Новости |
Дмитрий Дмитриенко:
"Музыкант должен уметь слышать"
С 28 февраля по 3 марта 2016 года в Курске пройдёт III Всероссийский конкурс имени народного артиста России В.Ф. Гридина. Художественный руководитель Государственного академического русского народного ансамбля "Россия" имени Людмилы Зыкиной Дмитрий Дмитриенко входит в состав жюри этого конкурса. В преддверии волнительной и ответственной поездки музыкальный обозреватель Вацлав Строжек побеседовал с маэстро о том, насколько тернист путь музыканта и как сделать правильный выбор, чтобы определить судьбу.
- Дмитрий, прежде всего, скажи, что это за конкурс?
- Говоря о конкурсе нужно упомянуть, что Курская земля, а в частности, село Пристенное - это место, где Виктор Фёдорович Гридин родился, там его малая Родина. Надо отдать должное курянам, его землякам, бережно хранящим память о музыканте. Совсем недавно мы все были свидетелями открытия памятного бюста Виктора Гридина, установленного у здания Курской филармонии. И самая, конечно, животворящая, самая значимая тропа памяти о Викторе Фёдоровиче Гридине - и есть вот этот самый конкурс, который будет проходить уже в третий раз.
В разные годы среди участников и в составе жюри конкурса были выдающиеся мастера, исполнители на баяне. Здесь, разумеется, нельзя не отметить и народного артиста России Александра Владимировича Склярова, Юрия Петровича Дрангу, Юрия Васильича Шишкина... Статус у этого конкурса очень высок. Но не то, чтобы только популярность или престиж конкурса влечёт конкурсантов; у них же совершенно особое отношение к участию в этом конкурсе! Нельзя забывать о сценическом образе Виктора Гридина, о его харизме... А его музыка, яркая светлая созидательная! Да я и сам, хоть сейчас, вооружившись баяном, помчался бы в нём участвовать!
- Ты впервые в составе жюри?
- Да, впервые. И я серьёзно волнуюсь. Для меня ведь уже одно только имя Виктора Федоровича Гридина очень много значит. Я с особым трепетом всегда вспоминаю, как в начале 90-х годов Ансамбль «Россия» приехал на гастроли в Киров и как я, едва не лишившись дара речи, обратился к огромному, как скала, Виктору Фёдоровичу с просьбой дать мне автограф. Никогда не забуду, как он тогда улыбнулся, протянул мне автограф и сказал: " Всё равно ведь потеряешь..." Но автограф не потерялся! Вот ведь как сложилась теперь судьба. У мамы моей до сих пор он хранится в заветной шкатулочке... Надо бы с собой его взять, как оберег, чтобы помог правильно рассудить участников конкурса.
- Конкурсантов, наверное, очень сложно судить?
- Работа в жюри всегда очень сложная. Не то, что бы с профессиональной точки зрения. Там, как раз, всё понятно: знание репертуара, умение услышать и учесть достоинства и недостатки... Все профессионалы ведь... Сложно и страшно что-то важное упустить, не заметить. Все конкурсы - довольно жестокая штука. Не всегда выступление на конкурсе, более или менее удачное, даёт возможность охарактеризовать весь потенциал исполнителя. Это необходимо понимать всем: и конкурсантам, и членам жюри, и слушателям! Кстати, Виктор Гридин конкурсов не любил и принципиально держался от них в стороне.
- А по каким критериям можно судить - талантлив тот или иной исполнитель или нет?
- Ни эмоции, ни харизма не производят на меня совершенно никакого впечатления, когда я слушаю исполнителя. Вот моя формула таланта: "Десять или двадцать процентов способностей, кому как больше нравится, умноженные на миллион процентов труда". Это всегда слышно и видно.
Чудес в нашей профессии не бывает. Если конкурсант выходит на сцену и играет ярко, эмоционально, как угодно, но при этом чисто и качественно, то совершенно очевидно, что за этим стоит огромный, сложный подготовительный период. Конкурсант не может играть красиво, но "грязно". Если он цепляет фальшивые ноты, неправильно артикулирует и выстраивает фразировку, он и не покорит жюри. Зрителя покорить, возможно, ещё сумеет, но не жюри; для этого оно и существует в конкурсах, чтобы такие вещи суметь отличить. Мне лично не импонируют такие качества, как харизма. Как бы скептически это сейчас ни прозвучало, но «харизмой» очень часто, к сожалению, прикрывают лень и нежелание много заниматься.
Вот еще говорят: "У музыканта должен быть слух", а я говорю, что музыкант, прежде всего, должен уметь слышать. Звуковысотный слух далеко не самое главное качество для музыканта. А вот уметь слышать то, что ты извлекаешь из инструмента, это уже дорогого стоит. Здесь уже важнее сосредоточенность и концентрированное внимание. Ведь как говорил большой друг Виктора Гридина, композитор Виктор Иванович Темнов: "От нажатой клавиши до появившегося звука может возникнуть триллион километров огромного расстояния". Эти "километры" преодолевается только ушами. А для кого-то это непреодолимое расстояние, и тут уже ничего не поделаешь...
- В 2014 году в конкурсную программу было включено ансамблевое исполнительство.
- Непонятно, почему ансамблевое исполнительство было включено в программу не сразу. Виктор Гридин, чьё имя гордо носит конкурс, был музыкантом высочайшего уровня, и расценивать его только как баяниста было бы не очень-то правильно. Я бы сказал, что не только баян, но и ансамбль "Россия" был для него любимым "музыкальным инструментом". Не только потому, что это, во многом, его детище, а ещё и потому, что в музыкальных аранжировках, в исполнительских трактовках, проявлялось именно академическое музыкантское начало. Так что ансамблевое исполнительство, разумеется, расценивается несколько иначе, чем сольное, но мы же всегда говорим, что высшее проявление ансамблевого музицирования - это оркестр. В хорошем ансамбле количество музыкантов определить на слух невозможно, потому что он звучит всегда, как один инструмент. Здесь не спрячешься за спиной у коллеги.
- Вот представь: выступили два конкурсанта. Один сыграл виртуозно, безупречно, но как то, допустим, сухо, холодно. А другой наделал ошибок, мимо клавиш щёлкнул, а вот обаятельный и, сразу видно, - будет артистом. Кого выберешь? За кого свой голос отдашь?
- Повторюсь: конкурс - вещь жестокая и необъективная. Есть примеры, когда на международных конкурсах, таких, как конкурс в Клингентале, в котором я в своё время имел счастье участвовать, всё очень жестко. Жюри на бумаге рисует палочки - считает ошибки. Да, да! Текстовые ошибки, фактурные ошибки... Поэтому я подчеркиваю: участие в конкурсе должно быть обусловлено твоей личной внутренней исполнительской потребностью. Не нужно выходить на сцену, ожидая чего-то. Я в таких случаях люблю вспоминать свое первое сольное выступление в Большом зале консерватории. Я тогда работал в оркестре им. Осипова. Был сольный концерт Дмитрия Хворостовского, и в этом концерте я исполнял произведение Виктора Гридина "Рассыпуха" с оркестром. Буквально за один номер до моего выхода я сидел за сценическими станками и столько всего перечувствовал... Я все думал, зачем же я в это ввязался?! Ноги подкашиваются, в глазах темнеет от волнения! Но для того, чтобы вот так выйти и выступить, я репетировал столько, что и сказать нельзя! И если бы кто-нибудь тогда подошёл и сказал, что не надо играть, что выход мой отменяется и мне можно возвращаться на свое место в оркестр, я бы тогда, скорее всего, заболел. Слишком много сил и энергии было потрачено, чтобы всё отменить и не выйти на сцену. Понимаешь? Нельзя не выйти! Невозможно. Немыслимо. И, вместе с этим, самой большой наградой за это стремление являются не аплодисменты, не самолюбование, а именно предоставленная тебе судьбой возможность выйти к слушателю и высказаться. А потом уже будь, что будет. И если в зале найдётся хоть один человек, который услышал то, что ты хотел сказать - вот это настоящее счастье! А выходить ради какого-то позёрства, одолжения маме с папой или с одной лишь надеждой на счастливый случай, а не на свой собственный труд, я бы, наверное, тоже не посоветовал.
- Что ты пожелаешь конкурсантам?
- Хочу пожелать больше никогда не задавать себе эти вопросы: кто первый, а кто второй... Для артиста, для художника, для музыканта первое, единственное и главное - это сцена. Если ты относишься к этому понятию легкомысленно, отводишь ему далеко не первое место в своей жизни, вполне себе можешь без него обходиться, - ну, пожалуйста, тогда обойдись. Так будет лучше для всех. Наша профессия требует самозабвенного, жертвенного служения, а не просто каких-то умений! Если ты относишься к сцене, как к храму, если несёшь именно этот образ жизни, живёшь именно этим состоянием, работаешь над собой непрестанно, то ты состоишься, как музыкант, как артист, да и как личность. Тогда ты будешь заниматься своим делом. А ведь это счастье - заниматься своим делом! Что ещё можно сравнить с этим счастьем? Это, пожалуй, единственное, что делает тебя живым.
Беседовал Вацлав Строжек
Материал предоставлен пресс-службой ансамбля"Россия" им. Людмилы Зыкиной
ПРОГРАММА КОНКУРСА
В этом году на конкурсе выступят более 70 участников в 4 номинациях (1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя и старшая группы).
Конкурсанты съедутся из 23 регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Нижегородской, Саратовской, Ярославской, Ростовской, Брянской, Воронежской, Архангельской, Самарской, Орловской, Белгородской, Оренбургской, Омской, Костромской, Липецкой, Курской областей, а также из Хабаровского и Краснодарского краев, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов, республики Татарстан.
28 февраля в 18.00 - торжественное открытие конкурса в зале Курской государственной филармонии. В рамках открытия состоятся концертные выступления членов жюри конкурса.
2 марта - в период проведения конкурса состоится семинар профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, заслуженного артиста России Александра Дмитриева.
3 марта в 14.00 - закрытие конкурса и Гала-концерт лауреатов (зал Курской государственной филармонии). В рамках конкурса будут проведены мастер-классы членов жюри конкурса: Склярова А.В., Мурзы В.А., Шишкина Ю.В., Осокина С.В.
Вход на все мероприятия бесплатный.
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-