Новости |
21.10.2019
Когда деревья были большими…
В столице полным ходом идет грандиозный музыкально-театральный форум – IV фестиваль музыкальных театров России. Его проводит Ассоциация музыкальных театров России и Министерство культуры России при поддержке Фонда президентских грантов. Размах фестиваля (его продолжительность, количество участников, количество привезенных спектаклей, разнообразие жанров) не могут не изумлять.
Придумавший и добившийся его воплощения знаменитый отечественный режиссер Георгий Исаакян – настоящий герой, именно благодаря его инициативе в стране уже четвертую осень случается настоящий праздник музыкального театра. Да-да, именно в России: конечно, с точки зрения публики, бенефициаром опять стала Москва, именно ее театралы имеют уникальную возможность благодаря фестивалю прочувствовать небывалое разноцветие отечественного музыкального театра, но с точки зрения профессионального сообщества, самих российских музыкальных театров, прекрасная творческая встряска случается по всей стране, буквально, от «Калининграда до…» - в данном случае, до Якутска.
Особым вниманием в Первопрестольной пользуются гастроли музыкальных театров из Северной столицы: сказывается и вечное творческое соперничество, и естественное ожидание высокого уровня привозимых спектаклей. В этом году четыре петербургских театра уже почтили или еще почтят форум своими работами – Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» под руководством Юрия Александрова, Детский музыкальный театр «Зазеркалье», театр «Мюзик-холл», музыкальный театр «Карамболь» под руководством Ирины Бондз.
Последний привез на фестиваль произведение знаковое во всех отношениях – «Шербурские зонтики» Мишеля Леграна. Во-первых, знаменитый французский композитор, прекрасно известный в России, покинул этот мир в начале нынешнего года. Во-вторых, киноверсию 1964 года Жака Деми с великолепной Катрин Денёв видел, наверное, каждый, по крайней мере, для поколений, родившихся в Советском Союзе, этот удивительно пронзительный фильм значил очень многое. В-третьих, это первое театральное воплощение этого произведения в России: правда оно было осуществлено уже достаточно давно (в 2009-м), но с тех пор неизменно пользуется успехом в городе на Неве.
Спектакль и вправду – восхитительный, ничуть не постаревший за десятилетия со дня премьеры: когда открываешь программку и видишь в ней имя режиссера-постановщика Василия Бархатова, что называется, просто «не веришь глазам своим». Столько вкуса, умения, такта, мастерства, тонкости, простоты и одновременно изобретательности – ни одна из виденных впоследствии больших оперных работ Бархатова на солидных московских и петербургских сценах не производила и доли того впечатления, что оставляют стародавние «Зонтики».
Спектакль во многом повторяет идеи фильма, но одновременно он ни на секунду не смотрится вторичным, чем-то на вроде плагиата. И в этом его достоинство и стильность – не стремясь эпатировать, оригинальничать, с остервенением уйти от прототипа (чего можно было бы ожидать), его создатели добились удивительного результата: неизбежные сравнения с киноверсией не снижают эффекта от спектакля, а напротив, дают ему дополнительные бонусы. Зритель словно окунается в любимую и близкую атмосферу, узнает всё, но одновременно понимает, что создатели спектакля сумели рассказать то же самое совершенно по-своему.
Великолепна идея сценографа Зиновия Марголина: два огромных диска во все зеркало сцены с трафаретными прямоугольниками-прорезями разных размеров постоянно вращаются, позволяя вмиг менять мизансцены и декорации. За счет этого не утрачивается кинематографическая динамичность повествования: магазин мадам Эмри в мгновение ока становится скромной комнаткой тетушки Элиз, а кинотеатр, в котором влюбленные Женевьева и Ги никак не могут насмотреться какой-то киноленты (на самом деле – никак не могут насладиться обществом друг друга) – Оперой, где дают бессмертную «Кармен».
Изящные костюмы Марии Даниловой воспроизводят атмосферу скромных и романтичных послевоенных 1950-х, а на авансцене стоит голубой горбатый автомобиль без колес – своего рода символ всей этой грустной истории с условно счастливым концом. В целом удачен русский текст Юрия Ряшенцева и Галины Полиди.
«Шербурские зонтики» - мюзикл особого рода. Это практически опера, произведение, где нет ни одной разговорной реплики – герои все время поют, но опера, изложенная демократичным музыкальным языком французской эстрады 1960-х. Тонкая музыкальная ткань, доверительные интонации, зыбкая почти импрессионистическая звукопись – все это требует особого искусства подачи, поскольку звукоусиление, неизбежное в мюзикле, гарантированно многое огрубляет (чего нет в кино, благодаря студийной работе со звуком). С этой задачей «Карамболь» справляется частично. Вокалу некоторых артистов (особенно Ольге Левиной – Женевьеве) не хватает воздуха и благородства, чувствуется напряженность и прямолинейность. Оркестровое сопровождение (дирижер – Сергей Тарарин) гораздо удачнее: оно сбалансировано, разнообразно по штрихам и нюансам, и необходимо динамично. Но актерски исполнители убеждают абсолютно все: порывистый и мужественный Сергей Овсянников (Ги), утонченно-нервическая Юлия Недервель (мамаша Эмри), трогательная Маргарита Спиридонова (Элиз) и др. Спектакль в целом оставляет необыкновенное послевкусие: ощущение прикосновения к подлинному, не пафосному и не эпатажному акту творчества.
Александр МАТУСЕВИЧ
Текст и фото из архива театра «Карамболь» предоставлены
пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»
21.10.2019
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-