Новости |
Фабио Мастранджело:
«Слушайте, да у нас отличный фестиваль!»
Завершившийся на днях в Тольятти музыкальный фестиваль «Тремоло» - первый в России фестиваль классической музыки на открытом воздухе - в нынешнем году был десятым по счёту. Изюминкой фестиваля является то, что естественной декорацией его концертов, которые проходят в эффектном летнем Зеленом театре, расположенном в парковой зоне города, служат Волга и роскошная панорама Жигулёвских гор.
В соответствии с концепцией фестиваля одна из его главных задач - обогащение культурной ауры Тольятти и привлечение внимания к городу как к культурному центру Поволжья, в том числе и для иногородних туристов. Таково кредо директора и главного идеолога фестиваля энергичного продюсера в сфере культуры Алексея Возилова.
У тольяттинского фестиваля, который до 2016 года назывался «Классика над Волгой», своя история. В числе его участников – оркестры Казанской, Саратовской и Екатеринбургской консерваторий, выдающиеся певцы - народные артисты СССР Зураб Соткилава, Елена Образцова и Виргилиус Норейка, приглашённые дирижёры, артисты столичной «Геликон-оперы», известные инструменталисты лауреаты международных конкурсов Никита Борисоглебский (скрипка), Константин Окуджава (гитара), Иосиф Пуриц (баян).
С каждым годом фестиваль «набирает очки». В 2013 году на всероссийском конкурсе в области событийного туризма он завоевал третье место в номинации «Культурные события». В 2014 году жюри Национальной премии Russian Event Awards наградило фестиваль званием «Лучший проект в области культуры» в сфере событийного туризма России, а в 2015 году он стал обладателем Гран-при в этой номинации. Жюри национальной премии «Серебряный лучник» назвало фестиваль в числе лучших проектов по продвижению территорий.
В 2014 году фестиваль удостоился приветствия Валерия Гергиева, в котором маэстро особо подчеркнул, что слушателей Самарской губернии знает не понаслышке: «Московский Пасхальный фестиваль не один раз приезжал в эти края. А с 2008 года в Самаре мы проводим музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». Получается, что мы ровесники с «Классикой над Волгой». В настоящее время художественным руководителем фестиваля является популярный дирижёр Фабио Мастранжело.
«Тремоло» - 2017 не обошла стороной непростая экономическая ситуация в стране. В связи с финансовыми сложностями нынешний фестиваль длился не четыре дня, как предыдущий, а три. Организаторам пришлось поднять и стоимость билетов. Тем не менее, насыщенная, разнообразная по жанрам программа фестиваля была выполнена полностью, выступления всех коллективов и солистов заслужили горячий приём у публики.
По сложившейся традиции в первый фестивальный вечер выступил казанский «десант». В исполнении более ста его участников - солистов оперной студии и симфонического оркестра Казанской консерватории имени Н. Жиганова прозвучала оперетта Иоганна Штрауса «Цыганский барон». За дирижёрским пультом был художественный руководитель симфонического оркестра Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, главный дирижёр Камерного оркестра Новосибирской филармонии Алим Шахмаметьев. Постановщики перенесли место действия популярной оперетты из Венгрии в некое общемировое пространство, а время действия – в послевоенные годы, эпоху зарождения стиля ар-деко. Таким образом, присущий этой оперетте терпкий цыганский колорит отошёл на второй план, сохранившись лишь в качестве маскарадного антуража. Это ставший традиционным приём режиссёров-постановщиков музыкальных спектаклей, присвоивших себе право утверждать, что события и персонажи, о которых композиторы-классики писали свои сочинения, сегодня никому не интересны. Весьма спорная точка зрения стала своеобразной индульгенцией для режиссёров, которые переделывают классические оперы и оперетты по своему усмотрению. Безусловно, это гораздо проще, чем создать оригинальную авторскую постановку сочинения современного композитора. Впрочем, предложенная версия «Цыганского барона», в которой молодые исполнители продемонстрировали достойное вокальное и актёрское мастерство, не вызвала отторжения у зрителей, которых не отпугнула и стоявшая в этот вечер самая холодная за всю историю фестиваля погода.
Во второй вечер фестиваля за пульт камерного оркестра «Северная симфониетта» санкт-петербургского «Мюзик-Холла» встал Фабио Мастранджело. Программу «Страсти по опере» составили арии и симфонические фрагменты из популярных опер Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Россини, Пуччини, Леонкавалло и Бизе. В концерте приняли участие солисты Мариинского театра Август Амонов, Анна Кикнадзе и Михаил Колелишвили и тольяттинская певица Марина Коцько.
Тольяттинский фестиваль всегда отличался демократичностью атмосферы. Именно в таком ключе прошёл заключительный вечер фестиваля, ставший своеобразным сюрпризом для слушателей. В нём приняли участие три отличающиеся один от другого по составу и исполнительской манере коллектива, разыгравшие своеобразную артистическую «битву-соревнование», в которой, как и следовало ожидать, не было побеждённых. Это уже выступавший на прошлом фестивале камерный ансамбль «БИС-КВИТ» из Санкт-Петербурга, молодые музыканты которого играют в стиле crossover, сочетая тембры русских народных инструментов и эстрадного джаза; струнный ансамбль «Erato quintet» из Нижнего Новгорода, пропагандирующий культуру камерного музицирования; и московская а-капельная группа «Rain Drops», которая благодаря тембровому богатству голосов обходится вообще без музыкальных инструментов. Слушатели воздали должное индивидуальности каждого из коллективов, продемонстрировавших недюжинные виртуозность, юмор и импровизационное мастерство в интерпретации популярных классических и современных сочинений.
Организаторы фестиваля подсчитали, что около восьмидесяти процентов его гостей составили зрители из Тольятти, пятнадцать – из Самары и ещё пять – из других российских городов.
Музыка - не только для взрослых. Для популяризации фестиваля был организован детский художественный конкурс «Музыка на бумаге», лучшие работы которого ко Дню защиты детей выпущены в виде серии почтовых открыток.
Художественный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело: «Слушайте, да у нас отличный фестиваль! Его надо поддерживать. Будем просить у губернатора денег на развитие. Прожив шестнадцать лет в России и являясь шесть лет её гражданином, понял, что Россия очень «государственная» страна. Здесь сложно что-то делать без протектората и реальной финансовой помощи сверху. Особенно в регионах, и особенно для проектов в сфере культуры. Всё дело в том, что серьёзных спонсоров найти сложно: бизнес в России сам нуждается в поддержке. Но и удешевлять фестиваль за счёт приглашения местных музыкантов не имеет смысла: в этом случае пропадает смысл его поведения: тольяттинских музыкантов жители города и так слушать могут в течение всего года. Задача «Тремоло» на ближайшие годы – изменить соотношение его аудитории в пользу иногородних поклонников классики. На мой взгляд, будущее фестиваля на девяносто процентов зависит от того, сможем ли мы превратить его в привлекательную туристическую акцию. Зритель из Тольятти для нас не менее важен. Но фестиваль существует уже десять лет, и за это время он стал проектом, который способен конкурировать с лучшими фестивалями мирового масштаба. Пора выходить на новый уровень».
Валерий ИВАНОВ
Фото Вадима КОНДРАТЬЕВА и Дмитрия РУЗОВА
предоставлены организаторами фестиваля
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-