• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



21.06.2019

XXXII Собиновский фестиваль:
«Герои истории на музыкальной сцене»

Один из старейших в стране - Собиновский музыкальный фестиваль - в нынешнем году был тридцать вторым по счету. Он проходит  сцене Саратовского академического театра оперы и балета с 1986 года.


Юрий Кочнев

Верность традиции.

За десятилетия существования фестиваля остаются неизменными сформулированные основателем и неизменным художественным руководителем фестиваля маэстро Юрием Кочневым принципы. Это жанровое разнообразие программ, исполнение редко звучащих, а порой практически неизвестных современным слушателям симфонических и ораториально-хоровых сочинений, премьерные постановки, приглашение представителей смежных – «перпедикулярных» жанров, а с 1999 года - вокальный конкурс с участием призеров различных певческих соревнований.

«Изюминкой» нынешнего фестиваля стал акцент на произведениях, которые так или иначе связаны с реальными историческими личностями, а также с мифологическими персонажами. Юрий Кочнев говорит: «В 2019 году, объявленном в России Годом Театра, исполнилось 175 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова и 120 лет со дня премьеры его оперы «Царская невеста», постановку которой мы решили осуществить на нашей сцене. Кроме того, в репертуаре театра присутствуют такие масштабные, составившие славу мирового музыкального искусства произведения русской классики, как оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Князь Игорь» Бородина. Все это и определило тематику фестиваля».

Устроители XXXII Собиновского фестиваля не прошли мимо важных событий культурной жизни нашей страны: проводимого в июне нынешнего года XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского и 180-летия со дня рождения композитора, которое будет отмечаться в следующем году. В день открытия фестиваля в Голубой гостиной театра состоялась презентация  совместного проекта театра и Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину - планшетной  выставки «Музыкальный театр П.И. Чайковского». Выставку представил директор Клинского музея-заповедника Владимир Лисенко. 

Симфонические эксклюзивы.

Высокую планку фестивалю задал концерт открытия, включивший целый пласт практически забытых произведений. В начале программы прозвучала увертюра к  опере «Дмитрий Донской» - первому оперному сочинению Антона Рубинштейна, в лирических фрагментах которой мимолетно проскользнули интонации будущего шедевра композитора – оперы «Демон». Симфоническая поэма Александра Глазунова «Стенька Разин» пробудила ассоциации с широкими, удалыми волжскими напевами, в ее мелодической канве нашлось место и вариациям на тему русской народной песни «Эй, ухнем», и пронизанной восточным колоритом лирической теме.

Первое отделение концерта завершила написанная Чайковским в 1872 году кантата «В память столетней годовщины рождения Петра I». Утраченная рукопись кантаты была восстановлена по оставшимся фрагментам лишь в начале XX века, но в советское время она исполнялась в искаженном виде – с новым текстом и без включенного композитором в ее музыкальную ткань гимна Алексея Львова «Боже, царя храни».

Стоит особо отметить, что именно благодаря стараниям Юрия Кочнева на XXV Собиновском фестивале 2012 года саратовцы впервые с момента написания кантаты услышали это монументальное сочинение в первозданном виде с оригинальным текстом поэта Якова Полонского и с гимном «Боже, царя храни». «Удивительно, что в начале ХХI века у Чайковского, нашего национального гения, находятся сочинения, не звучавшие более 70 - 80 лет. Есть в этой музыке что-то такое, что поднимает душу. По существу это гениальный официоз», - заметил по этому поводу маэстро.

В исполнении кантаты наряду с хором и симфоническим оркестром оперного театра под управлением Юрия Кочнева принял участие Губернский театр хоровой музыки, художественный руководитель Людмила Лицова. Сольную теноровую партию исполнил Иван Подгороднев.

Во втором отделении концерта перед слушателями прошла череда ярких музыкальных образов исторических персонажей, воплощенных в сочинениях западных композиторов - увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль», увертюра Шумана «Юлий Цезарь» и увертюра к опере Вагнера «Риенци. Последний трибун Рима».

Сцена из оперы «Царская невеста»

Оперные шедевры.

Самым ожидаемым событием нынешнего Собиновского фестиваля стало исполнение «Царской невесты». В процессе работы предполагавшееся поначалу концертное исполнение оперы трансформировалось в набирающую в последние годы популярность полусценическую - semi-stage – версию. Над «Царской невестой» работали музыкальный руководитель и дирижер Юрий Кочнев, московский режиссер Андрей Сергеев, хормейстеры Анна Вильперт и Михаил Толчин, художники Сергей Болдырев (оформление сцены) и Ольга Колесникова (костюмы). Постановочной команде удалось создать убедительную, хотя и не лишенную условностей и рассчитанную на фантазию зрителей визуальную версию происходящих в опере событий.

Главным достоинством фестивальной «Царской невесты» стал ее достаточно высокий музыкальный уровень: звучание оркестра, пение и психологически достоверное существование в необычных сценических условиях исполнителей ведущих партий. Это прежде всего Ксения Нестеренко - Марфа, Роман Гранич - Грязной, Виктор Григорьев - Собакин, Марина Демидова - Любаша.

Сцена из оперы «Жизнь за царя». Иван Сусанин – Владимир Кудашев.

Опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») сегодня не идет практически нигде. Постановку оперы в Саратове осуществили в 2016 году дирижер Юрий Кочнев и его постоянные столичные партнеры последних лет - режиссер и художник Андрей Сергеев и балетмейстер Кирилл Симонов. Особенно ценным в этой постановке является то, что театр возвратился, хотя и в собственной сценической версии, к изначальному,  сочиненному бароном фон Розеном либретто оперы, на которое писал музыку Глинка. Спектакль не претендует на постановочную роскошь, его мизансцены по-своему логичны, хотя некоторые из них не вполне понятны при первом просмотре. В фестивальном спектакле успешно выступили гастролеры - солист московской «Новой оперы» Владимир Кудашев – Сусанин и солистка Мариинского театра Виолетта Лукьяненко – Антонида. Большое впечатление произвело исполнение партии Вани солисткой Саратовского театра Ольгой Дё. Обладающая мягким  меццо-сопрано певица достойно справилась с этой сложной, лежащей в диапазоне редчайшего по нынешним временам низкого контральто партией. Особенно впечатлил апофеоз оперы  - сцена на Красной площади в Москве со знаменитым, ставшим своеобразным национальным российским гимном хором «Славься». В его исполнении, наряду с солистами и артистами хора, непосредственно занятыми в спектакле, приняли участие практически все самые именитые солисты оперной труппы театра.

За пультом фестивального «Князя Игоря» Александра Бородина, поставленного в 2013 году той же, что и «Жизнь за царя», командой, был Мекбет Тургумбаев, сумевший добиться выразительного звучания оркестра и его органичного ансамбля с солистами и хором. В саратовском спектакле отсутствуют свойственные многим постановкам «Князя Игоря» помпезность и эпический размах. Его сценография подчеркнуто аскетична по фактуре и цветовой гамме, в оформлении задействованы не грандиозные объемы декораций, а скорее намеки на те или иные знаки древней эпохи. Но это не вызывает особого зрительского неприятия. Достаточно уязвимой показалась режиссура Андрея Сергеева, отсылающая к эстетике прошлого столетия с недостаточной проработкой характеров персонажей и статичностью мизансцен. Авторской хореографии «Половецких плясок» Кирилла Симонова присущи моторность и экспрессивность, но в целом она вполне традиционна и не отличается новизной пластики. Не поразили воображение и принявшие участие в спектакле гастролеры - солисты Мариинского театра Александр Никитин – Игорь и Екатерина Шиманович – Ярославна. Наиболее ярким в вокальном отношении показался молодой солист саратовской труппы Аббосхон Рахматуллаев – Владимир Игоревич, которому, правда, еще не достает актерского опыта. Такие масштабные оперы, как «Жизнь за царя» и «Князь Игорь», – нечастые гости текущего репертуара, что объясняет обидные, связанные, очевидно, с отсутствием регулярной режиссерской «подпитки» подобных спектаклей сценические шероховатости, которые возникают порой во время их фестивальных показов.

Евгений Князев читает «Бориса Годунова»

Многообразие жанров.

Еще один знаковый герой российской истории – царь Борис Годунов, - на фестивале был представлен в литературно-музыкальной композиции, которую исполнил актёр Театра имени Вахтангова Евгений Князев в сопровождении симфонического оркестра оперного театра под управлением маэстро Кочнева. Благодаря исключительной выразительности, эмоциональности и психологической глубине переживания, а также виртуозному владению чтецким мастерством артисту удалось раскрыть и передать слушателям тончайшие сюжетные перипетии и психологические нюансы одноименной трагедии Пушкина, а кому-то вообще в буквальном смысле открыть глаза на это сочинение и характеры его персонажей. Чтение Евгением Князевым пушкинского текста перемежалось музыкальными номерами, соответствующими по своему характеру и эмоциональному тонусу содержанию отдельных его фрагментов. Прозвучали отрывки из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», из его же «Картинок с выставки» и «Ночи на Лысой горе», из музыки Сергея Прокофьева к задуманной, но так и не осуществленной Мейерхольдом  постановки одноименного драматического спектакля, а также из музыки композитора к кинофильму «Александр Невский». Составитель этой музыкальной композиции - маэстро Юрий Кочнев.

В тематику фестиваля логично вписались идущий уже в течение  нескольких десятилетий на сцене Саратовского оперного театра ритм-балет Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» о герое русской истории графе Резанове и гастрольный спектакль классической труппы столичного балетного коллектива «Москва», показавшего два напоминающих о мифических древнегреческих героях и богах одноактных балета – «Минос» и «Эрос» в постановке современных нидерландских хореографов.

Валерий ИВАНОВ.

Фото предоставлены
Саратовским государственным академическим театром оперы и балета.

 

 

 

 

21.06.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей