Новости |
«Геликон» - Дом, в котором поселились любовь и опера…
Блистательной чередой прошли праздничные гала-концерты в «Геликон-опере», посвященные открытию отреставрированного здания театра на Большой Никитской, 19. Эти восемь дней, взявшие отсчет со 2 ноября, и для геликоновцев, и для многочисленных гостей, друзей, поклонников театра стали настоящим фейерверком эмоций, радости, восторга. А за кулисами этого долгожданного праздника – восемь лет изматывающей борьбы, беспросветных, казалось бы, мытарств, сковывающего страха за будущее, за свои судьбы, и даже за жизнь…
Сейчас, когда вся музыкальная, да и не только, общественность радуется и восхищается сказочно-прекрасным Домом «Геликона», мне почему-то вспоминается, как год назад Дмитрий Александрович, когда я у него брала интервью, горестно вздохнул и пожелал: «Вот было бы такое изобретение – таблетка для стирания памяти… Было бы здорово. Вообще, память человеческая – страшная вещь. Есть вещи, которые лучше стереть, они связаны с этой реконструкцией. Очень много стрессов было за эти семь лет, очень много было страшного. Просто даже физически страшного. Не хочется вспоминать об этом». И слава Богу, что теперь вспоминаются не эти страшные вещи, а удивительный стоицизм, редкостное упорство и, не побоюсь этого слова, героизм Дмитрия Александровича и тех, кто все эти годы рядом с ним стоял плечом к плечу, отстаивая свой родной театр. Выстояли. Выстроили. Вернулись домой. Какое же это счастье!
И теперь можно праздновать так, как это умеют в «Геликоне» - на широкую ногу (благо, настоящие друзья-спонсоры рядом), искренне, вдохновенно, хохоча и блистая талантами. Да, они, эти геликоновцы, именно такие – невероятно обаятельные, заразительно улыбчивые, яркие, свободные.
Наверно, их художественный руководитель, неутомимый Бертман, сеет среди своих подопечных какую-то особую бациллу безграничной влюбленности в оперу и в музыку. Праздничный сценарий этих восьмидневных торжеств подтвердил – театр жив, театр хорош и театр безумно привлекателен. Чего стоил только этот грандиозный показ всех геликоновских талантов на одной сцене, с применением современнейших чудо-технологий нового зала «Стравинский»!
Сам зал – об этом мы уже писали – поражает воображение любого, кто переступает его порог, размахом, красотой, оперной роскошью. В этом могли убедиться более 4 000 зрителей, побывавших на всех концертах за эти восемь дней. Представление нового Дома прошло с блеском, все, кто побывал в эти дни в «Геликон-опере», получили такую порцию удовольствия и восторга, что должно хватить – уж точно – до первой премьеры геликоновского сезона.
А она уже вот-вот грянет – 14 ноября пройдет первый показ оперы Римского-Корсакова «Садко». Впрочем, такова жизнь артиста – «с корабля на бал». Хотя, в данном случае, скорее наоборот – с бала на корабль: труппа уже вовсю готовится к «Садко», и совсем скоро Подводное царство, море-океан и бусы-корабли воплотятся во всей красе на сцене зала «Стравинский».
Впрочем, вернемся к торжествам по поводу открытия театра. В эти ноябрьские дни «Геликон-опера» сияла и искрилась – и это неудивительно. Гости подъезжали в вечерних нарядах (кстати, когда мы, журналисты, собрались на первый концерт, 31 октября, многие пришли, как это принято у прессы, как обычно, в джинсах….и ощущали себя непривычно странно, ведь вокруг было такое великолепие, которое – априори – подразумевало вечерние платья и каблуки).
Впечатление, что весь московский бомонд в эти дни засветился в «Геликоне». Поздравить театр с возвращением в родной Дом пришли Иосиф Кобзон, Зураб Соткилава, Вера Васильева, Юрий Веденеев, Светлана Варгузова, Александр Журбин, Игорь Костолевский, Лев Лещенко, Геннадий Хазанов, Николай Цискаридзе, Владимир Урин, Георгий Исаакян и многие-многие другие…
В первый же вечер, 31 октября, на сцене блистал Дмитрий Хворостовский, идеально вписавшийся в этот прекрасный новый оперный Дом. Дмитрий Александрович, хозяин, так и заявил: «Дима, эта сцена – твоя!». Дмитрий Александрович, гость, похоже, сразу освоил это чудо технического совершенства и дивных акустических возможностей – Хворостовский исполнил арию графа ди Луны из «Трубадура» Верди так красиво, мощно и полетно, что публика замерла от восхищения. Голос парил над огромным залом и, казалось, нет ему предела…
Замирать публике пришлось еще не раз – солисты «Геликон-оперы» не просто воплощались в оперных героев в остроумной и смелой постановке своего художественного руководителя (известного любителя тонких аллюзий, цитат и скрытых смыслов), но и сами откровенно наслаждались искрометным действом, вызывая полный восторг благодарных зрителей. В этой феерии красочного действа, обильно сопровождаемого невероятными спецэффектами, волшебной игрой света, щедро приправленного юмором и шутливыми переплетениями фрагментов опер, труппа «Геликона» резвилась от души.
И подумать только, какой диапазон репертуара – начали с Леонкавалло (ах, какую ностальгию вызвало появление на сцене исторического «Запорожца» из пролога «Паяцев», со времен той самой постановки во дворе театра под деревом…), стремительно промчались через Вагнера, Моцарта, Бородина, Верди, Россини, Гуно, Бернстайна, Римского-Корсакова, Оффенбаха, Бизе, Пуччини, Мусоргского, чтобы закончить триумфальным попурри «Застольной» Верди и «Заздравной чаши» Дунаевского…
Великолепны были и солисты (невозможно всех перечислить, достаточно зайти на обновленный сайт театра в раздел «Артисты», ведь задействован был весь состав – 60 человек!), и чудесный геликоновский хор, и оркестр со своим «предводителем» маэстро Владимиром Понькиным (усиленный, кстати, до 134 человек), и студенты ГИТИСа, и, конечно, звезды мировой оперы, благоговейно выходившие на эту чудо-сцену с музыкальными приношениями: Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина, Александр Антоненко, Вероника Джиоева, Инва Мула…
А уж сцена коронации из «Бориса Годунова» с ее живым чистым колокольным звоном (в роли звонаря выступил известный молодой музыковед и критик Ярослав Тимофеев), плывущим из глубины сцены, произвела неизгладимое впечатление. К слову, колоколов в «Геликоне» - шесть, отлиты они в Воронеже, а вес самого большого – 260 кг. Освящены они были на сборе труппы в конце сентября. Так что все – настоящее.
Сценарий гала-концерта был составлен, естественно, так, чтобы продемонстрировать публике все и сразу. Да и сценография была создана не кем-нибудь, а Сергеем Кузнецовым, главным архитектором Москвы, которому, кстати, после окончания всех торжеств была вручена золотая медаль Российской Академии художеств, «за праздничное оформление церемонии открытия исторической сцены театра «Геликон-Опера».
За видеопроекции отвечала фирма «Sila Sveta», художник по свету, Дамир Исмагилов, как всегда, творил чудеса. Сто минут этого фееричного музыкального шоу пролетели незаметно, оставив неисправимое желание приходить сюда снова и снова, чтобы погрузиться в сказочную, уютную атмосферу нового роскошного Дома оперы.
«Счастливы очень! Ощущение, что не было этих девяти лет Арбата, и мы всегда были дома, просто ремонт долго длился, - поделился своим впечатлением после того, как завершилась эта уникальная праздничная серия гала-концертов в «Геликоне» руководитель PR-службы театра Владимир Горохов. - Все одухотворены и с радостью выходят на сцену, трудятся за кулисами... Открытие поистине стало историческим! Наконец-то у нас НАСТОЯЩИЙ театр. Красивый и классный!».
Ну, а сам Бертман, похоже, не смыкавший глаз все это время (какими неисчерпаемыми внутренними резервами и силой обладает Дмитрий Александрович, можно только догадываться…), заявляет: «Геликон» - Дом, в котором поселились любовь и опера!». Верим, и будем приходить в гости к «Геликону», чтобы в этом убеждаться каждый раз.
Ирина Шымчак
Фото Антона Дубровского и автора
Анонсы |
-17.12.24-
-20.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-