Новости |
22.04.2025
Гастроли Пермского театра на сцене Новой оперы
Моноопера «Человеческий голос» (16+) Франсиса Пуленка на либретто Жана Кокто с прологом и эпилогом Владимира Горлинского была представлена Пермским театром оперы и балета на сцене Московского театра «Новая опера». Режиссёр и сценограф Дмитрий Волкострелов ввёл в оперу свою киноверсию пьесы Франца Ксавера Крёца «Концерт по заявкам». Оперная солистка Надежда Павлова впервые выступила в амплуа киноактрисы в режиссёрской киноленте, которая транслировалась на экране во время исполнения музыки. Присутствие полноценного кино усилило перформативность музыкального спектакля.
На нынешние гастроли в Москву Пермская опера привезла своё полуторагодовалое детище, плод глубокого интеллектуального исследования и серьёзной творческой работы создателей. Мировая премьера новоявленной трёхчастной оперы Пуленка-Горлинского состоялась на родной сцене в Перми в октябре 2023 года. Владимир Ткаченко, музыкальный руководитель и дирижёр, инициировал постановку, имея в виду общепризнанное вокальное и особенно драматическое мастерство сопрано Надежды Павловой.
Дмитрий Волкострелов, выпускник мастерской Льва Додина, обратился к богатой сценическо-экранной судьбе произведения Кокто и Пуленка «Человеческий голос», а также многочисленным вариациям на тему известных писателей. Так родилась идея фильма, инспирированная пьесой австрийского драматурга Франца Ксавера Крёца «Концерт по заявкам». Кино-театральная полифония спектакля зазвучала тонко-психологическим контрапунктом двух женщин — экзальтированной оперной и сверхобыденной экранной.
Через очевидную полярность образов и неочевидную схожесть поведенческой природы героинь оперы и фильма режиссёр предложил разобраться в подоплёках телефонного разговора в моноопере. Постановщик пытался визуализировать внутренний психологизм ситуаций.
Солистка Пермской оперы, приглашённая солистка Большого театра Надежда Павлова проявила, по словам Волкострелова, абсолютное доверие режиссёру на съёмках фильма. И это дорогого стоило для общего успеха. Интимность повествования о нескольких часах жизни одинокой женщины, по окончании которых она принимает большую дозу снотворного, требовала особой артистической естественности крупных планов.
В значительной степени ориентиром режиссёрской концепции стала мадам Дильман из фильма женщины-режиссёра Шанталь Акерман. Фильм «Человеческий голос» (2020) Педро Альмодовара внёс свои штрихи в открытый финал пермской постановки. Совершает ли суицид протагонистка Пуленка или только манипулирует этой угрозой, во всяком случае, сама исполнительница Надежда Павлова склонна думать, что не совершает.
Режиссёрские поиски привели к варианту, что в начале средней, пуленковской части спектакля певица сидит за нотным пультом справа от середины сцены, исполняя как бы концертный вариант партии, наблюдает со стороны, вместе с залом смотрит фильм. Но постепенно вживаясь в образ, в конце концов, растворяется в нём, в кульминационный момент воплощается в героиню, перемещаясь на авансцену.
Приближение к сегодняшнему зрителю знаковых сочинений прошлого Театр Перми видит в привлечении композиторов-современников к написанию новейших партитур, которые служили бы проводниками в музыкально-спиритическом сеансе с далёкими от нас авторами. Пролог и эпилог Владимира Горлинского, ставшие прелюдией и постлюдией монооперы Пуленка, продолжили линию такого рода диалогов через время в череде заказов Театра ныне здравствующим творцам.
Обретение спектаклем трёхчастности прекрасно работает на восприятие материала в целом и оттеняет музыку Пуленка иным звучанием Горлинского. Контраст не радикальный, но вполне осязаемый, дающий возможность плавно погрузиться в оригинал монооперы и по окончании вернуться в сегодняшний день.
Владимир Горлинский признался, что затея работать с великой музыкой, которая уже неоднократно доказала себя во многих сюжетах, всегда авантюрна. Найденные ключи подхода заключались в простом механизме — нельзя прямо прикоснуться к музыке Пуленка, настолько это «горячий» материал, что обожжёшься. Поймать своё звучание, которое интуитивно, отчасти уводит в «dark jazz» и французские средства выразительности, удалось. Пролог получил название «Внутренний голос», Эпилог — «Колыбельная к жизни», под музыку которого на экране появляется фрагмент рассказа «Потолок» Сэмюэля Беккета. Это сюжетное и музыкальное многоточие, вопросительный «морок» открытого финала.
Композитор в свою партитуру добавил хор (хормейстеры-постановщики Екатерина Антоненко, Вячеслав Козленко), артисты которого смотрят кино, сидя на сцене спиной к залу. Также усилил оркестровые краски выдуманными им самим способами звукоизвлечения - подпиливание пластин, игра на строительных трубах, скрежет гвоздей по куску железа. Но в общей звуковой массе — это не шокирующие ухо звучания.
Богатый вокально-артистический инструментарий Надежды Павловой сделал исполнение ярким, щедро наполненным разнообразными звуковыми и эмоциональными красками. Размах динамической амплитуды, выразительные паузы, агогические подробности мелодекламации, естественность речитатива на французском языке – впечатляюще работали на образ.
Владимир Ткаченко добился качественного звучания оркестра, который маэстро считает вторым действующим лицом монооперы. Добросовестно и сбалансированно взаимодействовали группы инструментов, исполнительская сторона порадовала. Дирижёр стилистически по-разному подавал два композиторских языка Пуленка и Горлинского.
В постановочную команду вошли: художник по свету Алексей Хорошев; художник по видео Игорь Домашкевич; художник по костюмам Сергей Илларионов. Хочется думать, что «Человеческий голос» Пуленка-Горлинского в версии единомышленников Дмитрия Волкострелова, действительно, прорубил окно к зрителю XXI века, вызвав его неподдельный интерес.
Елена АЛЕКСЕЕВА
фотограф Никита Чунтомов
22.04.2025
Анонсы |
-16.05.25-
-16.05.25-
-19.05.25-
-20.05.25-
-22.05.25-
-25.05.25-
-31.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-
-26.06.25-