Новости |
09.04.2024
Хор «Новые имена» из Оренбурга – 25!
Культурная жизнь в многих российских городах очень часто держится не на крепких институциях, которые успешно работают, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге, но на энтузиазме, подвижничестве и предельной самоотдаче конкретных людей. Этих людей не так много, по крайней мере – меньше, чем хотелось, но от них исходит такая энергия, такой свет и теплота, которой бы позавидовали многие столичные культурные знаменитости!
А если созданные ими коллективы живут и развиваются много лет – тут уж можно говорить, что «звезды сошлись». Потому, как пройти через все перипетии нашей истории последних 30 лет – здесь требуется (помимо всего прочего) еще и какое-то везение и благоволение судьбы!
Оренбург. Детский хор. Называется – «Новые имена». Был создан ровно четверть века назад. Его создатели и бессменные «начальники» – замечательная семейная пара. Художественный руководитель и дирижер – заслуженный работник культуры Оренбурга, выпускница Казанской консерватории Марина Туркина. И – сейчас уже можно так назвать – арт-директор и продюсер «Новых имен» Лев Назаров. И хоровое детище их – тоже часть семьи.
За эти годы хор объездил с концертами всю Россию, страны ближнего и дальнего зарубежья. Только навскидку: Польша, Германия, Франция, Эстония, Узбекистан, Бельгия, Казахстан, Соединенные Штаты… Ребята выступали в наших самых рейтинговых телепрограммах – «Голос», «Синяя птица», «Привет, Андрей». «Новые имена» получили огромное количество призов на многих фестивалях и конкурсах. Коллектив участвовал в культурной программе Олимпиады и Паралимпиады в Сочи в 2014 году. В 2016 году состоялся их сольный концерт на Красной площади. И в этом же году «Новые имена» завоевали золотую медаль на Всемирных хоровых играх в Сочи. В общем – хор этот часто и по праву называют одной из «визитных карточек» Оренбургской области.
Много чего можно рассказать об истории «Новых имен». Но, пожалуй, самое важное, что через уникальный опыт хорового пения прошли за эти годы более тысячи детей. Многие из них продолжили образование в лучших учебных заведениях страны и за рубежом. А кое-кто – уже создал свои хоровые коллективы! И это пример того, как без лишней рекламы и пиара работают в России очень важные социальные лифты…
29 и 30 марта в зале Оренбургской филармонии (недавно отлично отремонтированной и в полном смысле слова «реновированной») состоялись два концерта, посвященные юбилею хора «Новые имена». И это был фестиваль «Десять заповедей устами детей», который в пятый раз проходит под эгидой оренбургского детского хора. Приехали гости – хор юношей из хорового колледжа в Екатеринбурге (художественный руководитель и дирижер Сергей Пименов), народный хор «Полет» из Казани (художественный руководитель Татьяна Шмелева). И оба вечера прошли с аншлагом. Помогали «Новым именам» – в первый день Оренбургский камерный оркестр (дирижер Илья Попов, Санкт-Петербург), а во второй – детский оркестр русских народных инструментов «Радость» из Москвы (дирижер Дмитрий Базанов).
Оба концерта еще раз продемонстрировали практически неограниченные репертуарные возможности «Новых имен» – от популярных песен до барочной музыки и современного сочинения в жанре сценической кантаты.
Что сразу бросается «в уши», когда слушаешь детский хор из Оренбурга? Поют юные ребята, но сам хор звучит как абсолютно взрослый, можно сказать – профессиональный коллектив. Это касается практически всех сторон хорового пения – подачи звука, динамики и агогики, чувства формы и ансамбля. И конечно – абсолютно идеального музыкального вкуса.
Главными произведениями двух вечеров стали композиции «крупной формы». В программе первого концерта прозвучала кантата А. Вивальди «Gloria». И хотя исполнение это нельзя назвать аутентичным, думается, что такой вполне традиционный и, казалось бы, «несовременный» подход к музыке барокко тоже имеет сегодня право на жизнь – в ряду других исполнительских трактовок. Хору и оркестру удалось за небольшое количество репетиций «собрать» это произведение (в Оренбурге «Gloria» прозвучала впервые). И хор, и солисты исполняли музыку Вивальди серьезно, с прекрасным чувством стиля, с видимым удовольствием. И – по-детски очень трогательно. Оркестр также звучал вполне корректно, почти всегда аккуратно взаимодействуя с хором, а соло гобоя из «Dominе Deus» было сыграно практически безукоризненно.
Но центральным событием этих двух дней юбилейного фестиваля оказалось исполнение сказки-оперы «Посолонь» композитора из Санкт-Петербурга Владислава Панченко, который присутствовал на концерте. Литературная основа этого произведения – сборник сказок выдающегося русского писателя Алексея Ремизова, который он написал для дочери. Композиционная основа этих текстов — смена времен года, годовой круг, через который проходят самые разные русские фольклорные образы и персонажи, иной раз такие, которые могут даже поначалу напугать юных слушателей и исполнителей.
И здесь руководители хора «Новые имена» проявили настоящую театральную фантазию, подключив к музыке еще и довольно интересную экранную историю, а также нарядив исполнителей в яркие костюмы и продумав все сценические передвижения и мизансцены.
Несколько слов о музыке Владислава Панченко. В сказке-опере «Посолонь» ему очень органично удалось соединить традиции советской «неофольклорной» хоровой музыки, которые восходят соответственно к линии Бартока-Стравинского, с одной стороны, и Свиридова – с другой. «Посолонь» очень театральное произведение, и композитор здесь использует все возможные выразительные средства для того, чтобы подчеркнуть характер персонажей и особенности сказочного сюжетного действия. И нелишне заметить, что все, что происходит на сцене – это сны маленькой девочки.
Удивительно, насколько точно хор «Новые имена» чувствует язык современной музыки, идеально воспроизводя сложные политональные гармонии и прекрасно ориентируясь в полиритмических наслоениях хоровой фактуры. И даже возникает что-то вроде «народной алеаторики». А звучание оркестра народных инструментов добавляет в музыку сказки-оперы «Посолонь» ту самую аутентичность!
И может быть самым волнующим эпизодом этих двух вечеров стало выступление выпускников хора «Новые имена», уже сформировавшихся профессионалов, которые приехали из разных городов нашей страны и поздравили со сцены – слаженным хоровым пением – своих учителей и наставников.
Репортаж этот хочется закончить словами нашего знаменитого композитора, хормейстера, дирижёра и педагога Георгия Струве: «пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик».
И это – правда!
Григорий ШЕСТАКОВ
Фотограф Анна Есина
по заказу "Новых имен"
09.04.2024
Анонсы |
-16.03.25-
-17.03.25-
-06.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-