Новости |
21.06.2024
И Глинка такой молодой
В Малом зале Московской консерватории Александр Бондурянский и его коллеги-инструменталисты, солисты московских театров представили программу из камерных сочинений Михаила Глинки (композитор в этом году отмечает 220-летие), в том числе раритетных. Концерт прошел в рамках проекта «М. И. Глинка и золотой век российской культуры».
Как известно, камерную музыку композитор писал во времена своей молодости в России и путешествия по Италии (1830-1833). По возвращении на Родину он вплотную занялся созданием вокальных сочинений, а также опер. Но именно эта область творчества гения изучена слабо. Сам Глинка дал тому повод — в своих «Записках» он открестился от того, что написал за границей. А это и есть как раз вся камерно-инструментальная музыка, плюс канцонетты. В советское время считалось, что творения, созданные в этот период, не заслуживают пристального внимания, серьезно относились лишь к операм и симфонической музыке Глинки. Лишь теперь, в XXI веке благодаря исследователям, в особенности, Елене Петрушанской, взгляд на сочинения итальянского периода изменился, и их стали редко, но все же исполнять.
Интерес к программе, придуманной Бондурянским, был вызван тем, что в нее вошли сочинения, созданные в период странствий по Италии: Серенада на темы из оперы Доницетти «Анна Болейн» для фортепиано, арфы, фагота, валторны, альта, виолончели и контрабаса и Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса. Также прозвучало знаменитое Патетическое трио (в оригинальном составе фортепиано-кларнет-фагот) и первая часть неоконченной Альтовой сонаты.
Потрясающий ансамблевый музыкант, Александр Бондурянский в этот вечер предстал во всеоружии своего мастерства. Ведь Михаил Глинка в каждом из названных сочинений на первый план вывел фортепианную партию: именно у этого инструмента чаще всего звучат основные темы, которые потом подхватывают или с которыми ведут диалог другие участники. 78-летний пианист пребывает в блестящей форме: драгоценные кружева мелодических узоров, щедро сдобренные дюжиной различных мелизмов, форшлагов, написанные абсолютно вокально (что и понятно, учитывая что в двух ансамблях Глинка цитирует материал из опер итальянских авторов), Бондурянский рассыпал с невозмутимым спокойствием и так, будто ему это не стоило никаких усилий. Хрупкость и прозрачность его звука, так необходимые для верного стилистического исполнения музыки Глинки, завораживали. И несомненно, что именно пианист, как и предполагалось автором, является стержнем каждого ансамбля, который соединяет воедино звучание разных инструментов, создавая целостную и концептуальную картину.
Серенаду на темы из оперы «Анны Болейн» Гаэтано Доницетти композитор посвятил сестрам Бранка, с которыми познакомился в Милане. Они стали первыми исполнительницами этой музыки (Чирилла была пианисткой, а Эмилия играла на арфе). Ее премьера прошла на открытом воздухе, на террасе дома их отца, адвоката Бранка. Произведение это по своей сути декоративно и носит развлекательный характер, как и предполагает сам жанр серенады. В нем Глинка как настоящий музыкальный драматург переплетает различные темы из оперы Доницетти. Взволнованность, драматизм ситуаций сюжетных коллизий сочинения, экспрессивность, так впечатляющая, когда мы слушаем «Анну Болейн» в оригинальном вокальном исполнении, у русского композитора снижены. Перед нами — рафинированный, изысканный, светский ансамбль. Изящная «дымка» пассажей фортепиано и арфы вкупе с небольшими элегическими, чувственными соло виолончели и альта превалируют здесь над суховатыми, сдержанными репликами фагота и валторны. Последняя получает возможность высказаться лишь в финале (она исполняет знаменитое Coppia iniqua из сцены безумия Анны) — брутальное звучание инструмента оттеняет общее изящное настроение произведения. Сочинение было исполнено во всем его эмоционально-динамическом богатстве. Потрясающий ансамбль в лице Александра Бондурянского (фортепиано), Павла Романенко (альт), солиста Большого театра Владислава Одинцова (фагот), солиста Госоркестра им. Е. Ф. Светланова Валерия Жаворонкова (валторна), Марии Федоровой (арфа), солиста Большого театра Михаила Калашникова (виолончель) и Наталии Цурко (контрабас) доказал, что редкая, экспериментальная по сравнению с будущим стилем композитора музыка достойна звучать и быть услышанной современной публикой.
Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» показался менее светским, чем Серенада, — в нем больше задушевности, искренности, свойственной гению итальянца Беллини. В центре сочинения — тема из второго раздела каватины Амины.
Музыкальный язык композитора оказывается Михаилу Ивановичу гораздо ближе, чем донницеттиевский. Несмотря на главенство в дивертисменте эстетики бельканто, сквозь пелену высказываний в итальянском духе пробиваются русские нотки. Особенно это слышно в третьем разделе (Andante cantabile), когда элегическую тему проводит фортепиано, затем виолончель и скрипка — тут ясно можно расслышать русскую распевность. Квартет имени В. А. Берлинского в составе Ивана Кузнецова (скрипка), Федора Калашникова (скрипка), Павла Романенко (альт) и Михаила Калашникова (виолончель) справились с постижением русско-итальянских связей безукоризненно тонко и в меру артистично, оставляя пальму первенства, конечно же, Александру Бондурянскому, который в дивертисменте царил безраздельно.
Часто исполняющееся с заменой духовых инструментов на струнные Патетическое трио на концерте было преподнесено в оригинальном составе. И это верно: Глинка не зря поручил главные роли в произведении кларнету и фаготу. Тембры этих инструментов идеально передают то ощущение безысходности и драматизма, которыми проникнута эта музыка. Солист оркестра «Новой Оперы» Кирилл Бирюков (кларнет) и Владислав Одинцов (фагот) отлично чувствовали глубину и смыслы, заложенные в трио: теплый, мягкий звук первого инструмента вступал в диалог с печальным, несколько надрывным голосом фагота. Артисты играли не только очень эмоционально, прочувствованно, но и невероятно пластично, вокально, как бы не забывая об итальянской природе — основе языка сочинения. Финал с его отчаянием, изображающий муки и терзания лирического героя (вспомним хроматическую гамму здесь у фагота и кларнета как нисхождение в Ад) был исполнен без ложного пафоса.
Логично, что в программе концерта прозвучала только первая часть Альтовой сонаты Глинки — ведь произведение носит статус неоконченного. Третью часть как завершение цикла композитор не написал, а вторую, в которой выписана только партия альта, за автора в 1931 году досочинил советский альтист Вадим Борисовский.
Поэтому слушатели на концерте в Консерватории могли насладиться исключительно подлинным Глинкой. Лирическая природа сонаты, ее тематизм, основанный на интонациях русского городского романса, привлекают внимание спустя почти что два столетия. Альтист Павел Романенко вместе с Александром Бондурянским утвердили этот тезис в полной мере: бархатистое, полетное звучание альта, который в руках Романенко бережно, чутко интонировал каждый поворот, каждый изгиб мелодии, сохраняя глинковскую кантилену и мягкость, идеально совпало с утонченной манерой игры пианиста.
На поклонах маэстро Бондурянский показал восторженной публике, кто на самом деле виновник торжества — он приподнял своими руками огромный том нот композитора, гордо указывая пальцем на фамилию Михаила Ивановича.
Филипп ГЕЛЛЕР
автор фото Екатерина Корнишина
На первом фото:
Павел Романенко (альт)
и Александр Бондурянский (фортепиано)
21.06.2024
Анонсы |
-29.04.25-
-02.05.25-
-13.05.25-
-19.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-