Новости |
26.09.2019
Без фиг в кармане
Фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», придуманный и реализованный знаменитым режиссером Георгием Исаакяном, проходит в Москве уже в четвертый раз. За два месяца (с середины сентября по середину ноября) на столичных площадках будет показано около сорока спектаклей со всех концов России и даже из-за рубежа – после долгого перерыва на гастроли в столицу России приедет Донецкий театр оперы и балета.
Грандиозный смотр, устраиваемый Ассоциацией музыкальных театров и Министерством культуры России при поддержке Фонда президентских грантов, не может не впечатлять. За несколько лет он стал серьезной альтернативой «Золотой маски», где, как известно, царят элитарные вкусы. Элитарные настолько, что на последнем фестивале весной этого года любителям оперы вообще было нечего ни смотреть, ни слушать.
«Видеть музыку» - фестиваль совсем иного плана. Во-первых, он сосредоточен на музыкальном театре, утверждая его самодостаточность и самоценность. Во-вторых, дает широчайшую палитру его современного состояния, не делая предпочтений ни жанровых, не эстетических: каждый музыкальный театр решает самостоятельно, что он желает показать на столичном смотре. А публика самостоятельно решает (покупая или не покупая билеты, так или иначе реагируя на самих показах) – что из привезенного действительно интересно и талантливо, а что еще пока является лишь эскизом, заявкой на будущее.
Вторым немосковским спектаклем программы этого года оказался «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини в постановке Самарского оперного театра: показ прошел на сцене «Геликон-оперы». В прошлом году этот коллектив привозил на фестиваль «Кармен», работу Георгия Исаакяна – спектакль колоритный и противоречивый. В этот раз был избран для московских гастролей более раритетный репертуар: единственная комическая опера последнего итальянского классика не так уж часто появляется на наших подмостках. В столице сегодня идет спектакль Бориса Покровского по этой опере (Камерная сцена Большого театра; одна из последних работ мастера), в то время как из репертуара «Новой оперы» произведение (в постановке Геннадия Шапошникова) выпало в прошлом году; а вот полностью «Триптих» (в который помимо «Скикки» входят еще «Плащ» и «Сестра Анжелика») на просторах нашей родины можно посмотреть только в Мариинском театре в Петербурге.
Самарцы привезли «Скикки» без «довесков»: обычно эта корометражка идет если и не с двумя другими операми Пуччини (как задумывал сам автор), то уж хотя бы в пару к ней чего-нибудь да дают (у Покровского это «Плащ», в «Новой опере» была оперетта Оффенбаха «Званный ужин с итальянцами»). Дома поставленный прошлой осенью «Скикки» выступает своего рода прелюдией к концерту из арий и сцен из других пуччиниевских опер («Тоска», «Манон Леско», «Богема», «Эдгар», «Ласточка», «Турандот»), но в Москве спектакль пошел, что называется, в чистом виде.
Самарский вариант осуществил молодой тандем постановщиков – режиссер Надежда Бахшиева и сценограф (она же создала костюмы, свет и видеоконтент) Василиса Кутузова. Оформление спектакля – пожалуй, самое разочаровывающий его компонент. Действие оперы, согласно либретто Дж. Форцано, происходит в ренессансной Флоренции, о которой лирический герой повествования Ринуччо восторженно поет в своей арии «Флоренция как цветущее дерево». Однако вместо золотисто-пастельного солнечного города на берегах Арно зритель видит унылое серо-черное пространство, почти пустую сцену, с колосников свисают серые же пыльные «сталактиты» неясного предназначения, в центре же размещена некая ниша, по-видимому, один из кругов Дантова ада, куда неминуемо за свои проделки должны угодить и уже почивший Буозо Донати, и его алчные родственники, и хитроумный плут Скикки. Идея считывается, но ее воплощение навевает скуку. То же касается и антиэстетичных, попросту уродливых костюмов сине-серо-черной гаммы: видимо, тем самым художник хотела показать душевную убогость героев оперы, но, кажется, скорее, выявила отсутствие вкуса и чувства меры. Депрессивное оформление для комической оперы – это, бесспорно, новое слово в российском музыкальном театре. Если бы не остроумные находки видеоконтента (например, символы евро – в ожидании наследства и гигантская фига – при его обнародовании) – было бы совсем невмоготу.
Тем не менее, в этом унылом пространстве, в котором периодически парят огромные черные вороны, режиссеру удалось создать довольно-таки динамичное, нескучное действо. Мизансцены продуманы, присутствует и выдумка, и юмор, и находчивость в обыгрывании нюансов сюжета. И даже некоторые натуралистические моменты (самый яркий – коллекция отрубленных рук, ибо таковым наказанием пугает подельников Скикки в случае раскрытия их аферы) не кажутся чрезмерными, а скорее веселят. Многочисленные персонажи короткой оперы прочерчены режиссером очень колоритно, у каждого есть свой характер, своя история, и все вместе они создают яркую и шумную мозаику типичного итальянского семейного клана.
Опера хорошо разложилась на голоса самарской труппы. В центре спектакля великолепный Василий Святкин, чей красивый и огромный, выразительный и яркий драмбаритон буквально расцветает всеми цветами радуги в игровой партии титульного героя. В небольшой, но колоритной роли Симоне блеснул превосходный бас Андрей Антонов с голосом глубоким и представительным. Несколько легковесная по звуку Ирина Янцева, тем не менее, очень выразительно спела хитовую арию Лауретты, сорвав заслуженные аплодисменты. Анатолий Невдах (Ринуччо) обладает, быть может, не самым выдающимся тембром, но голосом необходимой силы для плотной пуччиниевской фактуры.
Оркестр под водительством Евгения Хохлова (который помимо дирижирования еще и участвует в действе – в финале произносит несколько фраз по-итальянски из оркестровой ямы) производит благоприятное впечатление слаженностью игры и вниманием к нюансам, ритмической точностью и умением не забивать певцов.
Александр МАТУСЕВИЧ
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля Видеть музыку
26.09.2019
Анонсы |
-17.12.24-
-20.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-