• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



02.10.2022

Феерия комического

VII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» предлагает вниманию столичной публики обширную программу студенческих работ, среди которых есть настоящие раритеты. Один из них – комическая опера Эрманно Вольфа-Феррари «Перекрёсток» - была показана на сцене учебного Театра «ГИТИС».

В столице начался VII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» - его открытие состоялось в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац: выбор инаугурационного места не случаен: худрук театра Георгий Исаакян шесть лет назад придумал сам фестиваль и является с 2014 года главой Ассоциации музыкальны театров России, которая собственно и проводит музыкальный форум.

Смотр музыкальных театров «всея Руси» продлится в Москве целых два месяца – будет показано более тридцати спектаклей со всех концов большой страны и даже из ближнего зарубежья. Организатор столь масштабного праздника музыки и театра – Ассоциация музыкальных театров России – сегодня объединяет более шестидесяти коллективов от Калининграда и Симферополя до Якутска и Хабаровска. Кроме российских театров членами ассоциации являются коллективы из Минска и Донецка, Еревана и Баку, Астаны, Алма-Аты и Ташкента. Фестиваль проводится при содействии российского Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, что сделало возможным составить богатейшую афишу гастрольных показов.

Помимо основной программы фестиваля, включающей как показ как московских, так и привозных спектаклей (что, конечно, вызывает наибольший интерес), у него есть еще замечательные «довески» - детская и студенческая программы. Последняя в этом году создана в сотрудничестве с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений и в не меньшей степени, чем основная афиша, отвечает миссии фестиваля – развитие и объединение профессионального сообщества, знакомство с теми, кто уже завтра будет определять вектор развития музыкальной сцены, предоставление им возможности заявить о себе на главном смотре-панораме музыкального театра всей России.

Подобное было и на прежних фестивалях, но в этом году Студенческая программа особенно обширна. В ее рамках состоится несколько встреч мэтров российского музыкального театра со студентами (первую в Гнесинке проведет Георгий Исаакян 12 октября). Но самое главное для публики, конечно, это спектакли: будут представлены студенческие работы главных российских консерваторий и вузов: в Москву приедут оперные студии Петербургской, Казанской, Новосибирской и Нижегородской консерваторий, а из столичных вузовских театров свои работы продемонстрирует факультет музыкального театра ГИТИСа и оперный театр-студия Гнесинки.

На удивление богата оперная афиша Студенческой программы – молодежь и их наставники не боятся браться за самый ответственный и сложный жанр музыкального театра. Театр «ГИТИС» уже показал в самом начале фестиваля совершенно неведомую в России оперу великого Глюка «Непредвиденная встреча, или Пилигримы в Мекку». Впереди нас ждет «Травиата» из Гнесинки, «Богема» от Консерватории имени Римского-Корсакова, еще одна совершенно неизвестная в России опера - «Бедная Эжени» француженки Жермены Тайфер в исполнении оперной студии из Нижнего Новгорода, а также самая известная опера Сальери «Сначала музыка, потом слова» от Новосибирской консерватории.

Театр «ГИТИС» удивил на фестивале дважды. Помимо редкой оперы Глюка он познакомил отечественную публику еще с одним раритетом – комической оперой итало-германского композитора первой половины прошлого века Эрманно Вольфа-Феррари «Перекрёсток». Музыка автора пятнадцати (!) опер в России почти неизвестна – у нас мало, что ставилось из его наследия, разве что «Четыре грубияна» имеют некоторую постановочную историю: в 1928 году они ставились в Свердловске, в 1933-м – в Большом театре СССР, в 2003-м – в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского еще самим мэтром. В отличие от «Грубиянов» (и малого, но все же некоторого количества иных опер, например, «Ожерелья мадонны», которая в прошлом веке шла на сценах Одессы и Харькова), судя по всему, «Перекрёсток» в России или на постсоветском пространстве не ставился никогда. И совершенно напрасно.

Музыкальная комедия из старовенецианской уличной жизни (либретто М. Гизальберти) написана по пьесе любимого композитором Карло Гольдони – к этому автору Вольф-Феррари обращался в пяти своих операх. Это поздняя опера мастера (1936), в которой он оказывается на высоте: смешивая приемы оперы-буффа, скороговорку, развитые вокальные номера, мелодии венецианских песен и танцев он достигает гармоничного синтеза веристских традиций и богатого наследия итальянской комической оперы, базирующейся на комедии дель-арте. Музыка оперы сочна и богата, мелодически и ритмически гибка и прихотлива, гармонически нетривиальна, но при этом – абсолютно легка для восприятия публикой любого уровня музыкальной подготовки.  Это почти гениальность – сложное подать просто и красиво. В музыке господствует светлый колорит, поскольку герой оперы – перекрёсток: шумный, полный жизни, ссор, примирений, ревности, радости, огорчений и любви. Ее можно было бы назвать буффонными зарисовками городской жизни, где не столько важен сюжет, как настроения (точнее их постоянная изменчивость) и общая атмосфера суматохи.

Сюжет прост, если не примитивен, но забавен. Монотонную жизнь одного из венецианских кварталов нарушает появление незнакомца. Заезжий кавалер начинает ухаживать за всеми дамами подряд, что вносит в привычный ритм бытия соседей массу неожиданных поворотов: следуют многочисленные комедийные ситуации, одна другой ярче. Разумеется, разрешается все ко всеобщему удовольствию – свадьбой.

В студенческом формате опера идет под фортепиано (героическая работа Сейдамета Сейдаметова, учитывая, что пианино (!) в зале явно не перворазрядное), в начале и в финале используется фонограмма оркестра, но поют живьем, без микрофонных подпорок. Оперу дают на языке оригинала – не просто итальянском, но его старовенецианском диалекте. Ощутить атмосферу далекого прекрасного города это, конечно, помогает, но разобраться в хитросплетениях сюжета, обильно населенного персонажами, совершенно невозможно. Бегущей строки нет, синопсис в программке мало помогает – по большому счету лишь запутывает количеством иностранных имен (всего в опере десять героев!). Остается лишь любоваться игрой и голосами актеров и слушать музыку – она, безусловно, многое подсказывает: тем не менее, в комической опере детали нередко очень важны, и без их понимания мимо вас проходит львиная доля и юмора, и смыслов.

Еще один момент, который не слишком облегчает жизнь – тотальная молодость (даже юность) актеров, выступающих без всякого грима: из-за этого возрастные персонажи (а таковые имеются) абсолютно не отличимы от юных, догадаться «где бабушка, а где девушка» порой очень трудно, иногда вообще невозможно: актерских умений у ребят для этого пока не так, чтобы очень много. Зато много другого – куража, желания творить, задора молодости, гибкости тел, свежести голосов. Это все постановщик Александр Бармак использует по полной, вменяя артистам много разнообразных задач и добиваясь главного – стремительности в развитии действия и комедийной легкости спектакля. Стало быть, главное схвачено и передано – комическая опера предстает именно тем, чем является и по сути, и по форме: торжеством яркой театральности, почти фарсовой обостренности положений – особенно удались многочисленные потасовки, отрабатываемые актерами не без удовольствия. Пространство улицы обозначено разноцветными оконными рамами и нехитрым реквизитом, имитирующим то колодец, то какое-то подобие склада… Простота нравов подкреплена костюмами персонажей, выдающих в них простонародье, с его незатейливыми устремлениями и привычками. Периодически оперную Венецию припорашивает театральный снежок, совершенно необходимый, чтобы охолодить буйный темперамент обитателей «Перекрёстка».

Александр МАТУСЕВИЧ
фото предоставлены пресс-службой

VII фестиваль музыкальных театров
России «Видеть музыку»

 

02.10.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей