Новости


Подписаться на новости



02.08.2019

Праздник оперы в Экс-ан-Провансе

«РЕКВИЕМ». Сцена из спектакля. Фото Pascal Victor/Artcompress

«РЕКВИЕМ». Сцена из спектакля. Фото Pascal Victor/Artcompress

Замечательный композитор Александр Журбин продолжает делиться с «Музыкальным Клондайком» своими европейскими музыкально-театральными впечатлениями, подтверждая свою репутацию прекрасного публициста и яркого рассказчика.
 
Музыкальный фестиваль во французском городе Экс-ан-Провансе - один из трех крупнейших фестивалей Европы (два других – это Зальцбург и Байрейт). Фестиваль существует с 1948 года. В этом году сменилось руководство Фестиваля, интендантом назначен известный французский режиссер Пьер Оди. Бюджет фестиваля в этом году составил 24 миллиона евро.

***

Мне довелось увидеть в этом году несколько оперных спектаклей на этом фестивале. (Замечу, что на Фестивале немало других направлений: симфонические и камерные концерты, балеты. Но мне туда попасть не довелось).

Попытаюсь описать свои противоречивые впечатления.

Ну во-первых – очень высокий уровень. Уровень всего - от менеджмента Фестиваля до самых незаметных исполнителей, вплоть до хористов и музыкантов. Ну, что тут говорить – это один из старейших в Европе Фестивалей, привлекающий огромное количество любителей музыки со всего мира. Здесь колоссальные традиции, в зале - представители высших музыкальных слоев и меценатов всех европейских стран

Я видел пять спектаклей, пять опер, совершенно разных. Среди них была «эвергрин» - опера «Тоска» Джакомо Пуччини,  мировая премьера оперы «Тысяча спящих» израильского композитора Адама Маора, опера выдающегося немецкого композитора старшего поколения Вольфганга Рима под названием «Якоб Ленц» и, наконец, суперхит прошлого столетия «Величие и Падение города Махагони» Курта Вайля и Бертольда Брехта, сочинение 1930 года.  Ну и был «Реквием» Моцарта, который был подан как своеобразная опера…

«ВОЗВЫШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ГОРОДА МАХАГОНИ». Сцена из спектакля. Фото Pascal Victor/Artcompress

«ВОЗВЫШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ГОРОДА МАХАГОНИ». Сцена из спектакля. Фото Pascal Victor/Artcompress

***

Начну я с оперы, на мой взгляд, одной из лучших в этой пятерке. Это опера «Якоб Ленц». Как я уже сказал, она написана ныне живущим немецким классиком Вольфгангом Римом. (Я очень хотел с ним познакомиться и побеседовать, но увы, композитор не приехал, сказали, что он сильно болен)…

Эта опера была написана в конце 70-х годов прошлого века, и тогда же, в 1979 году впервые была исполнена в Гамбурге.

Литературная основа – новелла Георга Бюхнера (того, кто написал литературную основу для оперы Альбана Берга «Воццек»). Сюжет –  ментальное расстройство известного поэта эпохи «Бури и натиска» Якоба Ленца, друга Гёте, и популярной фигуры в немецкой литературе 20 века. Георг Бюхнер был очень странный тип. Он написал всего три пьесы, немного прозы, немного стихов и умер в 23 года от тифа. Однако, несмотря на это, его влияние на германскую, и шире – мировую литературу – трудно переоценить, и об этом говорили многие немецкие литераторы, в частности великий поэт Пауль Селан.

Опера Вольфганга Рима так же темна и непрозрачна, как ее литературный источник. Но в этой опере масса прекрасной музыки, в духе нововенской школы, особенно в духе Альбана Берга (неудивительно, что эту оперу называют вторым «Воццеком»). Она была блистательно исполнена камерным оркестром под управлением Инго Метцмахера ( я недавно слушал его удивительное исполнение музыки оперы Шостаковича «Леди Макбет» в «Опера Бастий».) и четырьмя солистами. Это то, что можно назвать «настоящей современной музыкой», без всяких дурацких упражнений на стиральной доске, и без покачивания «по морям по волнам»  (слэнговое название алеаторики). Здесь прекрасно «выделанная» партитура, все аккуратно выписано и прописано, мне довелось видеть и листать ноты). В опере нет никакого эпатажа, нет видеоэкранов. Все, как было в старину, во времена Бюхнера и Ленца. Режиссер Андре Брет - мастер своего дела. Меня этот спектакль очень тронул. 

«ЯКОБ ЛЕНЦ». Сцена из спектакля. Фото Patrick Berger/Artcompress

«ЯКОБ ЛЕНЦ». Сцена из спектакля. Фото Patrick Berger/Artcompress

***

Совсем меня не тронула опера израильтянина Адама Маора. Как я ни напрягался и ни вслушивался, как я ни вчитывался в текст перевода (опера исполняется на языке иврит, который я, увы, не знаю). По-моему, это очень скучно, и по музыке и по содержанию. Происходит все в каком-то будущем, где 1000 палестинцев в знак протеста спят (или прикидываются спящими.) Палестинцы представлены страдальцами, а израильтяне – убийцами. Мне это сразу не понравилось.

«ТЫСЯЧА СПЯЩИХ». Сцена из спектакля. Фото Patrick Berger/Artcompress

«ТЫСЯЧА СПЯЩИХ». Сцена из спектакля. Фото Patrick Berger/Artcompress

***

Замечательный спектакль  “Расцвет и Падение Города Махагони” поставлен очень знаменитым и модным ныне режиссером Иво ван Хове. Он ставит очень много по всему миру, в частности, в Нью-Йорке им поставлено три хита на Бродвее (в драме), а в Париже он только что поставил «Дон Жуана» в «Гранд Опера» и одновременно «Электра/Орестея» в «Комеди Франсез». Сейчас на Бродвее готовится премьера мюзикла Бернстайна «Вестсайдская История» в его постановке… Все поражаются: Как он столько успевает? А не халтурит ли он? Но нет, ван Хове не халтурит. И прекрасное доказательство этому - опера Курта Вайля и Бертольда Брехта, поставленная им только что в Экс-ан-Провансе, на фестивале.

Я никогда не видел этой оперы в театре. Но слышал много раз, даже делал о ней передачу по радио, и у меня есть компакт-диск этой оперы, на немецком языке, где роль Дженни поет любимая певица Курта Вайля и его жена, Лотта Ленья. Я всегда утверждал, что эту оперу лучше слышать, чем видеть. Она настолько вся в звуке, в музыке и словах, что кажется изображение все только испортит. Но я ошибся. Постановка Иво ван Хове настолько увлекает, а местами и потрясает, что, кажется, по-другому и не поставить. И все разговоры, о том что эта опера устарела, оказываются неправдой. Более того, она сегодня актуальнее, чем в те времена, когда она была написана. Потому что то, что два гениальных творца – Брехт и Вайль, -  только предвидели в 1930 году, сейчас случилось: ненасытное потребление, и рядом голод. Ненасытная похоть – и рядом смерть. Ненасытная жажда власти - и рядом толпы несчастных беженцев, чернорабочих, практически рабов.

Недостаток места не дает мне возможности описать подробно этот замечательный спектакль. Скажу лишь, что в этом спектакле много видео – а как сегодня без него? Но режиссер использует видео не как дополнительный элемент дизайна. У него все задумано как киносьёмка спектакля, на сцене операторы с камерами всё показывают сразу на большой экран, и мы видим крупно лица артистов, и всю эмоциональную гамму на их лицах. Видео – как бы одно из средств брехтовского отчуждения, и здесь оно как нельзя более кстати.

И великолепно работают титры: я имею ввиду титры как в немом кино, когда каждая сцена имеет название (то же я недавно видел в театре «Комише Опер» в Берлине, в спектакле Барри Коски «Город Ищет Убийцу»). Разумное указание названия каждой главы – замечательный способ настроить зрителя, направить его мозги в правильном направлении. Особо отмечу потрясающего дирижера финна Эса-Пекка Салонена. Это крупнейший ныне живущий дирижер, главный дирижер Лондонского оркестра «Филармония», в прошлом руководил Лос-Анжелесским симфоническим оркестром, и многим другими. В этом спектакле играл его оркестр «Филармония», и это было замечательно.

Спектакль «Махагони», кстати, отправляется сейчас во многие оперные театры мира: в Амстердам, в Антверпен, в Люксембург и потом в Нью-Йоркскую «Метрополитен Оперу». Может и в Большой привезут?

«ВОЗВЫШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ГОРОДА МАХАГОНИ». Сцена из спектакля. Фото Pascal Victor/Artcompress

«ВОЗВЫШЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ГОРОДА МАХАГОНИ». Сцена из спектакля. Фото Pascal Victor/Artcompress

****

Про спектакль «Тоска» ничего говорить не буду. Мне он совсем не понравился. Там многоэкранное видео уже просто убивает творение Пуччини, а режиссура и структура спектакля не имеет ничего общего с сюжетом «Тоски». Если бы такой спектакль играли где-нибудь в русской провинции (в Самаре или в Саратове), то зрители могли бы и побить. А в Питере или в Москве сыграли бы два-три раза, и на этом публика бы и закончилась.

Я против таких спектаклей. Если вам нравится эта история, а не та, что придумана драматургом Викторьеном Сарду, а потом либреттистами Иллико и Джакозой, - напишите свою историю. И закажите музыку другому композитору. И попробуйте это продать.

А Пуччини оставьте в покое….

Кстати в конце спектакля, на котором мы были, было обширное «буканье». Значит публике не понравилось. А если этой публике не понравилось ( ведь это была самая отборная европейская оперная элита) то для кого же это все?

«ТОСКА». Сцена из спектакля. Фото Jean-Louis Fernandez

«ТОСКА». Сцена из спектакля. Фото Jean-Louis Fernandez

***

И в завершение о «Реквиеме». Я специально не пишу «Реквием» Моцарта. Потому что «Реквием» Моцарта хотя и был там исполнен целиком, но он перемежался другой музыкой, самой разной. Не могу сказать, что я ее узнал, музыкальные сочинения того времени (XYIII век) страшно похожи друг на друга, и опознать на слух их может только большой специалист.  Знаю только, что здесь использованы неизвестные пьесы Моцарта, грегорианские хоралы, немецкие религиозные песни, и даже какая-то пародия на Моцарта, написанная в 1820 году: все это в современной обработке.

Но на самом деле это неважно. Мы слышим мощное хоровое звучание, сопровождаемое аутентичными инструментами того времени, в целом все звучит феноменально, если еще учесть потрясающий открытый зал, где только что прошел ужасающий шторм, но к началу спектакля все успокоилось, и воздух был прохладен и прозрачен.

И опять же,  превосходные исполнители, великолепный дирижер Рафаэль Пишон, хор «Ансамбль Пигмалион». Но все наше внимание – на дирижере Ромео Кастелуччи. Именно он все придумал.

А придумал он много. Понятно, «Реквием» - это похоронная месса, для одного человека, или для группы людей. Но никогда не было «Реквиема» для всего человечества. Это - как раз тот случай.

Хотя называется этот спектакль «Прославление Жизни» ( Celebration of Life). На самом деле, мне кажется, здесь речь идет прежде всего о том, какую жуткую, убийственную роль играет человечество на Планете Земля, сколько оно убило, разрушило, сожгло, уничтожило и  обрекло на вымирание. И этот процесс продолжается до сегодняшнего дня, и в конце концов это приведет к окончательному вымиранию жизни на планете Земля. Вот такая незатейливая мысль. И она сказана недвусмысленно на экране простым английским языком.

И все читают и понимают. И у всех сжимается сердце – боже мой, это мы натворили! И всем хочется остановить эту ужасную машину уничтожения под названием «человечество»…

«РЕКВИЕМ». Сцена из спектакля. Фото Pascal Victor/Artcompress

***

Ну вот мой краткий отчет. Вывод – опера живет, дышит и набирает новое дыхание. Переполненные залы на всех спектаклях (а билеты совсем не дешевые) – это доказательство того, что опера нужна людям, и не только людям, так или иначе вовлеченным в оперную индустрию, но и тем кто просто любит этот удивительный и странный вид искусства.

Пожелаем и мы долгих лет Опере, и Музыкальному театру!

Александр ЖУРБИН

Фото предоставлены автору пресс-офисом Фестиваля в Экс-ан-Провансе.

02.08.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Август »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234 
 567891011 
 12131415161718 
 19202122232425 
 262728293031  

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей