Новости |
22.10.2024
Дмитрий Суворов. Музыка нашего времени
Заметным музыкальным событием минувшей недели стал авторский концерт Дмитрия Суворова, композитора, преподавателя Академии джаза и Российской Академии Музыки имени Гнесиных, лауреата всероссийских и международного конкурсов (Всероссийский конкурс им. Д.Д. Шостаковича, конкурс молодых композиторов «Партитура»(2019), Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Виват, музыкант!» (2024), Международный конкурс "Романтизм: истоки и горизонты" и др.). В его творческом списке: оперы «Марина»(2016), «Оборона»(2017), скетч-опера «Распорядок» (2022), два струнных квартета, ансамбли духовых инструментов, вокальные циклы на слова А. Ахматовой (2007), М. Цветаевой (2008), Н. Заболоцкого(2009) , отдельные вокальные сочинения, большое количество инструментовок и аранжировок для различных оркестровых и ансамблевых составов (например, переложение для духового оркестра Поля Дюка «Ученик Чародея» (2023).
Концерт состоялся в Музыкальной гостиной дома Шуваловых Академии им. Гнесиных. В программу вошли большинство сочинений 2024 года наряду с ранее написанными. В начале прозвучала премьера 5-частной сюиты «Сказки» для флейты, гобоя и кларнета. Музыка сюиты в целом светлая, полна фантазии и блеска. Программа сочинения не раскрывается для слушателя ни в словесных пояснениях, ни в названиях частей. Каждая часть представляет особый мир, как бы отдельную сказку. Они объединены по принципу контраста. Стремительная лёгкость и игривость первой сказки сменяется нежной певучестью, сопоставлением разных образов во второй части. Третья часть сюиты привлекает быстрыми перекличками инструментов, энергией моторного движения. Четвёртая часть чем-то напоминает шарманку, где соло флейты рассказывает, возможно, о волшебных событиях, а гобой и кларнет добавляют свои «пазлы» в совместную «музыкальную картинку». Венчает сюиту причудливый танец с «прихрамывающим» ритмом, с соло гобоя. В сюите проявляется мастерство композитора во владении ансамблевой фактурой, в знании возможностей инструментов, в уравновешенности сольных и совместных звучаний, в живой сбалансированности ансамбля. Исполнители – лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов – Софья Попок, Глеб Баранов, Василий Потаманов – сыграли сюиту с видимым удовольствием, продемонстрировали виртуозность, эмоциональную вовлечённость, тонкую нюансировку, умение слушать друг друга.
Вторым произведением в программе концерта стало Adagio. Это авторское переложение для четырёх саксофонов третьей части написанного ранее струнного квартета. Вначале слышен меланхолический монолог саксофона-баритона, затем выстраивается четырёхголосная фуга в лирических тонах. Д. Суворов создаёт «обволакивающие» звучания, атмосферу сердечности и душевного комфорта. Преобразования темы совершаются по всем законам полифонии. Проводятся интермедии, тема в обращении, в ракоходе, даются великолепные «шаги» баса, эффектное нарастание звука в кульминации. В беседе после концерта композитор заметил, что это сочинение требует соединения однородных тембров. Исполнителям удалось передать сосредоточенный, мягкий характер произведения. Солистами стали лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов саксофонисты Эмилия Лещева, Евгений Фокин, Мария Касьяненко, Макар Земцов. Заметим, что все исполнители первой, инструментальной части концерта – студенты Академии джаза классов ансамбля С. М. Митряйкиной и В. С. Кознова – несмотря на молодость, продемонстрировали крепкий профессиональный уровень, виртуозность, эмоциональную вовлечённость, владение разными штрихами, умение слушать ансамбль.
Вторая часть концерта началась с вокального цикла на стихи Н. Заболоцкого «Философия природы» в пяти частях в исполнении лауреата Всероссийских и Международных конкурсов Анны Половинкиной, показавшей проникновенную трактовку произведения и замечательную красоту своего голоса. Цикл посвящён памяти Бориса Александровича Чайковского, выдающегося российского композитора XX века, профессора Академии Гнесиных. В заключительных тактах четвёртой части в память о композиторе цитируется тема пятой части третьего квартета Б. Чайковского. За роялем выступил Д. Суворов. Первая часть сочинения называется Прелюдия для фортепиано соло. Выразительная и сдержанная манера игры, энергия, яркие аккорды, вслушивание в контрастные звучания задали тон всему циклу. Далее последовали 4 вокальных картины. Тексты для двух первых картин – «Лицо коня» и «Птицы» взяты из раннего сборника стихов поэта «Столбцы». Две последние части цикла – «Мечта» и «Завещание» – из позднего периода творчества. С помощью композитора для слушателей по-новому открылся мир поэзии Н. Заболоцкого. Д. Суворов выбрал насыщенные, яркие стихи, глубинный смысл которых раскрывает диалог голоса и фортепиано. Значительно образы второй части - «Лицо коня». Удивляет словотворчество поэта, неожиданность возникающих образов (например, незабываемый эпитет «косноязычные глаза»). Композитором найдены выразительные интонации и звукоизобразительные эффекты. Музыка помогает слушателям заметить не менее удивительную ритмическую переменчивость речи поэта, звучащей то в рифму, то белым стихом. Творческой удачей Д. Суворова становится третья часть цикла под названием «Птицы». Невольно запоминаются музыкальные образы: «колыхаясь еле-еле птицы лёгкие висели». Возникает взгляд на мир сверху, а затем переход в земную обитель: «Тарантас, в нём я сидел, и своих несчастий долю тоже на сердце имел». Публике постоянно предоставляется возможность подметить интересное взаимодействие музыки и стиха. Начало четвёртой части цикла «Мечта» перекликается с энергичной темой Прелюдии («Небо – как колоссальный атом»). Вновь мощный вселенский образ сопоставляется с нежным и прекрасным («в другом углу Вселенной такой же сад, красоты нетленной…»). Завершается вокальный цикл «Завещанием», где по-своему интерпретируется вечная тема искусства - бессмертие («На склоне лет иссякнет жизнь моя… Необозримый мир…») В музыке возникает очень светлая, почти воздушная тема: « дыханием цветов себя я обнаружу…» Композитору удаётся увлечь слушателя богатством поэтических образов Н. Заболоцкого. В этом же ряду отдельное сочинение на его стихи – знаменитая «Некрасивая девочка». Вокальный цикл «Философия природы» стал музыкальным приношением двум выдающимся творцам XX века – Н. Заболоцкому, и Б. Чайковскому.
В завершение концерта прозвучала сорокаминутная моноопера Д. Суворова «Марина», премьера полной версии которой состоялась 28 сентябре 2024 года в Рахманиновском зале Московской консерватории в проекте «Музыка нашего времени» в исполнении известной солистки Камерной сцены Большого театра России Екатерины Ферзбы и прекрасной пианистки Карины Погосбековой, автора проекта. В гостиной Шуваловых Е. Ферзба повторила свой успех. Мягкая манера пения, выразительность, пронзительный драматизм речитативных моментов, сценический артистизм – всё удалось и, видимо, совпало с замыслом композитора. За роялем был автор. Исполнение было мастерским, дуэт – безукоризненным. Оба исполнителя раскрыли глубину своего музыкального дара. В основу либретто, над которым работал сам композитор, положены дневниковые записи Марины Цветаевой. Слова композитора: «Мне нужен был плотный текст, чтобы написать музыку, и у Цветаевой был такой текст». Эта опера обращена ко всем людям, она написана обо всех людях, ведь её многозначный текст может отозваться в душе каждого человека. В опере несколько музыкально-тематических комплексов, которые в своём развитии как бы ветвятся от начала до конца и образуют сложную сеть контрастных эпизодов. Тематические арки скрепляют материал, изменяются и дают импульс к движению вперёд. По словам композитора, «эти темы держат друг друга. Важно, что музыка должна «дышать», она сама себя ведёт». Для публики это тайна создания музыкальной формы. Перед слушателем проходит целая гамма чувств, наблюдений, переживаний, рассуждений. Запоминаются образы, условно скажем, мечты, созерцания, отчаяния, протеста, горечи, образы обворожительной игры (например, двухдольная «вальсовая» тема). Несмотря на трагическую образность, ощущение близости смерти, драматически-напряжённые моменты, развитие и сопоставление тем приводит к нескольким кульминационным точкам, а завершение всего произведения окрашено робкой надеждой. Д. Суворов проявил умение работать со сложным текстом. Мелодические линии гибкие и пластичные, ритмическая сторона свободная и живая, вся музыкальная фактура откликается на выразительность слова. Д. Суворов наследует и продолжает достижения в этом жанре таких композиторов, как Мусоргский, Пуленк, Берг. Композитор использует цитаты из «Воццека» Берга, из «Мимолётностей» Прокофьева, из Б. Чайковского. Цитаты нужны для углубления смыслов и эмоций, которые вызывают у слушателя ряд ассоциаций и помогают охватить текст. «Марина» ждёт своего исследователя и сценической постановки с оркестром. А слушатели испытали воодушевление и радость от встречи с настоящим, созидательным искусством.
Автор: Преподаватель теоретических дисциплин
Академии джаза КУРУШИНА И.Б.
Москва, 2024
фотографии предоставлены автором
22.10.2024
Анонсы |
-16.03.25-
-17.03.25-
-06.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-