Новости |
06.08.2024
«Дама с собачкой» в Северо-Кавказской филармонии им. В. И. Сафонова
12 июля в Северо-Кавказской государственной филармонии им. В.И. Сафонова на сцене имени Ф. Шаляпина состоялась мировая премьера оперы по рассказам Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой».
Ежегодно в городах курортах Северного Кавказа проходит Всероссийский фестиваль Академической музыки имени В. И. Сафонова. В 2024 году фестиваль носит название «Манифест любви» и посвящен великому и прекрасному человеческому чувству. Идея создания оперы «Дама с собачкой» принадлежит генеральному директору филармонии, заслуженной артистке России Светлане Бережной. Город-курорт Кисловодск был чрезвычайно популярен в XIX веке и притягивал множество известных личностей – там пел Шаляпин, играл Рахманинов, репетировал со своими студийцами Станиславский, бывал там и Чехов. Во время его пребывания на курорте, в дневнике появилась заметка «Начал даму с мопсом», но такой рассказ не увидел свет, а вот «Дама с собачкой» стала очень популярна. Возможно Антон Павлович изменил название, стремясь скрыть истинных героев курортного романа, и перенес место действия в Ялту, а мопса заменил на шпица, ведь известно, что у него довольно часто случались скандалы, когда его герои в рассказах узнавали себя.
Впервые филармония заказала создание полноценной двухактной оперы. Авторами выступили профессионалы своего дела – композитор из Санкт-Петербурга Екатерина Иванова-Блинова, автор множества мюзиклов, музыки к спектаклям и двух опер «Ли Сун Син» (Seongkok opera) и «Сурский рубеж» (Волга опера), кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской консерватории им Н.А. Римского-Корсакова; и либреттист из Москвы Евгений Муравьев, обладатель 15 дипломов «Песня года», известный по шлягерам в исполнении звезд эстрады таким, как «Речной трамвайчик», (А.Пугачева), «Петербург-Ленинград» (Л. Гурченко), «Широка река» (Н. Кадышева), «Ее высочество» (И. Аллегрова) и многих других, но в последнее время автор увлечен жанром мюзикла, он написал более 40 либретто и в 2023 году стал лауреатом премии «Музыкальное сердце театра» – за лучшие тексты в мюзикле. Работа над оперой «Дама с собачкой» – его дебют в качестве оперного либреттиста.
Авторы спектакля сделали главным героем самого Антона Павловича Чехова. Поразительному внешнему сходству исполнителя этой роли – баса Алексея Еремина, сложно не удивиться. Антон Павлович, как и многие представители интеллигенции того времени, проводит дни за бильярдом, променадом, принимает минеральные ванны, дегустирует нарзан и общается со своим редактором, который и становится прототипом героя-любовника Гурова. На протяжении всего спектакля герои встречаются и обсуждают курортный роман, и на глазах зрителя Гуров из циника с теорией «о высшей расе» превращается в человека, познавшего настоящую любовь.
Помимо Гурова и его возлюбленной Анны Сергеевны, исполненной обладательницей красивого сопрано Ксенией Трофимовой, ведущую роль имеет и супруга Гурова, меццо сопрано Ольга Захарьева, получив от авторов в подарок интересную арию и сцену с гувернанткой (сопрано Наталья Говорская). В сюжетную линию влились еще два рассказа А.П. Чехова «Размазня» и «Хамелеон», герои которых привносят гротеск и фирменный чеховский юмор (Елдырин – баритон Илья Точилкин, Хрюкин – Виталий Журавлев, Очумелов – Михаил Ходжигиров). В опере нашлось место и женскому хору – дамы одетые в костюмы, соответствующие моде конца XIX века, появляются в самых неожиданных местах: то они поклонницы А.П. Чехова на прогулке, то в номере гостиницы, то мешают своим назойливым «тик- так» в воспоминаниях Гурова, напоминая о скоротечности времени, то они катаются на коньках на Чистых прудах, исполняя яркий рефрен «По Ордынке и Тверской снег кружится день-деньской». Женский хор становится неотъемлемой частью звуковой партитуры спектакля (хормейстер Елизавета Письменная).
Дирижер Александр Жиленков не в первый раз сотрудничает с великолепным Академическим симфоническим оркестром филармонии, и сумел раскрыть всю яркость и контрастность нового произведения.
Алла Чепинога – известный режиссер, в творческом багаже которой более 50 спектаклей в разных жанрах и в разных театрах, таких, как Мариинский, Новая опера, Пермский театр «У Моста», музыкальный театр Кузбасса и др., кандидат искусствоведения, доцент РГУ им. А.Н. Косыгина. Спектакли в ее постановке – лауреаты премий «Золотой Витязь», «Музыкальное сердце театра».
Художник спектакля – Мария Бережная, соавтор спектаклей Аллы Чепинога в Северо-Кавказской филармонии им. В.И. Сафонова, в том числе «Пиковая дама», «Царская невеста», «Кармен», «Так поступают все», «Паяцы», «Зори здесь тихие», «Летучая мышь».
История Гурова и Анны проносится перед зрителем буквально «на одном дыхании» благодаря режиссерскому решению Аллы Чепинога. Молниеносно одно место действия сменяется другим. Подробно продумана роль Гурова в исполнении солиста Московского театра «Геликон-Опера», тенора Виталия Фомина – мельчайшие жесты, мизансцены, интонации, – все решено в традициях русского психологического театра, который так любил Антон Павлович Чехов.
Екатерина РАЗУМОВСКАЯ
Фото Зары Леви предоставлено пресс-службой
Северо-Кавказской филармонии
06.08.2024
Анонсы |
-13.09.24-
-13.09.24-
-21.09.24-
-04.02.25-