Новости |
Самарский «Бумбараш» отметил свое 20-летие
28 апреля 2017 года в Самарском театре юного зрителя «СамАрте» был праздник. Здесь отметили 20-летие легендарного «Бумбараша» – спектакля, ставшего одним из самых ярких событий в летописи культурной жизни Самары.
А ровно двадцать лет назад, 28 апреля 1997 года, обновленный «СамАрт» распахнул свои двери после капитальной реконструкции. Автор проекта - известный московский сценограф и архитектор Юрий Хариков - превратил зал театра в легко трансформируемую в соответствии с конкретным замыслом режиссёра-постановщика артистическую студию, в которой сценическое действо может происходить в любой точке, а зрители всегда оказываются в самом центре развивающихся событий. Так начался принципиально новый этап в жизни «СамАрта».
Первой премьерой на обновленной сцене театра стал мюзикл Евгения Митько, Юлия Михайлова и Владимира Дашкевича «Бумбараш» на темы ранних произведений Аркадия Гайдара. Его постановку осуществил известный режиссёр народный артист Латвии Адольф Шапиро – автор идеи перестройки здания «СамАрта», являющийся с тех пор руководителем художественной программы театра. Вместе с Шапиро над спектаклем работали художник Юрий Хариков и балетмейстеры Михаил Кисляров и Екатерина Загребина.
Ещё в самом начале репетиционного процесса «Бумбараша» из уст Шапиро довелось услышать, что это будет веселый спектакль о самом серьёзном: о месте человека в жизни в период социальных потрясений. Эта тема продолжает оставаться актуальной и в наши дни.
Создатели самартовского «Бумбараша» сумели найти оптимальный вариант сценического воплощения пьесы: не изменив практически ничего в полных революционного пафоса и драматизма гайдаровских текстах, они сделали точные современные акценты, заглянув в нашу историю из своего времени. В спектакле – подлинно романтическом представлении - драматический надрыв соседствует с мягким лиризмом, яркие комедийные эпизоды чередуются с эпическими, как бы привнесёнными из древнегреческих трагедий: не случайно в развитии действия столь активная роль принадлежит женскому хору.
События в спектакле развиваются стремительно, и даже лирические эпизоды не сбивают его упругого темпоритма. Партитура спектакля разработана мастерски. Действие то и дело перемещается с рассекающего зрительный зал крестообразного подиума на боковые балконы, а то и вообще охватывает зрителей круговой многоуровневой панорамой. Здесь всё на своих местах: отточенные мизансцены, органичная актёрская пластика, редкостный по своей эмоциональной возвышенности и лирической проникновенности звуковой ряд, яркие световые эффекты.
Отнесённый к когорте мюзиклов, «Бумбараш» ближе примыкает к жанру отечественной музыкальной комедии, к которому драматические театры относятся с понятной осторожностью. В лучших традициях этого жанра и прекрасная мелодичная музыка Владимира Дашкевича, давно ставшая классикой. Организуя действие, она не только задает темпоритм той или иной его мизансцене, но и определяет саму по себе манеру звукоизвлечения исполнителей. Эту предельно естественную, пронизанную искренним чувством манеру не спутаешь с той, которая культивируется в постановках модных у нас нынче современных западных, а также давнишних бродвейских мюзиклов.
В 1998 году «Бумбараш» был выдвинут на соискание национальной театральной премии «Золотая маска» сразу по трём номинациям: «За лучший спектакль», «За лучшую работу режиссёра», «За лучшую работу художника». «Маску» получил художник Юрий Хариков. На волне театрального бума в Самаре, который во многом был связан с «СамАртом», «Золотую маску» за поддержку театрального искусства России получил губернатор области Константин Титов.
И сегодня почитающийся легендарным спектакль Адольфа Шапиро продолжает жить и здравствовать, подкупая ансамблевой стройностью, слаженностью компонентов. «Сработанный» в своё время на совесть, он и спустя два десятилетия сохраняет все свои лучшие качества: лишённую ложной патетики романтическую приподнятость, мягкую лирическую струю, щемящую ноту печали о несбывшемся счастье.
Особенно приятно отметить практически безупречный музыкальный уровень спектакля. В этом особая заслуга его музыкального руководителя Василия Тонковидова и хормейстера и вокального педагога Натальи Герасимовой. Спектакль идёт без пресловутой подзвучки, зрители слышат естественное, живое звучание голосов и музыкальных инструментов, и это ещё больше подчёркивает душевность и эмоциональность происходящего на подмостках.
В «Бумбараше» сменилось несколько поколений исполнителей. В нем было немало актёрских удач. Особый успех выпал на долю первого премьерного состава Эдуарда Терехова – Бумбараша, Ольги Агаповой – Варвары, Маргариты Шиловой – атаманши Софьи. За два десятилетия «Бумбараш» прошёл 187 раз, в нём показалось несколько поколений труппы «СамАрта». С 2009 года Бумбараша играет молодой актёр Павел Маркелов, яркая индивидуальность которого сместила некоторые ключевые акценты спектакля. В характере Бумбараша-Маркелова смикшированы его исконная крестьянская жилка, простоватость внешнего облика. Герой Маркелова – совсем-совсем молоденький, хрупкий, до чрезвычайности наивный хлопец, отнюдь не рубаха-парень, которого, как пёрышко, подхватили и закружили не подвластные ему вихри жизненных обстоятельств. Они не ожесточают Бумбараша-Маркелова, а вызывают у него искреннее удивление.
На двадцатилетний юбилей самартовского «Бумбараша» в Самару специально приехали режиссёр-постановщик спектакля Адольф Шапиро и первый исполнитель роли Бумбараша художественный руководитель и главный режиссёр ульяновского театра Nebolshoy Эдуард Терехов. В зрительном зале были артисты, игравшие в первом премьерном спектакле.
28 апреля 2017 года в «Бумбараше» Варвару сыграла Ольга Агапова из первого премьерного состава исполнителей, Бумбараша – Павел Маркелов из нынешнего состава. Как и на премьере двадцать лет назад, спектакль прошел на одном дыхании, а зрители с волнением следили за перипетиями судеб попавших в непростой коловорот исторических событий персонажей. Как всегда звенящая тишина повисла в зрительном зале в трагически абсурдистском по своей сути финале спектакля: под бодрые куплеты маршируют, а затем застывают в смертельной агонии все персонажи – белые и красные, живые и мёртвые, «правые» и «виноватые», «злодеи» и «праведники», а на центральном сценическом помосте – нелепо погибшая Варвара и склонившиеся над ней убитые горем непримиримые враги – Бумбараш и его брат Гаврила. Женский хор пронзительно вопрошает: «чего добились, поглядите», а щемящая нота, на которой истаивает завершающая спектакль едва слышная мелодия-плач, воспринимается как обращение к человеческому благоразумию, дарящее надежду на то, что подобное, может быть, никогда больше не повторится...
Адольф Шапиро, народный артист Латвии, режиссёр-постановщик самартовского «Бумбараша»:
«Я очень боялся ехать в Самару смотреть этот спектакль. Но мои опасения оказались напрасными. Всё удивительно. В финале не смог удержаться и просто расплакался. Что сказать, «СамАрт» – замечательный театр. Ведь спектакли рождаются, живут и умирают, и представить через двадцать лет после премьеры абсолютно живой спектакль – огромная заслуга коллектива театра и его директора Сергея Соколова. Артисты играют хорошо, декорации – как новые. Такого сегодня не увидишь нигде. Это действительно праздник».
Валерий ИВАНОВ
Фото Евгении СМИРНОВОЙ и Антона СЕНЬКО
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-