Новости |
02.10.2022
Феерия комического
VII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» предлагает вниманию столичной публики обширную программу студенческих работ, среди которых есть настоящие раритеты. Один из них – комическая опера Эрманно Вольфа-Феррари «Перекрёсток» - была показана на сцене учебного Театра «ГИТИС».
В столице начался VII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» - его открытие состоялось в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац: выбор инаугурационного места не случаен: худрук театра Георгий Исаакян шесть лет назад придумал сам фестиваль и является с 2014 года главой Ассоциации музыкальны театров России, которая собственно и проводит музыкальный форум.
Смотр музыкальных театров «всея Руси» продлится в Москве целых два месяца – будет показано более тридцати спектаклей со всех концов большой страны и даже из ближнего зарубежья. Организатор столь масштабного праздника музыки и театра – Ассоциация музыкальных театров России – сегодня объединяет более шестидесяти коллективов от Калининграда и Симферополя до Якутска и Хабаровска. Кроме российских театров членами ассоциации являются коллективы из Минска и Донецка, Еревана и Баку, Астаны, Алма-Аты и Ташкента. Фестиваль проводится при содействии российского Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, что сделало возможным составить богатейшую афишу гастрольных показов.
Помимо основной программы фестиваля, включающей как показ как московских, так и привозных спектаклей (что, конечно, вызывает наибольший интерес), у него есть еще замечательные «довески» - детская и студенческая программы. Последняя в этом году создана в сотрудничестве с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений и в не меньшей степени, чем основная афиша, отвечает миссии фестиваля – развитие и объединение профессионального сообщества, знакомство с теми, кто уже завтра будет определять вектор развития музыкальной сцены, предоставление им возможности заявить о себе на главном смотре-панораме музыкального театра всей России.
Подобное было и на прежних фестивалях, но в этом году Студенческая программа особенно обширна. В ее рамках состоится несколько встреч мэтров российского музыкального театра со студентами (первую в Гнесинке проведет Георгий Исаакян 12 октября). Но самое главное для публики, конечно, это спектакли: будут представлены студенческие работы главных российских консерваторий и вузов: в Москву приедут оперные студии Петербургской, Казанской, Новосибирской и Нижегородской консерваторий, а из столичных вузовских театров свои работы продемонстрирует факультет музыкального театра ГИТИСа и оперный театр-студия Гнесинки.
На удивление богата оперная афиша Студенческой программы – молодежь и их наставники не боятся браться за самый ответственный и сложный жанр музыкального театра. Театр «ГИТИС» уже показал в самом начале фестиваля совершенно неведомую в России оперу великого Глюка «Непредвиденная встреча, или Пилигримы в Мекку». Впереди нас ждет «Травиата» из Гнесинки, «Богема» от Консерватории имени Римского-Корсакова, еще одна совершенно неизвестная в России опера - «Бедная Эжени» француженки Жермены Тайфер в исполнении оперной студии из Нижнего Новгорода, а также самая известная опера Сальери «Сначала музыка, потом слова» от Новосибирской консерватории.
Театр «ГИТИС» удивил на фестивале дважды. Помимо редкой оперы Глюка он познакомил отечественную публику еще с одним раритетом – комической оперой итало-германского композитора первой половины прошлого века Эрманно Вольфа-Феррари «Перекрёсток». Музыка автора пятнадцати (!) опер в России почти неизвестна – у нас мало, что ставилось из его наследия, разве что «Четыре грубияна» имеют некоторую постановочную историю: в 1928 году они ставились в Свердловске, в 1933-м – в Большом театре СССР, в 2003-м – в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского еще самим мэтром. В отличие от «Грубиянов» (и малого, но все же некоторого количества иных опер, например, «Ожерелья мадонны», которая в прошлом веке шла на сценах Одессы и Харькова), судя по всему, «Перекрёсток» в России или на постсоветском пространстве не ставился никогда. И совершенно напрасно.
Музыкальная комедия из старовенецианской уличной жизни (либретто М. Гизальберти) написана по пьесе любимого композитором Карло Гольдони – к этому автору Вольф-Феррари обращался в пяти своих операх. Это поздняя опера мастера (1936), в которой он оказывается на высоте: смешивая приемы оперы-буффа, скороговорку, развитые вокальные номера, мелодии венецианских песен и танцев он достигает гармоничного синтеза веристских традиций и богатого наследия итальянской комической оперы, базирующейся на комедии дель-арте. Музыка оперы сочна и богата, мелодически и ритмически гибка и прихотлива, гармонически нетривиальна, но при этом – абсолютно легка для восприятия публикой любого уровня музыкальной подготовки. Это почти гениальность – сложное подать просто и красиво. В музыке господствует светлый колорит, поскольку герой оперы – перекрёсток: шумный, полный жизни, ссор, примирений, ревности, радости, огорчений и любви. Ее можно было бы назвать буффонными зарисовками городской жизни, где не столько важен сюжет, как настроения (точнее их постоянная изменчивость) и общая атмосфера суматохи.
Сюжет прост, если не примитивен, но забавен. Монотонную жизнь одного из венецианских кварталов нарушает появление незнакомца. Заезжий кавалер начинает ухаживать за всеми дамами подряд, что вносит в привычный ритм бытия соседей массу неожиданных поворотов: следуют многочисленные комедийные ситуации, одна другой ярче. Разумеется, разрешается все ко всеобщему удовольствию – свадьбой.
В студенческом формате опера идет под фортепиано (героическая работа Сейдамета Сейдаметова, учитывая, что пианино (!) в зале явно не перворазрядное), в начале и в финале используется фонограмма оркестра, но поют живьем, без микрофонных подпорок. Оперу дают на языке оригинала – не просто итальянском, но его старовенецианском диалекте. Ощутить атмосферу далекого прекрасного города это, конечно, помогает, но разобраться в хитросплетениях сюжета, обильно населенного персонажами, совершенно невозможно. Бегущей строки нет, синопсис в программке мало помогает – по большому счету лишь запутывает количеством иностранных имен (всего в опере десять героев!). Остается лишь любоваться игрой и голосами актеров и слушать музыку – она, безусловно, многое подсказывает: тем не менее, в комической опере детали нередко очень важны, и без их понимания мимо вас проходит львиная доля и юмора, и смыслов.
Еще один момент, который не слишком облегчает жизнь – тотальная молодость (даже юность) актеров, выступающих без всякого грима: из-за этого возрастные персонажи (а таковые имеются) абсолютно не отличимы от юных, догадаться «где бабушка, а где девушка» порой очень трудно, иногда вообще невозможно: актерских умений у ребят для этого пока не так, чтобы очень много. Зато много другого – куража, желания творить, задора молодости, гибкости тел, свежести голосов. Это все постановщик Александр Бармак использует по полной, вменяя артистам много разнообразных задач и добиваясь главного – стремительности в развитии действия и комедийной легкости спектакля. Стало быть, главное схвачено и передано – комическая опера предстает именно тем, чем является и по сути, и по форме: торжеством яркой театральности, почти фарсовой обостренности положений – особенно удались многочисленные потасовки, отрабатываемые актерами не без удовольствия. Пространство улицы обозначено разноцветными оконными рамами и нехитрым реквизитом, имитирующим то колодец, то какое-то подобие склада… Простота нравов подкреплена костюмами персонажей, выдающих в них простонародье, с его незатейливыми устремлениями и привычками. Периодически оперную Венецию припорашивает театральный снежок, совершенно необходимый, чтобы охолодить буйный темперамент обитателей «Перекрёстка».
Александр МАТУСЕВИЧ
фото предоставлены пресс-службой
VII фестиваль музыкальных театров
России «Видеть музыку»
02.10.2022
Анонсы |
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-