Новости |
08.07.2021
Александра Капинос:
«Карильон – это душа Петербурга»
В Петербурге проходит XX международный фестиваль «Музыка над городом», посвященный юбилею карильона Петропавловского собора. На Соборной площади Петропавловской крепости выступают музыканты из Санкт-Петербурга, Москвы, Белгорода.
Воскресным вечером серебряный голос карильонных колоколов напевал давно знакомые мелодии, растворяясь над головами многочисленных слушателей в светлом небе летнего Петербурга. За инструментом – Александра Капинос.
«Я играла на различных клавишных инструментах, - рассказывает Александра, - на фортепиано, клавесине, органе, но карильон больше всего затронул мое сердце. Когда я услышала его в первый раз, – это было в Петергофе,- мне показалось, что звенит сам воздух, из которого рождается мелодия. А Петропавловская крепость – сердце Петербурга, и оно поет. Играть здесь – большое счастье».
Однако, в стародавние времена, как гласит история, умение играть на главном, пожалуй, музыкальном «тяжеловесе» передавалось «от отца к сыну». Не сложно ли девушке управляться с, казалось бы, мужским инструментом?
Александра Капинос. Фото из личного архива
«На самом деле нет, - отмечает Александра. - Каждая клавиша соединена с колоколом. Я играю и мануально, то есть руками и на педалях – именно к ним «привязаны» самые тяжелые колокола. Но для игры на карильоне нужна скорее не сила, а ловкость. Если колотить по клавишам, инструмент вам не ответит, он будет звучать некрасиво. Для того, чтобы он пел, надо обращаться с ним мягко.
И он вовсе не оглушает, как может показаться. Мы звучим из башни – на площадь, а музыку разносит ветер».
Александра подобрала для юбилейного концерта мелодии, так или иначе связанные с Петербургом: марш Преображенского полка, под который и сейчас проходит развод караула Петропавловской крепости, песни «Крейсер «Аврора», «Город спит», «Дождь на Неве», танец Феи Драже из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». А песня, написанная молодым композитором Елизаветой Панченко специально для карильона Петропавловской крепости, заняла призовое место на конкурсе, прошедшем в рамках международного карильонного конгресса в США.
Первый карильонный концерт в Петропавловской крепости состоялся 15 сентября 2001 года, однако история появления этого уникального инструмента в одном из самых значимых мест Северной столицы началась гораздо раньше.
Первый карильон с 35 колоколами и двумя механическими курантами был приобретен для Петропавловского собора Петром I в Голландии в 1720 году. Однако познакомиться с необычным музыкальным инструментом петербуржцы смогли только через четверть века, когда он прописался на колокольне Петропавловского собора. Инструмент был уничтожен молнией во время ночной бури 1756 года. Второй – из 38 колоколов - установлен в 1776 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны. Через 80 лет карильон расстроился, его частично демонтировали: были сняты клавиатура и часть колоколов.
Новый был установлен в июне 2001 года по инициативе Государственного музея истории Санкт-Петербурга и бельгийского музыканта и композитора, одного из ведущих карильонистов мира Йозефа Хаазена. Идея воскресить редкий инструмент, некогда радовавший российских императоров и простых горожан, возникла во время подготовки празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Королевская школа карильона в Мехелене стала инициатором международного проекта «Восстановление Петропавловского карильона», вдохновителем которого как раз и был Йо Хаазен.
Карильон Петропавловского собора стал подарком Санкт-Петербургу от правительства Фландрии и более чем 350 спонсоров из разных стран мира, а это ни много нимало - Ее Величество Королева Бельгии Фабиола, бельгийский Фонд имени Короля Бодуэна, правительство провинции Фландрия, власти фламандских городов и общин, предприятия и финансовые учреждения, культурные сообщества, школы и университеты, а также простые граждане Бельгии, России, Англии, Германии, Литвы, Нидерландов, Новой Зеландии, Португалии, США и Японии. Литье, установку и настройку карильона взяла на себя Королевская литейная мастерская «Petit & Fritsen» (Королевство Нидерланды).
Фото пресс-службы музея истории Санкт-Петербурга.
Карильон состоит из 51 колокола, весит более 15 тонн и звучит в диапазоне четырех октав. Самый большой колокол весит около трех тонн, самый маленький – 10 кг. На этом необыкновенном инструменте можно исполнять любые музыкальные произведения – от фуг Баха до современных джазовых импровизаций и фольклорной музыки.
Кстати, к своему 300-летию Петербург получил еще один карильон — на Крестовском острове. Это 27-метровая арка-звонница, на которой установлены 23 колокола с автоматическим управлением от компьютера и 18 русских неавтоматических колоколов. Автор проекта арки-звонницы — московский архитектор Игорь Гунст.
К слову, карильон – музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов (не менее 23-х), настроенных в диапазоне от двух до шести октав. Колокола карильона закреплены неподвижно, в них ударяют подвешенные внутри языки. Языки колоколов соединены с клавиатурой, с помощью которой музыкант управляет колоколами. Обычно карильоны размещают на церковных или городских башнях. Музыкант сидит в специальной кабине за столом с педалями и двойным рядом клавиш в виде рукояток. Он играет, ударяя кулаками по клавиатуре или ногами по педалям. Родиной карильона считается Фландрия, а центром исполнительского искусства — город Мехелен (Малин), по мнению некоторых искусствоведов, именно с названием города связано выражение «малиновый звон».
Александра Капинос – выпускница Санкт-Петербургского Государственного Университета (класс профессора Й. В. Хаазена и М. Ю. Лебедевой, кафедра органа, клавесина и карильона).
Постоянный участник международных карильонных и органных мастер-классов, лектор и организатор концертных мероприятий, директор Фонда «Русский карильон», соорганизатор международного карильонного фестиваля «Музыка над городом».
Елена ШАРОВА
08.07.2021
Анонсы |
-23.04.25-
-26.04.25-
-29.04.25-
-19.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-