Новости


Подписаться на новости



В ПОИСКАХ ВЕБЕРА…

В начале февраля в Москве завершился фестиваль, посвящённый юбилею создателя немецкой романтической оперы К.М. фон Вебера. Концертные мероприятия фестиваля прошли в крупнейших залах Москвы: Большом, Малом, Рахманиновском залах, зале Мясковского МГК им. П.И. Чайковского, Бетховенском зале ГАБТ, Камерном зале ММДМ. Организаторы фестиваля – Московское музыкальное общество, старейшая музыкально-просветительская организация Москвы, совместно с Московской консерваторией, МГИМ им.А.Г. Шнитке и Большим театром РФ. Автор идеи и художественный руководитель проекта – Ольга Филатова, концертирующая пианистка, лауреат международных конкурсов.

- Ольга, в Московском музыкальном обществе Вы не просто занимаете административную должность заместителя председателя фортепианной комиссии, но и являетесь непосредственным организатором концертов и фестивалей. Назовите самые яркие, на Ваш взгляд, мероприятия, прошедшие за последнее время.

- Я думаю, в первую очередь, нужно отметить проект, посвящённый двойному юбилею братьев Рубинштейнов. Мы организовали ряд совместных концертов двух консерваторий – Московской и Санкт-Петербурга, в которых принимали участие и педагоги, и студенты. Уже прозвучали программы, посвящённые музыке Первой мировой войны, юбилею Шекспира и 150-летию Александра Зилоти, брата и учителя Рахманинова. Также постоянно идёт работа над тематическими и юбилейными концертами. Теперь – Вебер. Ведь основная цель ММО –просветительские проекты, которые затрагивают важные имена и важные темы для того, чтобы они не были забыты. Так и с Вебером - 230 лет со дня рождения, 190 лет со дня смерти, но, по сути, эти даты никак не отмечались у нас в России и не особенно были замечены в Европе. Мы мало знаем его творчество – оперу «Волшебный стрелок», несколько сочинений, в основном – фортепианных и кларнетовых. Но у Вебера обширное наследие, это был крупный композитор. Дело даже не в том, что его недооценили, дело в том, что он до сих пор до конца не открыт. Поэтому в ММО при поддержке Председателя, ректора Московской консерватории А.С. Соколова было решено провести такой фестиваль.

- Любые задачи, в том числе и просветительские, легче исполнять, когда есть какое-то личное отношение. Что для Вас, как для музыканта, значит имя Вебера?

- С музыкой Вебера связаны личные воспоминания. Я много играла его в детстве, с веберовской программой поступала в ЦМШ. Приятно, что прошло энное количество лет, и я в Москве сделала этот фестиваль. Предвосхищая вопрос о любимом произведении, хочу сказать, что сыграно уже немало. 1 февраля в рамках фестиваля впервые в России прозвучали сразу четыре сонаты Вебера, и неизвестно, когда это повторится. Сонаты исполняли Денис Бурштейн, Даниил Саямов, Мария Аникина. Мне досталась Первая, но я с удовольствием сыграла бы все. Также в рамках фестиваля я играла Трио и Концерштюк с оркестром Musica viva. Что касается Вебера, как художника, достаточно любопытно то, что это родственник Моцарта. В нём есть и моцартовское изящество, и театральность, и яркость, свойственная людям, хорошо знающим театр. Вебер вырос в театре: его отец держал свой маленький оперный театр, мама была певицей. И ребёнок, который вырос за кулисами, знал абсолютно всё о театральных эффектах. Он не очень увлекался интимностью и созерцательностью, не любил Шуберта, но очень любил Бетховена. И Бетховен с гордостью говорил, что «именно так немцы должны расправляться с итальянскими тру-ля-ля». Вообще Вебер для немцев всё равно, что для нас Глинка. Это имя не может быть забыто, поэтому о нём стоит напоминать ещё и ещё раз.

Даниил Саямов, Мария Аникина, Ольга Филатова, Денис Бурштейн

Даниил Саямов, Мария Аникина, Ольга Филатова, Денис Бурштейн

- В шести концертах фестиваля масштабно представлено оперное, симфоническое и камерное, в т.ч. вокальное наследие Вебера и его современников. Что нового прозвучало для российской публики?

- Стоит отметить редко звучащие хоры Вебера, которые были исполнены в Доме музыки Концертным хором МГИМ им. А.Г. Шнитке (худ.рук. профессор Александр Соловьев). открытие фестиваля К.М фон Вебера. Концертный хор МГИМ им.А.Г Шнитке, художественный руководитель - Профессор А.В Соловьев, дирижер Сергей Сидоренко, Концертмейстер Дарья Ястрежембская.

Открытие фестиваля. Концертный хор МГИМ им.А.Г Шнитке, худ. рук. - профессор А.В Соловьев,

дирижер Сергей Сидоренко, Концертмейстер Дарья Ястрежембская.

Замечательные песни и арии Вебера исполнялись в Рахманиновском зале Консерватории солистами Геликон-оперы и Большого театра. Про четыре фортепианные сонаты я уже упомянула. Что касается БЗК, то в нём прозвучало попурри Вебера для виолончели с оркестром в блестящем исполнении народного артиста России Александра Рудина и Московского камерного оркестра MUSICA VIVA. Они же исполнили не известную отечественной публике симфонию Х.К. Арриага, испанского современника Вебера.

Важно то, что мы бы хотели показать и культурный срез той эпохи, в которой жил немецкий композитор, и его связь с другими авторами. Например, Вебер-Бетховен-Шуберт. Очень интересно послушать музыку таких не похожих друг на друга современников, интересно оказаться на месте слушателя того времени. Поэтому в наших программах можно было услышать итальянские арии рядом с ариями Вебера, песнями Шуберта и камерной лирикой Бетховена. В это же время в России появляется Глинка. Поэтому мы поставили в программу вокального концерта ещё и каватину Людмилы. То есть, слушатель имел возможность сравнить Вебера с другими композиторами, выявить для себя его лицо. Год назад, когда возникла идея этого фестиваля, я разговаривала с музыкантами и многие мне говорили: «Зачем вы это делаете? Вебер – такой композитор, который немного похож на Шопена, немного на Бетховена, немного на Шуберта. Собственно, кто он такой?». Оказалось, что эти люди не слышали, практически, ничего. А у Вебера есть своё лицо: оно экстравагантно, оно любопытно, и как раз очень интересно сравнить его с другими представителями эпохи.

- Если Вам удалось воплотить Ваш грандиозный замысел, наверняка, были люди, которые сразу поддержали этот проект.

- Конечно. Поддержали очень многие. Генеральный спонсор фестиваля, совладелец холдинга «NIKMA GROUPE» Марк Гурецкий, ООО «Бабаев и партнёры» и другие благотворители. Большой вклад внес МГИМ им. А.Г. Шнитке, институт блестяще провёл концерт в ММДМ. И.о. Ректора МГИМ А.И. Щербакова лично говорила приветственное слово на открытии фестиваля.

Большой театр – это особая страница, которую Московскому музыкальному обществу удалось перевернуть. Первый раз мы сделали совместный проект. Нас принимали в Бетховенском зале, и музыканты оркестра Большого театра, и вокалисты сразу обозначили себе программу: они хотели исполнять Квинтет Вебера, Трио для фортепиано, флейты и виолончели, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано и ещё ряд произведений. В целом – поддержка была очень серьёзной, артисты ГАБТ выступили во многих концертах фестиваля.

После концерта в Бетховенском зале Большого театра.

Можно особо отметить роль Александра Израилевича Рудина. Он крупнейший просветитель нашего времени. Уже трудно сосчитать количество премьер, которые исполнил он сам и его оркестр. Столько музыки, которую он открыл! Не секрет, что в классической музыке есть тенденция исполнять что-то популярное и идти на поводу у слушателей. Именно Рудин несколько лет назад целиком представил московскому слушателю оперу «Оберон». Поэтому я сразу же позвонила ему, как только фестиваль был утверждён.

Ольга Филатова, Александр Рудин

Закрытие фестиваля. Ольга Филатова, Александр Рудин.

Откликнулись и пианисты, которые мгновенно разобрали все сонаты для исполнения, оставив мне Первую. Пришлось играть много до-мажорной музыки…(улыбается).

Один из наших концертов 4 февраля был конкурсным. В том смысле, что участниками и исполнителями на нём были лауреаты и члены жюри Конкурса имени Д.Б. Кабалевского, который проходил параллельно с фестивалем. Хотелось бы поблагодарить за поддержку лично В.Ф. Щербакова – Президента Фонда Кабалевского, профессора, концертирующего пианиста.

- Фестиваль закончился, да здравствует фестиваль?

- Мы хотели бы в ближайшем году провести конкурс Московского музыкального общества, чтобы дать возможность музыкантам выступать в рамках наших концертных программ, презентовать ангажементы. Не только раздать им какие-то премии и призы, хотя это тоже важно. Также есть желание провести фестиваль фортепианных дуэтов и возродить общедоступные просветительские концерты, пользовавшиеся популярностью когда-то в начале XX столетия. Это даже не мечта, а идея, которая сейчас прорабатывается. Будем надеяться, что московская публика с удовольствием будет приходить на концерты классической музыки.

Беседовала Елена АЛЕКСАНДРОВА

Фото предоставлено организаторами фестиваля


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей