• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



11.10.2023

«Храни меня, мой страж заоблачный»

На новой сцене Мариинского театра представили первую премьеру юбилейного 240 сезона - «Демон» Антона Рубинштейна

Демон. Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр

Сюжет одноименной поэмы Лермонтова неоднократно вдохновлял композиторов на создание музыкальных произведений. Только во второй половине XIX века появились опера Бориса Фитингофа-Шеля, музыкальные картины Павла Бларамберга, симфония Эдуарда Направника. Однако наибольший успех и внимание снискала опера Антона Рубинштейна, оконченная в 1871 году.

Мировая премьера «Демона» Рубинштейна состоялась в Мариинском театре зимой 1875 года под управлением Эдуарда Направника. Критика встретила сочинение сдержанно, слушатели приняли оперу более тепло. В партиях Князя Гудала и Демона на сцену не раз выходил Федор Шаляпин. Знаменитый бас фантастически играл и пел своих героев, решительно раскрывая их душевные терзания, муки и сомнения Но главное — шаляпинский Демон был гордым мятежником, чей отказ от борьбы ради любви артист представил не как благо, а как поражение.

Сценическая судьба «Демона» за пределами России сложилась весьма благосклонно. Вслед за гамбургской премьерой в 1890 году оперу ставили в Лондоне, Кельне, Лейпциге, Вене, Монте-Карло, Нью-Йорке, Тель-Авиве и Риге. В нашей стране практически в каждом оперном театре сложно представить репертуар без «Демона». В Мариинском театре опера Рубинштейна выдержала несколько постановок. Предыдущий «Демон» петербургского режиссера Льва Додина (копродукция Мариинки с парижским театром Шатле 2003 года) надолго в театральной афише не задержался, несмотря на то, что музыкальное руководство тем спектаклем осуществлял Валерий Гергиев. В нынешней премьере маэстро сознательно решил дистанцироваться, доверив спектакли молодому дирижеру Гургену Петросяну.

Демон. Фото Михаила Вильчука © Мариинский театр

Режиссер спектакля Елизавета Корнеева в тандеме с художниками по костюмам и декорациям – Жанной Усачевой и Екатериной Агений создали условный абстрактный мир, лишенный пространственно-временных координат. Спектакль изобилует навязчивыми символами и непрерывными   метафорами: от греческого театра до песочницы. В одном из актов события разворачиваются в горах на фоне водопада.

Елизавета Корнеева: «Демон - сложный образ, я вижу в нем трех Демонов и показываю их последовательно. Первый – Демон-наблюдатель, Демон отстраненный, депрессивный. Второй – Демон-человек, способный на покаяние и любовь. Третий – Демон-гений, выполняющий волю Бога, своё предназначение. В нашем спектакле мы стремились уйти от любого времени, даже от современности. Место действия – планета Земля, время человеческое».

Демон. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр

В этой постановке осталось очень много вопросов и неясностей. Зачем, например, одевать героев из свиты князя Синодала в жилеты с леопардовым окрасом и заставлять таскать их по сцене барные стулья, перекладины и кальяны? Дивной красоты хор «Ноченька» под темным кавказским небом звучит в каком-то мареве шумного бара. Синодал, грезя о скорой встрече с Тамарой, не в силах противостоять девушкам, обступившим его со всех сторон. В то время как раскаяние мятущегося Демона полно иллюзий. Он сбрасывает свою личину (освобождает себя от черных крыльев и остается в одной белой рубашке). Думы о возможной будущей жизни и счастье с Тамарой тщетны. Потусторонние силы разлучают Тамару с Демоном, который воспевал любовь и предрекал ей стать "царицей мира". Теперь с горних вершин он наблюдает за ее отцом и няней. К большому сожалению, ни о какой красоте Божьего мира, о чем пели герои, наблюдать в этой постановке было нельзя. Оставалось лишь наслаждаться пением и игрой солистов, из которых хотелось бы отдать предпочтение Наталье Павловой в роли нежной и мечтательной княжны Тамары, Магерраму Гусейнову – падшему Демону, и наконец, Роману Широких - жениху Тамары, князю Синодалу.

Наверное, правильным решением было бы оставить гениальную музыку оперы в чистом виде без этих вопиющих режиссерских фантазий, либо возродить спектакль 1964 года в постановке Александра Соколова, которым так успешно дирижировал Юрий Гамалей. В конце концов, в Мариинском есть опыт возрождения исторических спектаклей, таких русских опер, как «Хованщина», «Псковитянка», «Князь Игорь». Почему бы не вернуть и «Демона»?

Виктор Александров, Санкт-Петербург

Фотографии со спектакля предоставлены
пресс-службой музея Мариинского театра,
авторы снимков:
Наташа Разина, Михаил Вильчук 

11.10.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей