Новости


Подписаться на новости



29.01.2019

Капелле России имени А.А. Юрлова – 100!

Капелла им. юрлова

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова – один из старейших отечественных хоровых коллективов. В сезоне 2018/2019 отмечается 100-летие его официальной истории: в январе 1919 года по решению Правительства РСФСР хор получил наименование Первого Государственного хора.

Однако предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Иванович Юхов (1871–1943) организовал в подмосковном Щелково семейный хоровой ансамбль. Сын крестьянина, получивший регентское образование в Синодальном училище церковного пения, Иван Юхов обнаружил себя настоящим энтузиастом хорового пения. К его семейному ансамблю скоро присоединились рабочие фабрики Рабенека и Мытищинского вагоностроительного завода. В этот период в репертуаре коллектива преобладала духовная музыка, и молодой коллектив перебрался в Москву для работы в московских храмах. Вскоре хор стали приглашать для участия в профессиональных театральных постановках, появились первые граммофонные записи коллектива. Хор Юхова получает все большую известность, выступает со знаменитыми московскими дьяконами К.В. Розовым, А.П. Здиховским, М.К. Холмогоровым, В.П. Ризположенским, солистами Императорских театров А.В. Неждановой, В.Р. Петровым.

10-летие Хор п/у Ивана Юхова в 1910 году отмечал уже на сцене Большого зала Московской консерватории. Важным этапом в развитии коллектива стало сотрудничество с выдающимся контрабасистом и талантливым дирижером С.А. Кусевицким, с которым хор, наряду с другими сочинениями, исполнял Девятую симфонию Л. ван Бетховена.

В 1918 году, в дни первой годовщины Октябрьской революции, хор, на который обратила внимание молодая советская власть, был национализирован, а 1 января 1919 года реорганизован в Первый Государственный хор. Затем, в 1925 году, переименован в Государственный хор имени М.И. Глинки. Под таким названием он стал известен широкой публике, участвуя в симфонических концертах, выступая на радио. Коллективу было доверено озвучивание первых советских кинолент – в общей сложности более 70 кинофильмов, среди которых всем известные «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

Поворотным в судьбе хора стал 1942 год. На базе Государственного хора имени М.И. Глинки была создана Республиканская русская хоровая капелла. С этим названием связан важнейший этап в истории коллектива. В годы войны Республиканская русская хоровая капелла не была эвакуирована и неоднократно выступала в московских госпиталях, давала концерты в воинских частях. Каждый сезон Капелла принимала участие в концертах Московской государственной филармонии, участвовала в программах на радио.

Военные годы, как и послевоенное десятилетие, оказались для Капеллы нелегкими. После смерти И.И. Юхова коллектив долго не мог обрести постоянного руководителя. В период с 1943 по 1958 год его поочередно возглавляли воспитанник Синодального училища Александр Сергеевич Степанов (1899–1963), Константин Михайлович Лебедев (1909–1985), Александр Васильевич Преображенский (1890–1963). Капелла не имела постоянного репетиционного помещения, что сильно осложняло работу. Однако даже в таких непростых условиях коллектив продолжал активную творческую и концертную деятельность. Под управлением Константина Лебедева Капелла впервые исполняет четыре из пяти хоров В. Шебалина на стихи А.С. Пушкина: «Послание декабристам», «Зимняя дорога», «Стрекотунья-белобока», «Эхо»; принимает участие в премьерах оперы К. Молчанова «Каменный цветок», кантаты Е. Светланова «Родные поля».

Судьбоносным событием в жизни коллектива стало назначение в 1958 году на должность руководителя Александра Александровича Юрлова (1927–1973). Необычайно энергичному, исключительно талантливому музыканту было всего тридцать лет. Уже через два года работы Александра Юрлова в капелле, исполнительский облик хора совершенно изменился. Капелла стремительно выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Труд, терпение и самоотдача А. Юрлова начали приносить плоды. Это была его победа – победа сильной воли, мощной энергии и исключительного мастерства.

Александр Юрлов активно способствовал участию Капеллы во всевозможных концертах и фестивалях, многие из которых организовывал сам. Нередко на одной сцене с артистами Капеллы стояли самодеятельные коллективы – объединение профессионального хорового исполнительства и самодеятельности было его смелым новаторством. Капелла была активным инициатором и устроителем так называемых «шефских концертов». Это были встречи с работниками заводов и фабрик, встречи на стройках, где импровизированным концертным залом часто служили строительные времянки. Благодаря А. Юрлову Капелла обрела репетиционную базу – храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, воздвигнутый в 1627 году. Старинный храм был отреставрирован, возродившись к жизни в новом качестве.

За пятнадцать лет руководства Капеллой Александр Юрлов как никто другой расширил творческий диапазон и репертуар хора. От народной песни, которая составляла поначалу основу его концертного репертуара, произошел поворот в сторону монументальных кантатно-ораториальных жанров. Капелла исполняет «Немецкий реквием» Й. Брамса, «Четыре духовных хора» Дж. Верди, «Военный Реквием» Б. Бриттена и другие сочинения. В эти же годы Капелла обратилась к произведениям современных композиторов и стала флагманом среди хоров, исполнявших музыку XX столетия. С 1958 по 1972 год Капелла подарила жизнь более чем 60 сочинениям вокально-симфонического жанра. Это были сложнейшие произведения А. Шнитке, И. Стравинского, В. Рубина, Р. Щедрина и других композиторов. Многие произведения отечественных композиторов впервые прозвучали именно в исполнении Капеллы, и это были поистине триумфальные премьеры.

Яркой страницей в истории коллектива стало его сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем. Коллектив Капеллы осуществил грандиозные премьеры двух крупных сочинений композитора: Тринадцатой симфонии и поэмы «Казнь Степана Разина». Сам Дмитрий Дмитриевич высоко оценивал исполнительское искусство возглавляемого А. Юрловым хора.

Другая яркая страница творческой деятельности Капеллы связана с именем Георгия Васильевича Свиридова. В лице Капеллы и ее руководителя композитор нашел первого исполнителя многих своих сочинений: «Патетической оратории», вокально-симфонической поэмы «Памяти Сергея Есенина», «Курских песен». Все хоровые сочинения, написанные Георгием Свиридовым при жизни Александра Юрлова, начиная с 1960-го года, были впервые исполнены Капеллой.

Выдающейся заслугой Александра Юрлова перед отечественным искусством стало обращение к русской духовной музыке. Долгое время пребывающие в забвении бесценные памятники русской культуры вновь зазвучали с концертной эстрады. Это событие имело колоссальный общественный резонанс. И не только потому, что повеяло духом вольницы – в возрождавшейся традиции все почувствовали глубинные корни родной национальной культуры.

Благодаря Капелле п/у Александра Юрлова произведения советских композиторов стали «открытием нового музыкального материка» для зарубежных слушателей. Триумфальные концерты Республиканской русской хоровой капеллы в Париже, Лондоне, Риме и других культурных центрах Европы необычайно подняли авторитет русского музыкального искусства во всем мире. На международном хоровом фестивале в Италии Капелла получила высшую награду – Премию Рима (1969).

В 1966 году за выдающиеся заслуги в музыкально-исполнительском искусстве Капелле было присвоено звание Академической, а в 1969 году она была удостоена Ордена Трудового Красного Знамени.

В 1973 году после скоропостижной кончины Александра Юрлова, Республиканской академической русской хоровой капелле было присвоено его имя.

Преемниками Александра Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры – заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Владимирович Ухов (1937–2007), возглавлявший коллектив с 1973 по 1981 год, народный артист России Станислав Дмитриевич Гусев (1937–2012), руководивший Капеллой с 1981 по 2004 год. Благодаря этим замечательным мастерам хор сохранял верность юрловским традициям, поддерживал статус одного из самых авторитетных коллективов страны.

Говоря об истории Капеллы, нельзя обойти вниманием вклад хормейстеров в профессиональный и творческий рост коллектива. В Герасимова, Г. Савельев, В. Сорокин, В Капитонов, Д. Семеновский, А. Бутусов, Р. Перегудова, – представители яркой плеяды дирижеров-хормейстеров, которых отличали настоящее мастерство, редкие человеческие качества и преданность своему делу. Капелла по-прежнему принимала участие в премьерах шедевров отечественной музыки ХХ века. Немало записей хоровых и кантатно-ораториальных произведений русской и западноевропейской музыки, сделанных «юрловцами» в эти годы, признаны эталонами хорового исполнительского искусства.

С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Александрович Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, глубоко и искренне преданный делу развития русского вокально-хорового искусства, Геннадий Дмитряк решает сложнейшие исполнительские задачи, представляя с Капеллой новейшие сочинения вокально-симфонической и хоровой музыки, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых концертов.

География гастрольных поездок Капеллы сегодня охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели недавние концерты коллектива в Испании, Греции, Англии, Беларуси, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Фестиваля РНО, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, международных фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и др.

Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.

Без участия Капеллы сегодня не обходится практически ни одно значимое событие в музыкальной жизни Москвы. Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Ю. Башмет, В. Гергиев, В. Федосеев, Д. Юровский, В. Юровский, М. Плетнев, П. Коган, Т. Курентзис, Ю. Симонов, С. Скрипка, А. Сладковский. Коллектив равно свободно чувствует себя, исполняя хоровые миниатюры и развернутые оперные сцены, народные песни (в классических и современных обработках) и сочинения духовной музыки. Капелла известна как один из лучших интерпретаторов произведений Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Кастальского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, С. Рахманинова, Г. Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы И.С. Баха до сочинений Б. Бриттена, Л. Бернстайна, Д. Шостаковича, А. Шнитке, Г. Канчели, Дж. Тавенера.

Став практически универсальным инструментом для исполнения сочинений самых разных стилей и композиторских школ, Капелла сегодня восхищает отечественных и зарубежных слушателей тонкой звукописью, многотембровой красочностью, чарующей силой звучания в сочетании с виртуозным мастерством.

Уникальным авторским проектом Капеллы стала приуроченная к 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова студийная запись Антологии хоровых сочинений композитора. На студии звукозаписи киноконцерта «Мосфильм» были записаны программы 6 CD-дисков, объединившие сочинения Георгия Свиридова для хора a cappella.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Капеллы им. А. Юрлова

29.01.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей