа Эмили Бронте гораздо лучше бы подошел Брамс или Элгар, а для первой презентации в столице России нового русского театра – что-нибудь из русской классической литературы, которая английской не уступает ничем.
Сам театр пока тоже – фантом: бренд есть, руководство есть, но более – ничего. Специально строящееся современное здание для него обещают открыть в Севастополе в конце этого года. Видимо только после этого появится и труппа, и репертуар – на гастрольном показе в Москве творческие силы были сборные, антрепризные – танцевали солисты разных театров страны (больше всего – из МАМТа), в оркестровой яме сидел Московский молодежный камерный оркестр под водительством маэстро Артема Абашева.
Тем не менее, новый балет родился и был представлен на суд взыскательной столичной публики. Он получился весьма коротким (менее двух часов с антрактом) – в его девять сцен с прологом авторы (хореограф Джона Пол Кук, композитор-аранжировщик Татьяна Шатковская и др.) постарались втиснуть все содержание весьма не короткого литературного первоисточника: у нового опуса не указан либреттист – что для драмбалета весьма странно, видимо, его структуру продумывал сам Кук. Получилось сюжетно столь динамично, что, не ознакомившись с либретто, понять «кто кому тетя» и кто эти все танцующие на сцене люди и что между ними происходит, решительно невозможно. Бегло прочитанный до спектакля синопсис на самом деле тоже мало помогает – хорошо бы знать и помнить роман, иначе суть драматических коллизий балета остается очень туманной. Помимо однообразной музыки Гласса – так называемой «музыки с повторяющимися структурами» - Шатковская самостоятельно сочинила финал, а также «намешала» других музыкальных ингредиентов – из сочинений британца Деймона Албарна (в программке он почему-то вовсе не указан) и исландки Хильдур Гуднадоуттир, а также фрагменты традиционной ирландской музыки, видимо, вспомнив об ирландских корнях Бронте. В балете даже поют – фольклорные ирландские напевы звучат в записи, а вживую дважды пространно вокализирует солист «Геликон-оперы» Григорий Соловьев, представший мистером Эрншо.
Под стать содержанию романа спектакль получился весьма мрачным, депрессивным: угрюмое однообразие музыки тому очень способствовало – таким образом, авторам нового опуса удалось в полной мере передать настроения литературного первоисточника, что, безусловно, им в плюс. Лаконична и уныла сценография Лилии Хисматуллииной – темная сцена, превалирующая черно-белая контрастность, разящие световые лучи (работа Андрея Костюченкова): центральным элементом сценографии стала винтовая лестница и огромная дверь, имеющие как утилитарное назначение – разграничивать сценическое пространство – так и символическое. Костюмы Анны Самсоненко скорее говорят о начале прошлого века, чем о временах романа.
Самое сильное впечатление в новом балете производит хореография Кука и работы артистов. Он смело микстует классику и современные приемы – получается тонко и выразительно, ярко, графично, интенсивно, динамично. Драматический нерв изрядно передан в движении – можно смело не слушать музыку и не вдумываться в сюжет, но наслаждаться собственно танцем – и этого будет достаточно для значительного эмоционального впечатления. Тем более, что исполнители – очень сильные танцовщики, каждое их движение элегантно и значимо, драматически насыщенно и осмысленно. Сам Кук исполнил Эдгара Линтона – изящно и слегка чопорно, безупречно по стилю и чистоте танца. Неотразимы были примы Ксения Рыжкова (Кэтрин) и Дарья Канделаки (Изабелла) – балерины очень высокого класса и удивительные артистки. Более пантомимно-драмбалетная партия Нелли оттеняла главных героинь в исполнении Валерии Мухановой. За страсти «отвечали» харизматичные Дмитрий Соболевский (Хитклифф) и Андрей Орлов (Хиндли) – выступившие ярко, привнесшие краску настоящего демонизма.
Александр МАТУСЕВИЧ
Фото Юлии Михеевой, 2025
© Севастопольский государственный театр оперы и балета
12.05.2025
Анонсы |
-12.06.25-
-12.06.25-
-14.06.25-
-16.06.25-
-26.06.25-
-27.06.25-
-04.07.25-