Новости |
29.09.2023
Дебют старых друзей
VIII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», проходящий в столице с сентября по декабрь при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив, презентовал «Травиату» в постановке Музыкального театра имени Шаляпина из города на Неве.
Виолетта — Назия Аминева, Смерть — Алексей Олехов
Иной меломан-театрал очень удивится, услышав такое название – Шаляпинский театр из Петербурга: новый коллектив из Северной столицы? На самом деле – не совсем новый, а скорее обновленный: так с этого года стал называться легендарный ленинградский «Мюзик-холл» (рождался в советское время дважды – в 1928-м и 1966-м), театр с богатой историей и традициями, но в основном отнюдь не оперными. Повод для переименования – 150-летие великого русского баса: здание Народного дома императора Николая Второго, который занимает с давних пор «Мюзик-холл», до революции было тесно связано с Федором Ивановичем – он здесь много выступал и даже режиссировал спектакли.
Идейно же театр уже давно к этому шел. После того как его десять лет назад возглавили маэстро Фабио Мастранджело и директор Юлия Стрижак, он ожидаемо стал удаляться от жанра музыкального ревю в сторону больших театральных высказываний. Сегодня в его репертуаре – оперы, оперетты, мюзиклы, музыкальные спектакли для детей и взрослых. Как сказала на пресс-конференции, предваряющей московский показ «Травиаты», Юлия Стрижак, «мы развиваем все музыкальные жанры». Фабио Мастранджело, являясь признанным классическим музыкантом, интерпретатором оперных полотен, неминуемо «тянет» коллектив в сторону серьезной большой музыки. Таким образом, в Петербурге уже теперь официально появился еще один музыкальный театр – вместе с тремя сценами Мариинки, Михайловским, «Санктъ-Петербургъ Оперой», «Зазеркальем», Музкомедией, Театром консерватории, «Карамболем» – наверно, уже восьмой. А если учесть балетные труппы и театры, которые регулярно ставят в Северной столице мюзиклы всех мастей, то и вовсе со счета можно сбиться.
Сцена из спектакля
К опере бывший «Мюзик-холл» обращается уже не впервые (а на фестиваль «Видеть музыку» вообще приезжает регулярно с произведениями разных музыкально-театральных жанров). В 2019-м он привозил на фестиваль «Видеть музыку» оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» (в постановке Ханса-Иоахима Фрая). Более того, именно силами этого коллектива в городе на Неве уже больше десяти лет проводится фестиваль под открытым небом «Опера – всем»: в невероятных природно-архитектурных локациях Петербурга и Ленинградской области к высокому искусству оперы может приобщиться любой желающий, поскольку форум – социальный, благотворительный, общедоступный.
Как раз на фестивале 2021 года «Травиату» Джузеппе Верди поставила Наталья Индейкина – тогда у стен Царскосельского дворца она шла в исполнении приглашенных звезд: итальянской сопрано Даниэлы Скиллачи и мариинских солистов Романа Арндта и Василия Герелло, а все остальное было свое, родом из «Мюзик-холла». Эту работу сочли удачной и перенесли в ноябре прошлого года на театральную сцену – именно эту версию Индейкиной Шаляпинский театр показал на сцене московского «Геликона», закрыв сентябрьскую часть афиши фестиваля «Видеть музыку».
В «Травиате» режиссер-дебютант (это первая оперная работа Индейкиной, после нее она еще «наведывалась» в оперу) изначально настаивает на фатализме омузыкаленной истории дамы с камелиями. Гигантские цветы, видимо камелии, черные и белые, весь вечер притягивают внимание публики, являясь самым ярким элементом сценографии (работа Юлии Гольцовой), а неизменным немым спутником Виолетты Валери на протяжении всей оперы является мужчина в черном платье с кружевным испанским воротником — это ведущая героиню через жизненные коллизии к неумолимому финалу смерть, железной хваткой вцепившаяся в куртизанку и играющая ею, как кошка мышкой. У смерти целый сонм подельников – несущийся в диком танце балет с ломаной и нередко с налетом вульгарности пластикой, одновременно олицетворяющий и инфернальные силы, и сомнительное окружение дамы полусвета (хореография Марии Коложвари): впрочем, по сути это одно и то же, что весьма верно подмечено постановщицей. В истории самой знаменитой парижской куртизанки даже жемчуг окрасился в серо-стальные тона — гигантские бусины черных драгоценностей в драматические моменты оперы буквально подавляли героиню, являясь еще одним символом безнадежности ее положения, а доминирующее сочетание черного и насыщенного синего в костюмах подчеркивало общий трагический настрой и бездны отрицательной энергии, рождаемые развращенным социумом.
Виолетта — Назия Аминева, Альфред — Дмитрий Григорьев
Музыкальные достижения «шаляпинской» «Травиаты» пока весьма умеренные. Но нельзя не отметить грацию и обаяние исполнительницы титульной партии Назии Аминевой, для которой это – первая вердиевская партия, и с которой она в целом справилась, и не без вдохновения. Маэстро Мастранджело со своим оркестром «Северная симфония» прочитал историю дамы с камелиями созвучно идеям постановщицы – брутально и экспрессивно, словно прочерчивая дорожку от романтического реализма середины 19 века к веристским страстям в его финале.
Александр МАТУСЕВИЧ
Фото Елены Лапиной предоставлены
пресс-службой фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ»
29.09.2023
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-