Новости |
14.01.2025
Эра «Милосердия»
21 декабря 2024 года в концертном зале Мариинского театра под управлением Михаила Татарникова состоялась петербургская премьера оперы Александра Чайковского «Милосердие». Этим событием завершилось празднование 150-летия художника, мыслителя и мистика Николая Рериха. Проект Фонда поддержки классического музыкального искусства F.E.S. и Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов был осуществлен при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Мариинского театра.
Написанная в дни Октябрьской революции, с 1 по 12 ноября 1917 года, пьеса «Милосердие» повествует о противостоянии гармонии и хаоса, знания и невежества, созидания и разрушения. Действие пьесы (автор дал ей подзаголовок «наивное народное действо в семи картинах») развивается в духе древних мистерий, на уровне мифа.
В противоборстве сходятся силы хаоса, восставшие на «людей знания», Старейшин. Разрушаются культура, школы, храмы, гибнут знания, народ ослеплен и обманут. Последняя надежда сил добра – святой отшельник Гайятри, единственный, кто способен противостоять злу без мирского оружия, лишь своей духовной силой. Его возвращение в мир знаменует победу добра и высшее милосердие. Деяния злых получают справедливое воздаяние, мир и гармония восстанавливаются.
Сам Николай Рерих в одном из писем предполагал, что его пьеса должна получить музыкальное воплощение. В наши дни замысел автора обрел плоть и кровь благодаря совместным усилиям Фонда поддержки классического музыкального искусства F.E.S. и Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов. К реализации проекта подключился известный петербургский музыкант, ныне музыкальный руководитель и главный дирижёр Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Михаил Татарников. Создателем партитуры стал один из известнейших современных российских композиторов Александр Чайковский.
Либретто «Милосердия» композитор писал в соавторстве с Николаем Денисовым. В их руках сложный, наполненный философскими и метафизическими идеями текст Рериха претерпел довольно значительные изменения: пьесу сократили и адаптировали в соответствии с законами оперного жанра. Ряд фрагментов был переизложен, появилась лирическая любовная линия Антония и Елены. В соответствии с классическим оперным каноном, влюбленные принадлежат к противоборствующим лагерям.
Успешная мировая премьера состоялась в апреле 2024-го, в московском концертном зале «Зарядье».
Партитура А. Чайковского стала весьма ярким и убедительным воплощением «буквы и духа» первоначального рериховского текста. Она многосоставна и выразительна. При этом ее эмоциональный и смысловой диапазон, «цветущая сложность» музыкального языка вполне соответствуют драматическому оригиналу, раскрывают и комментируют заложенные в нем глубинные смыслы.
Вокальные партии пластичные, выпуклые, при этом в них почти нет ставших чуть ли не обязательными для оперной стилистики последних семидесяти-восьмидесяти лет избыточных «неудобств». Солистам «есть что попеть», а публике – насладиться качественным, запоминающимся, мелодичным оперным вокалом.
Сольные, ансамблевые и хоровые сцены складываются в единое выразительное художественное полотно. Бесспорным «хитом» стал дуэт Антония и Елены «На войне как на войне» в исполнении Екатерины Шпильман и Глеба Перязева. Яркий и запоминающийся образ создает тенор Борис Степанов (Гайятри). Убедительно и драматично звучат партии Старейшин.
А. Чайковский – признанный мастер оркестрового письма. В «Милосердии» инструментальная ткань насыщена множеством смелых тембровых сочетаний, запоминающихся соло, ансамблей. Автор свободно и естественно использует выразительные средства различных музыкальных стилей, от атональности до мюзикла, рока и электроники.
Солисты, оркестр Мариинского театра и хор F.E.S. (Forma. Energia. Scaena) под управлением Михаила Татарникова безупречно озвучивают далеко не самую простую, полную «подводных камней» партитуру.
В театральной среде бытует мнение, что второе представление, как правило, бывает сложнее играть, чем премьеру. Тем более, если играют на другой сцене.
В случае с «Милосердием» команде, работавшей над проектом, вторая постановка удалась как нельзя лучше. Петербургской премьере сопутствовали удача и успех у зрителей.
Уже весной или летом, вслед за концертным исполнением, продюсеры обещают представить публике полноценную сценическую версию новой оперы. Да будет судьба к ней приветлива и милосердна.
Александр ВОВК
Фотографии предоставлены пресс-службой проекта
1: А. В. Чайковский. Фото: Даниил Рабовский
2: Премьера Милосердие. Мариинский театр
3: Михаил Татарников. Фото: Даниил Рабовский
14.01.2025
Анонсы |
-22.02.25-
-23.02.25-
-24.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-