• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



08.11.2024

Далёкой Индии чудес

В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялся заключительный концерт Х юбилейного Международного фестиваля вокальной музыки «Опера априори»: всегда умеющий удивлять свою публику нетривиальными программами и раритетным репертуаром, на этот раз фестиваль предложил вниманию экзотическую индийскую тематику в утонченном европейском прочтении, сочетав ее с мировой премьерой современного российского композитора.

Что мы знаем о музыкальной культуре далекой и дружественной Индии? Если честно, то немного. Фоново (как и положено в кино) знаем музыку индийского Болливуда, имеем некоторое представление об индийской эстраде, наиболее продвинутые меломаны сталкивались с индийской национальной этнической музыкой, которая почитается в этой стране за классику и имеет многовековые традиции. Но от традиций европейской классической музыки она бесконечно далека, это совершенно иной полюс – а классики в европейском понимании в современной Индии практически нет: в отличие от стран Восточной Азии (Китай, Кореи, Японии и пр.) академическая музыкальная традиция европейского толка в этой стране по большому счету не прижилась.

При этом великий субконтинент всегда привлекал внимание европейских музыкантов – бередил их фантазию, вдохновлял на создание удивительных сочинений. Перечислять элементы ориентализма индийского происхождения в европейской музыке не имеет смысла – список был бы слишком длинен. И в этом списке еще далеко не все страницы нам хорошо известны. Елена Харакидзян, основатель и продюсер «Опера априори», сумела найти для московских меломанов абсолютно эксклюзивные: а именно – индийская тематика в творчестве английского композитора Густава Холста, 150-летие со дня рождения которого празднуется в этом году.

В обыденном сознании господствует представление, что Англия – не самая музыкальная страна, а между Пёрселлом и Бриттеном значимых сочинителей музыки в туманном Альбионе не было. Концерт фестиваля показал, что это представление не вполне соответствует действительности: были, и очень интересные. Одно из имен – Холст, если и известный наиболее эрудированным профессионалам и дотошным меломанам, то, скорее всего, своей оркестровой сюитой «Планеты», бывшей невероятно популярной в межвоенные годы и сохраняющейся в репертуаре и до сих пор.

Между тем, у Холста внушительное портфорлио, и заметное место в нем занимают сочинения, вдохновение к которым он черпал как раз из индийской культуры. «В том, что Холст так глубоко интересовался индийской культурой, нет ничего удивительного, – пишет Елена Харакидзян в буклете к концерту. – Он жил и творил во время существования Британского Раджа», то есть Британской Индии – крупнейшей английской колонии, самой ценной жемчужины в короне английских королей. Он самостоятельно выучил санскрит и перевел на английский язык «Гимны Ригведы» - именно эти тексты были положены в основу многочастного музыкального сочинения для смешанного хора и инструментального ансамбля, ставшего первой изюминкой фестивального вечера. Во втором отделении прозвучала его опера «Савитри» - автором либретто явился также сам композитор, взяв сюжет из древнеиндийского эпоса «Махабхарата».

Четыре группы хоров (в каждой – по три-четыре песнопения) посвящены божественным силам индуистской мифологии – водам, огню, смерти, заре, солнцу, отдельным божествам. Часть хоров написана для смешанного исполнения, часть – отдельно для женского и мужского хоров. На фестивале они прозвучали под аккомпанемент рояля (концертмейстер Алексей Бугаян) в исполнении Русского хора имени Свешникова. Несмотря на то, что Холст долгое время был горячим поклонником музыки Рихарда Вагнера и находился под влиянием музыки другого Рихарда – Штрауса – представленные на фестивале сочинения ничем не выдают в нем эпигона-вагнерианца. Его аскетическая звукопись скорее напоминает строгую музыку Габриэля Форе, а мастерское владение хоровой фактурой в «Гимнах Ригведы» роднит его метод с языком полифонии Баха. Свешниковцы идеально воплотили эти песнопения, порадовав прекрасным строем, безукоризненной интонацией и красотой голосов. Исполнение оказалось российской премьерой сочинения.

«Савитри» - опера камерная и очень необычная: она начинается с пения певца а капелла, и в дальнейшем вокальный театр без всякого музыкального сопровождения возникает в партитуре еще не раз. В ней всего три солиста – сама героиня Савитри, вымолившая у богов жизнь любимого супруга Сатьявана, в результате чего ей уступает сама Смерть, возвращающаяся в преисподнюю ни с чем. Победа любви над тленом – единственная тема сочинения, получившегося по форме достаточно грустным, полным жалобных интонаций моления, но по сути – очень светлым, оптимистичным, редкой в музыкальной литературе оперой с хорошим концом. Как и в «Гимнах Ригведы» в музыке «Савитри» ощутим индийский колорит, но вместе с тем оно остается полностью продуктом европейской музыкальной культуры – по своему мышлению и способам эмоционального выражения.

Представление раритетной оперы на московском фестивале отличал высокий класс вокала. Партию Смерти блистательно спел прославленный мариинский баритон Евгений Никитин, порадовав глубиной и многомерностью своего вокала. Яркие, сочные голоса геликоновской сопрано Ольги Толкмит (Савитри) и мамтовского тенора Кирилла Матвеева (Сатьяван) впечатляюще повествовали о силе любви лирических героев. Оркестровое сопровождение (весьма экономное в данном сочинении) обеспечила «Музика вива» под управлением британского дирижера Джереми Уолкера. «Савитри» впервые прозвучала в Москве – будем надеяться, что она станет первой ласточкой для других опер британца.

В качестве связующего звена между двумя сочинениями Холста Елена Харакидзян неожиданно предложила необычную краску – мировую премьеру сочинения современного российского композитора Алины Подзоровой «Дивное действо», либретто которого написала сама худрук фестиваля. И эта связка от хорового сочинения к опере оказалась очень логичной, поскольку «Дивное действо» - это некий промежуточный жанр между хоровой кантатой и театральным сочинением: в нем есть помимо развернутой хоровой партии сольные исполнители – действующие лица, есть и своя драматургия – вполне театральная. Литературной основой новинки послужили Плач вологодской вопляницы Ульяны (XIX век) и фрагмент пушкинской «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Тонкая звукопись Подзоровой, ее богатый и подкупающий мелодизм, нетривиальное обращение с инструментальными и вокальными тембрами оказались очень созвучными музыкальному мышлению Холста, хотя между композиторами дистанция почти в сто лет.  С новым сочинением убедительно совладал вновь Русский хор имени Свешникова, а также хоровые солисты – сопрано Наталья Линючева, альты Вероника Окунева и Татьяна Новикова, тенор Иван Бабкин и баритон Тихон Шевёлкин.

Единственным несколько огорчающим моментом концерта оказался зал, в котором он проходил. Хотя и в подклете собора, но фактически сооруженный по советским канонам зал для заседаний, огромный и неуютный, напрочь лишен акустики – музыканты вынуждены были работать со звукоусилением, что обедняло палитру выразительных средств и огрубляло восприятие: в отношении столь тонкого материала, какими оказались исполняемые сочинения, этого было по-настоящему жаль. Возможно, выбор площадки был продиктован какими-то чрезвычайными соображениями, поскольку до сих пор фестивальные концерты, на которых доводилось бывать, проходили в более благоприятных акустических условиях. Пожелаем же «Опера априори» достойных его залов и процветания во второе десятилетие его славного существования!

Александр МАТУСЕВИЧ
Фотограф – Ира Полярная

08.11.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей