• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



06.08.2019

«ГАМЛЕТ» В РОСТОВСКОМ КРЕМЛЕ

Фестиваль средневековой культуры и музыки «Ростовское действо» прошел в Ростове Великом в девятый раз. В удивительной атмосфере Ростовского кремля традиционно состоялся целый ряд замечательных мероприятий, среди которых концерты хоровой музыки, выставки, ярмарки, мастер-классы, конечно, знаменитые Ростовские звоны - концерты звонарей и даже мастер-классы звонарского искусства. Ключевым событием, «красной строкой» в афише фестиваля явилась музыкально-драматическая композиция «Гамлет» по трагедии Шекспира с музыкой А.Тома, Г.Берлиоза и Д.Шостаковича.  Уже сам выбор произведения заставил поразмышлять об очень многом – о сакральности истории датского принца в российской культуре, например. Вот уже более 200 лет эта история (в разных переводах, от Сумарокова до Пастернака), тревожит умы. «Гамлет» для России – почти что национальная трагедия, - говорит Максимилиан Волошин. – В каких бы вариантах и толкованиях она ни изображалась, ей трудно не захватывать сердце русской толпы».

Назвать толпой большое количество зрителей, собравшихся в Ростовском кремле, язык не повернется, потому что это была настоящая публика, о которой только могут мечтать организаторы любого зрелищного мероприятия – вдумчивая, внимательная, неслучайная. Судя по разговорам, многие – постоянные зрители «Ростовского действа», на котором непременным уже является участие солистов, хора и оркестра  Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова под руководством дирижера Дмитрия Волосникова.

В содружестве с режиссером Геннадием Шапошниковым – главным режиссером Московского театра «На Покровке», - Дмитрий Волосников осуществляет уже не первый проект, поражающий оригинальностью идеи и ее блестящим воплощением. Трагедию Шекспира в гениальном переводе Бориса Пастернака соединили с музыкой не формально, а создав удивительно цельный  сплав не только слова и музыки как таковых, но и музыкальных произведений  разных композиторов. Пространство было организовано так же совершенно – стены и башни Ростовского кремля стали естественными декорациями, обозначившими замок Эльсинор, на одном из сценических помостов разместился оркестр, на другом – был воздвигнут трон, символ власти, ради которой пошел на убийство брата преступный король Клавдий. Но нельзя сказать, что действие сосредотачивалось только здесь – им было захвачено все пространство площади, стена, галерея над стеной (чего стоило только одно появление Призрака отца Гамлета в этой галерее в лиловых вечерних сумерках!), а в проходе между секторами зрительских мест в самом начале спектакля прошла похоронная процессия – да-да, именно там королева Гертруда шла за гробом мужа под звуки распева «Agios a Theos» в исполнении сербского хора «Моисей Петрович», и шла надо думать, в тех самых башмаках, которые не успела износить, как уже вышла замуж за коварного Клавдия… Действие захватывало и митрополичий яблоневый сад, и пруд – только они предстали в видеороликах, экраном для которых послужила та же белая кремлевская стена. В саду происходило свидание Офелии и Гамлета, в пруду нежная Офелия утонула…

Высочайшего уровня была работа звукорежиссеров – слишком часто качество звука на опен-эйрах оставляет делать лучшего – здесь же все было просто идеально выверено и сбалансировано и производило впечатление абсолютно естественного, не «микрофонного» звучания.

В составе исполнителей столь же естественно и органично соединились оперные певцы и драматические актеры, причем оперные артисты поразили своим потрясающим интонированием именно драматического текста, не менее, чем замечательным пением, и переход от слова к пению также был абсолютно органичным и естественным. И в итоге сложившийся актерский ансамбль стал по-настоящему выдающимся, когда исполнители даже относительно небольших ролей обогащают общую ткань спектакля. Молодое поколение драматических актеров сейчас нередко принято упрекать, что они не владеют словом, каст ростовского «Гамлета» заставил в этих упреках усомниться (молодые актеры театра «На Покровке» – Алексей Терехов (Лаэрт), Артем Сухоруков (Горацио), Григорий Мосоянц (Розенкранц), Андрей Сумцов (Гильденстерн), Олег Тарасов (Озрик). Тенору Максиму Остроухову петь в спектакле не пришлось, но созданный им образ Полония стал одним из самых ярких, зримым воплощением самого понятия «интрига». И если королю Клавдию в прекрасном – и вокальном, и драматическом исполнении Владимира Кудашева, - были свойственны сомнения и даже угрызения совести, то Полоний в своей изменчивости и  изворотливости был абсолютно целен и самоуверен. В инфернальных, остраненных и исполненных королевского величия интонациях Призрака (Евгений Ставинский) невероятным образом ощутилось отеческое тепло, Юлия Рутберг (королева Гертруда) дала понять зрителям, что есть истинное мастерство трагической актрисы и как важно, когда актриса такого уровня получает достойный ее дарования драматический материал. Илья Лыков – предельно эмоциональный и живой, по-юношески порывистый, очень современный и молодой Гамлет. Практически невозможно выстроить рейтинг участников этого великолепного проекта, но едва ли не самые громкие овации получила Ирина Костина (Офелия), прекрасно исполнившая сложнейшую арию и очень искренне и трогательно сыгравшая свою героиню.

На «Ростовском действе» состоялось настоящее торжество музыки, театра и одной из самых великих трагедий, которые только знает мировая культура.

 

Анна КОРИНА

06.08.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей