• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



16.10.2024

Дуэт на троих

Главный романтический сюжет мировой драматургии «Сирано де Бержерак» и жанр мюзикла просто созданы друг для друга. Неудивительно, что сочинение композитора Владимира Баскина и либреттиста Константина Рубинского очень популярно в российских театрах. Благодаря Девятому фестивалю «Видеть музыку» (проводится Ассоциацией Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив) в столице познакомились с версией из Екатеринбурга: ведущий артист Свердловской музкомедии Игорь Ладейщиков, с недавнего времени успешно работающий и как режиссер, поставил «Сирано» два года назад в Театре мюзикла Свердловской государственной детской филармонии. У местной аудитории спектакль пользуется большой любовью, и, судя по московскому показу, его признали и здесь.

Константин Рубинский очень бережно отнесся к пьесе Эдмона Ростана, сохранив все основные линии и безупречно соединив диалоги – говорят герои словами французского классика, и сочиненные им самим тексты для вокальных номеров. И история, не теряя возвышенности, звучит современно и понятно. Благодаря музыкальному руководителю спектакля Елене Захаровой и автору инструментальных аранжировок Алексею Кирьянову музыка переливается всеми гранями, от почти водевильной легкости и романсовой нежности до хард-роковой трагичности. 

Открывающий номер с танцующим ансамблем в масках задает динамику и драйв происходящему: весь мир – театр, а значит, возможно все. Но чувства, слезы, военные битвы в этом «театре жизни» настоящие. С гибелью всерьез. Художник-постановщик Оксана Бакеркина придумала удобную мобильную декорацию: высокий помост воплощает то театральную сцену, где очаровывает поклонников ненавидимый Сирано актер Монфлери, то балкон, на котором ждет любовных признаний Роксана. Для каждого персонажа предусмотрен стул определенной конфигурации – как свое личное «место под солнцем». Стула нет только у Сирано – он словно рядом с миром, рядом с жизнью. Добровольный изгнанник. Подчеркивают характеры и стильные, функциональные костюмы: как эффектно, например, перевоплощается Роксана из светской дивы в пастельных кружевах в отважную воительницу в ботфортах, не побоявшуюся проникнуть ради любви в самую гущу военных действий.

Много удачных смысловых моментов решено через пластику (хореограф постановщик – Александра Столярова). Самый «говорящий» номер – Сирано, Роксана и Кристиан поют трио, оба кавалера перехватывают даму, и Сирано ведет ее в плавном неспешном танце, а Кристиан в задорном и быстром. Как точно это характеризует их отношения! Отлично сделаны и все ансамблевые номера, добавляющие эмоций в каждый эпизод. Правда, есть и грубоватые сцены – скажем, поединок Сирано с наемниками, где в качестве «оружия» используются стулья, несколько тяжеловесен. 

В спектакле, где мощная центральная фигура, обязательно должен быть соответствующий артист. Если бы фестиваль «Видеть музыку» был конкурсом, Илья Жирнов получил бы премию за своего Сирано. Мужественный, по-балетному изящный, красивый (да-да), этот Сирано прячет «невидимые миру слезы» за куражом – и только брошенный украдкой взгляд выдает глубину страдания. Одиночества. Тоски. Для финала придумано очень сильное визуальное решение: Сирано выходит в приставшей к лицу белой полумаске, которая вся пошла трещинами. Именно так выглядит и его душа – израненная, живого места нет. Сирано – не персонаж далекого прошлого. Он есть звесь и сейчас. Воплощение настоящего мужчины, способного и на романтику, и на дружбу, и на бесстрашный бой за все, что ему дорого. 

Соответствуют яркостью и глубиной титульному герою и партнеры. Петр Степовик играет своего Кристиана озорным, открытым мальчишкой, для которого все немножко игра: и военная служба, и любовь к Роксане. Бойкий, подвижный, с лукавым взглядом, он, как ребенок, хватает Сирано в объятия, весело приплясывает с Роксаной, хулиганит, но так мило, что никто не сердится. Идею Сирано с подменой он тоже поначалу воспринимает как забавное приключение. Во втором акте все меняется: узнав правду, Кристиан стремительно взрослеет. Уже другой взгляд – потерянный, полный боли. Другие краски в голосе. Большой дуэт Кристиана и Сирано об одиночестве в любви – самый эмоционально насыщенный в спектакле.

Роксана Полины Новоселовой, как и Кристиан, совсем юна – неспроста между ними вспыхнули чувства, почти как у Ромео и Джульетты. Прелестная, смешная, пылкая, она, меж тем, за романтическим флером обнаруживает недюжинный характер. Именно этот внутренний стержень и притягивает к ней таких разных мужчин. Заслуживает внимания и другая героиня: капитан гасконцев Карбон де Кастиль Жалу (у Ростана, как известно, это мужчина, здесь же женщина) получилась у Елены Руссу благородной, сильной, всем сердцем любящей Сирано – как друг, как ангел-хранитель. На ее долю приходится и немало разнопланового вокального материала (в первую очередь это объемный философвский дуэт с графом де Гишем «все изменяется в мире, но прежним остался наш Сирано»), в котором она проявляет свой красивый, богато окрашенный голос. 

В «Сирано» абсолютно все герои по-своему заметны. И вальяжный жестокий граф де Гиш (Владимир Яковлев), цинично поющий «иногда так мешают поэты просто порядочным людям», и его наглый приспешник де Вальвер (Алексей Березюк), и фактурный добродушный кондитер Рагно (Алексей Глухов), чья ария про рецепт печенья – настоящий хит, и кокетливая жена Рагно Лиза (Анастасия Филимонова).

Театр мюзикла – самый молодой коллектив Свердловской детской филармонии. И сегодня его можно уверенно назвать одним из лучших, кто занимается жанром. Превосходная актерская команда, высокое музыкальное качество, работа с интересной режиссурой, умение понимать свою аудиторию, чувство времени и стиля – все это у них есть. И хочется еще не раз их увидеть на фестивале.

 

Алиса НИКОЛЬСКАЯ
фото Ирины Абдуллаевой
предоставлены пресс-службой фестиваля
1: Роксана - Полина Новосёлова, Сирано - Илья Жирнов
2: Слева направо: Де Вальвер - Алексей Березюк, Граф де Гиш - Владимир Алексеев, Линьер - Дмитрий Галков
3: Де Вальвер - Алексей Березюк, Сирано - Илья Жирнов
4: Слева направо: Карбон де Кастиль Жалу - Елена Руссу, Линьер - Дмитрий Галков, Кристиан - Петр Степовик

16.10.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей