Новости |
01.12.2023
Гений места – успех мюзикла «Хан Алтай»
на фестивале «Видеть музыку»
Спектакль Алтайского государственного музыкального театра «Хан Алтай» стал одним из самых ярких впечатлений VIII фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». Композитор Евгения Терёхина, либретто Нонны и Анны Кротовых, режиссер-постановщик Василий Заржецкий (Санкт-Петербург), хореограф-постановщик Антон Дорофеев (Санкт-Петербург), художник-постановщик Елена Вершинина (Санкт-Петербург), музыкальный руководитель и дирижер Денис Немирович-Данченко, хормейстер Наталья Шабалина, постановщик боев Оксана Малышева, художник по свету Надежда Зуева.
Сцена из спектакля
Изучая уже не один год афишу фестиваля «Видеть музыку», можно заметить интересную закономерность. Как правило, наиболее яркие впечатления (оговоримся – речь идет о произведениях современных авторов) оставляют спектакли, которые создавались для данного конкретного театра. Конечно, нельзя отрицать успехи и в тиражировании репертуарных бестселлеров, но именно оригинальные, рожденные в театрах спектакли являются наиболее притягательными. Кстати, некоторые из них впоследствии пополняют число афишных бестселлеров музыкального театра.
Вера Карловна – Зинаида Черных, Максим – Антон Попов, Катя – Тамара Вильгельм,
Сумер – Михаил Лямин, Люка – Андрей Булгаков, Вика – Ксения Ильина,
Рустам – Сергей Автоманов
В случае же бесспорного успеха «Хана Алтая» важную роль сыграло та, почти мистическая составляющая, которую принято называть «гением места». В сюжете важное место занимают легенды и этнокультурные традиции Алтая, и главное, что они сопряжены со современностью и словно служат неким камертоном для «настройки» тех изменений в мироощущении и, в конечном итоге, в жизни персонажей этой истории. Ведь главные герои – современные люди, которых побудили отправиться в туристический поход в горный Алтай самые разные мотивы, хотя не все из них даже отдавали себе в этом отчет. Пожалуй, точно знал, что он хочет только молодой француз Люка (Андрей Булгаков) – найти свои корни, ведь его прадед родом из этих мест. Остальными персонажами двигало скорее неосознанное желание отвлечься от своих насущных проблем, а их хватало у каждого. Нередко самым слабым местом современных музыкальных спектаклей оказывается их драматургия. В данном же случае пьеса Нонны и Анны Кротовых отличается редкой для жанра драматургической выстроенностью, внятностью и законченностью каждой из сюжетных линий, очень хорошим языком, в том числе и в текстах музыкальных номеров. Достигнут баланс красивой мифической истории, жизненных историй конкретных людей, приключенческой и даже авантюрно-детективной истории – ведь героям приходится столкнуться с «черными» копателями, которые ради достижения своих целей готовы на все. Убедительно звучит и важная тема бережного отношения к природным богатствам, родной земле, и все это очень естественно, без нарочитого пафоса. И также естественен положительный финал каждой из историй и всего спектакля – когда человек достигает гармонии с природой, ощущения подлинной любви к прекрасной земле Алтая, а через нее – к своей «большой» родине, - позитивные изменения неизменно наступят. «Алтай – это больше, чем место на глобусе» - один из лейтмотивов спектакля. И не случайно проводник туристов Сумер (Михаил Лямин) спрашивает туристов: «а где твой Алтай?», Алтай, как место, где человек обретает силу и гармонию от родной земли, от прочной связи с ее наследием и современностью. Музыка Евгении Терёхиной мелодична и современна, в мифологичных сценах звучание даже мистично, отдельные номера могут претендовать на статус тех самых «хитов», которые, по идее, зрители должны напевать, уходя из театра. Таким бесспорным «хитом» спектакля, на мой взгляд, является песня об эдельвейсе. Запоминаются монолог Проводника Сумера (Михаил Лямин освоил и национальный инструмент топшур), и очень впечатляет сцена женщин (Катя –Тамара Вильгельм, Вика – Ксения Ильина, Вера Карловна – з.а.РФ Зинаида Черных) – у костра, когда они, как в древние времена, ожидают мужчин (Максим – Антон Попов, Рустам – Сергей Автоманов), которые вступают в борьбу со злом (зло по сюжету олицетворяют те самые «черные» копатели, их воплощают Илья Зуев и Виталий Селюков). Трогательный образ наивной «геологини» Ольги создала Юлия Башкатова.
Сцена из спектакля
Сильная сторона спектакля – его сценография. Художник Елена Вершинина предложила очень интересное решение – главенствующий белый цвет с черными графичными линиями определяет место действия, горы Алтая и возникающих из этого пространства персонажей алтайских легенд. Важная деталь в костюмах – ленточки (дьялама), которые на Алтае традиционно повязывают на деревьях в знак подношения духам. Замечательно пластическое решение мифических сцен, интересная хореография, особо следует отметить, что артистов хора практически невозможно отличить от артистов балета, настолько органично они двигаются, воплощая непростой пластический рисунок.
В Москве спектакль исполнялся под фонограмму, и необходимо отметить грамотный и выстроенный звуковой баланс, который не так часто бывает достижим, особенно в условиях гастролей.
Инициатор фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – Ассоциация Музыкальных Театров (АМТ) при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.
Надежда КУЗЯКОВА
Фото Романа Сердюкова предоставлены
пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»
01.12.2023
Анонсы |
-16.01.25-
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-