Новости |
Навстречу юбилею Московской консерватории
В этот вечер в исполнении симфонического оркестра студентов Московской консерватории под управлением Юрия Башмета прозвучали Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и Симфония № 5 ми минор, соч. 64 П. Чайковского.
Маэстро Юрий Башмет всю жизнь связан с Московской консерваторией. Поступил в 1976 году в класс В.В. Борисовского, затем учился у Ф.С. Дружинина, у него же проходил ассистентуру-стажировку. А с 1978 года и по сей день передает свой богатейший исполнительский опыт молодым музыкантам. В 1996 году создал и возглавил в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», основной задачей которой является не только изучение сольного репертуара для альта, но и партий в ансамблевой и симфонической музыке.
Искусство Ю. Башмета рождено не только его могучим артистическим даром, но и глубоким осознанием великой миссии музыкального исполнительства. Ю. Башмет – универсальный музыкант. Деятельность маэстро многогранна: он не только «первый альтист мира», как его уже давно называет русская и зарубежная критика, но и крупнейший дирижер, художественный руководитель Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы», известный педагог, профессор Московской консерватории, и музыкально-общественный деятель, президент Международного благотворительного фонда.
«Московская консерватория всегда была, есть и будет главным событием моей жизни, — подчеркнул Ю. Башмет в ответ на приглашение принять участие в праздновании 150-летия своей альма-матер. — Прежде всего, благодаря сопричастности с выдающимися моими современниками, самыми дорогими для меня именами: С. Рихтером, М. Ростроповичем, Л. Коганом, Г. Нейгаузом, Д. Ойстрахом, Д. Шафраном». Выбор сочинений юбиляра этого года П. Чайковского также неслучаен. «Из-за Шестой симфонии Чайковского я и начал заниматься музыкой: услышал это сочинение в школе и понял, что не смогу жить без музыки», - признался маэстро.
Не менее интересную часть программы составили «Этюды в простых тонах» (Концерт №2) для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано А. Чайковского, где солистами выступили Ю. Башмет и автор, а за дирижерский пульт встал Валентин Урюпин.
В музыке последней четверти ХХ – начала XXI века Александр Чайковский, бесспорно, является знаковой фигурой. Сочинения композитора охватывают все основные жанры академической музыки. Он автор опер, балетов, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, хоровых и вокальных произведений, камерной музыки. Одну из ведущих позиций в его творчестве занимает музыкальный театр, интерес к которому сопровождает композитора на протяжении уже более четырёх десятилетий.
Музыку А. Чайковского исполняют выдающиеся музыканты – Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Марис Янсонс, Саулюс Сондецкис, Наталья Гутман, Давид Герингас и др. С композитором сотрудничают Мариинский театр, Московский музыкальный театр имени Б.А. Покровского, Московский театр оперетты, Пермский театр оперы и балета, Театр оперы и балета в Братиславе (Словакия), Театр музыкальной комедии Санкт-Петербурга, первый в мире Московский государственный детский музыкальный театр имени Н. И. Сац и другие.
Будучи не только выдающимся композитором современности, но и блистательным пианистом (окончившим Московскую консерваторию у великих педагогов – Генриха Нейгауза и Льва Наумова), Александр Чайковский постоянно обращается к выразительным возможностям фортепиано, нередко используя его в качестве солирующего инструмента как в своих крупных оркестровых сочинениях, так и в камерно-инструментальном творчестве.
Не секрет, что с Юрием Башметом Александра Чайковского – заведующего кафедрой композиции Московской консерватории, связывает уже достаточно длительный и на редкость плодотворный творческий союз. Ю. Башмет является первым исполнителем многих сочинений композитора для альта, в том числе посвящённых ему Второго Альтового концерта и Баллады для альта с оркестром «Гарольд в России». Именно его образ во многом определил и образ главного героя оперы А. Чайковского «Альтист Данилов». Ю. Башмет лично принимает участие в спектакле, поставленном в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского. «Этюды в простых тонах» — концерт для альта и фортепиано с оркестром — был создан композитором в 1992 году, многократно и всегда с огромным успехом исполнялся автором и Ю. Башметом в России и за рубежом.
Есть в искусстве явления, к которым невозможно привыкнуть. Вновь и вновь слушая выступления Юрия Башмета как альтиста и дирижера, всякий раз поражаешься его блистательному мастерству и глубочайшему проникновению в авторский замысел. В чем же заключается главная особенность его многогранного таланта, покоряющего миллионы слушателей в разных странах мира? Быть может, тайна его искусства заключается в той страсти к Музыке с большой буквы, в том упоении звуковой материей, что живет в каждой прочувствованной и сыгранной им музыкальной фразе? Каждое исполняемое им произведение приобретает в его интерпретации индивидуальную, неповторимую выразительность. А высочайший профессионализм, вдохновенность и темпераментность, отличавшие игру симфонического оркестра студентов Московской консерватории под управлением Юрия Башмета, обеспечили им нескончаемые восторженные аплодисменты.
Ирина Новичкова
Фотографии предоставлены пресс-службой МГК им.П.И.Чайковского
Автор фото - Денис Рылов
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-