• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



28.10.2024

Фортепианные квинтеты для духовых прозвучали в Новом Иерусалиме

12 октября в рамках I Открытого Московского фестиваля Духовой Музыки им Н.А. Римского-Корсакова в концертном зале Музея Новый Иерусалим прозвучали фортепианные квинтеты русских композиторов для духовых.

Сам жанр фортепианного квинтета, конечно, больше ассоциируется у слушателя со струнными инструментами. Хотя первыми композиторами, кто посвятил 4 духовым с фортепиано свои опусы, были Моцарт и Бетховен. В русской музыке первые фортепианные квинтеты с участием струнного квартета были написаны  композиторами: Бортнянским, Фильдом и Алябьевым, а потом почти что на четверть века этот жанр был забыт. И когда Антон Рубинштейн в возрасте 25 лет написал свой фортепианный квинтет (который, по сути, является концертом для фортепиано и четырех духовых), то это событие стало, прежде всего, прорывом в общественном признании духовых инструментов, и прежде всего в Европе, где  активно гастролировал композитор. Будучи крайне популярным и востребованным там в те годы музыкантом, общаясь с музыкальной общественностью, среди которой были  Мендельсон, Лист, Берлиоз и многие другие выдающиеся музыканты, Рубинштейн мог лишь мечтать об  организации первой консерватории в Петербурге. Спустя 7 лет, 20 сентября 1862, этому суждено будет случиться. Благодаря поддержке великой княжны Елены Павловны на базе музыкальных классов Русского Музыкального общества откроется первая в России Консерватория. А 4 годами позже его брат, Николай Рубинштейн, повторит такой же подвиг и откроет консерваторию в Москве, куда позовет работать так же, как его брат, музыкантов –  духовиков из Европы. И они станут первыми, кто заложит фундамент и воспитает потом Цыбина, Платонова, Солодуева, Розанова, Табакова, Блажевичва, Эккерта и др., а  уже потом ветви русской исполнительской школы пойдут по образовательным учреждениям всей России и Советского Союза.

Одним из тех, кто верил и предвидел это восхождение русской исполнительской школы на духовых, конечно, был никто иной, как Н. А. Римский-Корсаков – морской офицер, который как раз в год основания Санкт Петербургской Консерватории на книпере «Алмаз» ушел в плаванье, которое длилось 2.5 года и дошло до берегов Америки. Спустя несколько лет он займет должность инспектора ведомства всех морских хоров, будет всячески влиять на развитие морских оркестров, будет учиться играть на разных духовых инструментах, напишет концерты для кларнета, тромбона, вариации для гобоя на темы Глинки «Что красотка молодая». И на протяжении, можно сказать, всей своей жизни у него будет незакрытый, как говориться нынешним языком, «гештальт», – это фортепианный квинтет для флейты, кларнета, фагота и рога, как композитор называл валторну. Написав первую часть квинтета для конкурса, который был организован Русским музыкальным обществом, и потерпев неудачу в его первом исполнении, композитор вернулся к этому квинтету в конце своей жизни и в 1908 году дописал еще 2 части, указав в нотах, что это посмертное произведение, что для меня лично является загадкой. Либо Николай Андреевич не верил в то, что сможет услышать достойное исполнение своей музыки при жизни, либо просто предчувствовал свой скорый уход.

Еще одно интересное произведение для фортепиано и духовых – это произведение большого подвижника музыкального образования, М.М. Ипполитова-Иванова, который 15 лет являлся ректором Московской консерватории, а до этого долгое время жил в Грузии, являясь руководителем Русского Музыкального Общества в Тифлисе (ныне Тбилиси). Живя в Грузии, он реорганизовал местную музыкальную школу в училище и вывел его на ведущее место среди музыкальных образовательных заведений России, часто участвовал в поездках, изучая фольклор Кавказа. Его музыкальная картина «Вечер в Грузии»  для фортепиано и четырех духовых, где участвует гобой, но нет валторны,  передает весь колорит народных музыкальных традиций этих мест.

Николай ПОПОВ, художественный руководитель I Московского Открытого Фестиваля Духовой Музыки им Н.А. Римского-Корсакова

P.S. Хочется поблагодарить моих замечательных коллег по оркестру Большого Театра за этот прекрасный концерт, а именно заслуженного артиста России Сергея Лысенко (гобой), Сергея Петрова (кларнет), Максима Семенова (валторна) и Андрея Рудометкина (фагот). А также  доцента МГК им П.И. Чайковского, пианистку Ольгу Приз, которая является членом правления Московского Музыкального общества.

Фотографии предоставлены
пресс-службой проекта

28.10.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей