Новости |
07.11.2022
Декабристы с байкальских берегов
В первый ноябрьский день на сцене Московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко в рамках VII фестиваля «Видеть музыку» показали мюзикл «Декабристы» Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского. Фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» проводится года при поддержке Министерства культуры и с использованием гранта Президента РФ и в этом году объединяет в своей афише более 30 спектаклей российских музыкальных театров, что позволяет ему считаться одним из самых самым представительных смотров отечественной музыкальной сцены.
Софи - Александра Гаращук, Дельвиг - Евгений Рекутный
Постановка мюзикла «Декабристы», созданного Евгением Заготом на либретто Карины Шебелян, была осуществлена в мае 2021, будучи приуроченной к 80-летнему юбилею Иркутского музыкального областного театра им. Н.М. Загурского. В основе либретто известное событие в истории России – восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году, закончившееся поражением, а также личная история руководителя восстания Сергея Петровича Трубецкого – героя войны 1812 года, князя, приближенного царской семье.
Эта постановка стала вторым сценическим воплощением данного музыкального спектакля на российской сцене – мировая премьера состоялась ещё в 2018 году в Свердловском театре музыкальной комедии. Иркутская же постановка мюзикла стала особенно знаковым событием, поскольку именно с этим городом связана история четы Трубецких, проведшей в ссылке значительную часть своей жизни. С тесным погружением в историю была связана многолетняя работа Карины Шебелян, подробно изучавшей архивы, стихотворное дополнение осуществила Алина Байбанова. Именно в Иркутском музыкальном театре сюжет обретает качественное обновление и «актуализированное» звучание. По инициативе режиссера-постановщика Филиппа Разенкова специально для этого театра была создана обновлённая литературная версия, в которую был введен новый персонаж – пожилой князь Трубецкой с горестными размышлениями о череде событий, приведших декабристское движение к поражению. Теперь история трагического восстания разворачивается через призму воспоминаний главного героя в беседе с Иваном Ольшанским – неким собирательным образом революционера, детально разбирающего декабристские идеи. Целью либреттиста также стало пронзительное усиление любовно-лирической линии и выводом Сергея и Екатерины Трубецких на авансцену повествования.
Николай I - Игорь Переверзев, Трубецкой - Евгений Алёшин
Примечательно, что в русской музыкальной литературе не так уж часто поднималась декабристская тема: навскидку вспоминается разве что одноименная опера Шапорина. Интерес к историческим сюжетам вращался преимущественно вокруг Екатериной Великой, что привело к череде настоящих «мюзикловых саг». Но эпоха корректирует акценты, и назрела необходимость придать музыкально-театральное измерение и декабристскому сюжету, столь актуальному для русской истории, и широковещательно представить его публике. За осуществление этой стратегической задачи взялся композитор Евгений Загот, уже зарекомендовавший себя в кругу создателей мюзиклов. Композитор снискал славу одного из ведущих российских мюзикловых авторов, но на сей раз вышел за рамки «флагманского» жанра. Это своего рода синтез народной исторической драмы, рок-оперы и мюзикла. Добротная, многоуровневая партитура произведения отсылает, с одной стороны, к монументальным оперным полотнам Мусоргского и Прокофьева, с другой – к энергетике Уэббера и Уалдхорна. В ткани мюзикла выделяются и балансируют, в частности, большие вальсы, воссоздающие атмосферу императорских балов, строевые марши, церковно-литургические и лубочно-частушечные вкрапления. Показательна сцена коронации Николая, в которой рефреном звучит попевка «Николашка наш хитёр», исполняемая крестьянами-балагурами – архетипическими «Скулой и Ерошкой», и перемежающаяся с псевдогероической арией Николая и хором-прославлением будущего государя. Такая вот Осанна с двойным дном. Арии и монологи декабристов исполнены драматического пафоса, в них то и дело слышны эпические интонации под стать Прокофьеву. Например, ария Рылеева «Ну вот и грянул час свободы» – настоящий гимн-манифест революционера. Драматической кульминацией стал монолог Трубецкого, обобщивший глубокую личную трагедию лидера Северного крыла Союза Спасения, так и не вышедшего на площадь в роковой день восстания 14 декабря 1825 года. Дуэты Сергея и Екатерины Трубецких, венчающие 1-ый и 2-ой акты мюзикла, являются лирическими центрами произведения, кульминацией развития любовной лирики. Они отмечены трогательным мелодизмом, усиленным тонкой оркестровкой. Сцены восстания декабристов «Это наш шанс» и «Клятва» отмечены своего рода навязчивым нарративом и фатальным драйвом.
При всем стилистическом многообразии мюзикл воспринимается как единое целое. За это единство мы должны благодарить композитора – автора рельефных музыкальных характеристик с безупречным чувством формы.
Сцена из мюзикла: Плакальщица - Людмила Борисова,
Князь Трубецкой - н.а России Владимир Яковлев
Режиссер спектакля Филипп Разенков в своей постановке придерживается принципа максимальной исторической достоверности. Следуя логике партитуры, режиссер балансирует между оперой, мюзиклом и даже ораторией в отдельных эпизодах. Он оставляет действию возможность уйти в статику, например, выводя музыку на авансцену, где эпизоды приобретают статуарность и ораториальность. Эффектно и мощно решена сцена казни, в которой революционеры в холщовых мешках под свисающими петлями виселиц сначала резко поворачиваются к зрителю спиной, а затем пропадают в глубине сцены, тогда как на их места с колосников падают портреты. Режиссерская трактовка персонажа Николая весьма иронична: исполнитель роли Игорь Переверзев из всех сил пытается взобраться на несоразмерно высокий трон. Столь же иронично и музыкальное решение, о котором было сказано выше.
Работа хореографа Алины Мустаевой проходила в тесной связке с режиссером и отвечала требованиям не столько сочинения самостоятельной хореографической экспликации, сколько создания деликатного пластического комментария к действию. Но все же были эпизоды такие, как, например, сцены вальса и ария Софи, где хореографу удалось развернуться в полной мере.
Сценографическое решение Елисея Шепелева отсылает нас поочередно к визуальным образам Санкт-Петербурга и сибирской глуши. Парадная столица представлена Петропавловской крепостью, в нужный момент превращающейся в трон, колоннами –символами власти и разнообразными конструкциями их шпаг, в которых угадывается памятник Медному всаднику. Блеск северной столицы сменяется «кадрами» острожной Сибири с характерным остроконечным частоколом.
Трубецкой - Евгений Алёшин, Екатерина - Юлия Пихтина,
старый Трубецкой - Владимир Яковлев
Среди актерских работ стоит отметить Владимира Яковлева (Князь Трубецкой): известный своим комическим дарованием по другим театральным работам, артист на этот раз создает глубоко трагический образ, на котором держится сквозная повествовательная линия. Молодого Трубецкого играет Евгений Алешин – крепкий в вокальном отношении артист, создающий образ положительного героя, в котором немного не хватило того самого колеблющегося и сомневающегося Трубецкого-политика и любящего мужа. Его супруга Екатерина Трубецкая в исполнении Юлии Пихтиной – классическая лирическая героиня. Мария Дербина (Наталия Рылеева) успешно отыгрывает двойственное положение своей героини, супруги революционера Рылеева, которому политика, заряженная поэзией, дороже суженной. Егор Кириленко очень убедительно и натурально выстраивает образ истеричного анархиста Петра Каховского, обедневшего дворянина, отвергнутого светской кокеткой Софи Салтыковой и готового ради достижения цели принять самые радикальные меры. Софи в исполнении Александры Гаращук являет несколько утрированную femme fatale, которая, однако, не лишена грации. Любопытен созданный образ плакальщицы (ее исполняет неизменно одетая в черное Людмила Борисова) – символизирует ни что иное, как Россию. Перед ее очами происходят узловые исторические события – события мюзикла, как, например, присяга Николая в сцене коронации.
Серьезная работа над партитурой была проведена дирижером Виктором Олиным, который привел спектакль к единому оперному звучанию. Был выстроен необходимый баланс между солистами, хором и оркестром, проработаны все полифонические пласты оркестрово-хоровой ткани. Особой сложностью стало приведение к общему знаменателю совокупного саунда солистов с разной вокальной стилистикой, будь то опера, оперетта или эстрада. Ну и главным вызовом для дирижера стала адаптация сложного звукового ландшафта спектакля к сцене театра Станиславского в условиях сжатого гастрольного графика. Дирижёр достойно справился с этим вызовом.
Мюзикл «Декабристы», уже успевший стать визитной карточкой Иркутска почти за полтора года показов, в Москве прошел с аншлагом и был тепло принят публикой. И как показывает практика, воплощение серьезных драматических сюжетов в изначально развлекательном жанре даёт основание говорить о жанровой «подветви» мюзикла – «драматическом мюзикле», который устоялся и укрепил свои позиции среди прочих жанров музыкального театра.
Татьяна ТХАРЁВА
Фото Елены Лапиной предоставлены
пресс-службой фестиваля «Видеть музыку».
07.11.2022
Анонсы |
-23.04.25-
-26.04.25-
-29.04.25-
-19.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-