• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



21.10.2024

Композиторский дом, в котором…

Октябрь этого года нежен к петербуржцам: первая половина месяца на редкость тёплая и совсем не слякотная. Кажется, осень прониклась настроением «самого романтичного фестиваля современной музыки» — так назвал проект «Петербургские дожди» его художественный руководитель, композитор Антон Танонов.

Пушкинская пора, россыпь уютно шелестящих листьев под ногами, прогулки под зонтиком — привычные ассоциации, связанные с октябрём. Символом «Петербургских дождей» стал зонтик: Антон Танонов открыл его со стартом фестиваля и закрыл на финальном концерте. Было что-то улыбчиво-трогательное в фигуре композитора под распахнутым защитным куполом, и когда зонтик сложился — стало немного грустно. — Прощаться с добрыми проектами всегда не хочется.

Возвышенное насущное

Закрытие фестиваля — концертную программу «Сотворение музыки. День первый» — 16 октября принимал театр ЛДМ «Новая сцена». В названии концерта ясно угадывается отсылка к Первой книге Библии. Авторы проекта, по всей видимости, решили подчеркнуть сакральность, божественность процесса написания музыки. В концерте прозвучали премьерные сочинения, созданные специально для «Дождей» летом нынешнего года. Композиции пережили первое исполнение — как поэтично это слово русского языка! Исполнение — наделение содержанием формы, обретение смысла, претворение в жизнь. И если словесная связь может показаться по-русски не слишком очевидной, то, например, во французском языке премьерное воплощение именуется la création — это именно акт творения.

Программу посвятили Дому композиторов на Большой Морской, 45. Это место для музыкантов — намоленное. Здание с богатой историей хранит память и традиции, подталкивает к диалогу с прошлым, пробуждает творческие силы. Сейчас Дом нуждается в ремонте, да и доступен он композиторам не в полной мере. Но роскошный Дубовый зал регулярно полон любителями новой музыки, концерты собирают аншлаги — Дом живёт. Тринадцать композиторов 16 октября признались ему в любви.

Концертная программа почти целиком была в руках Бениамина Саруханяна: — именно он управляет Петербургским джазовым оркестром, который радовал гостей фестиваля весь вечер.

«Мир без песен неинтересен…»

«Петербургские дожди» — фестиваль демократичный, привлекающий профессионалов и любителей, взрослых и детей. Антон Танонов говорил, что прийти на «Дожди» стоит, «если мечтаете испытать сильное эмоциональное воздействие, погрузиться в звуки, максимально прочувствовать музыку». Восприятие на уровне невысказанных, непередаваемых словами чувствований близко и доступно каждому. Потому, вероятно, для программы «Сотворение музыки…» основным был выбран жанр песни: сам концерт стал сценической презентацией джаз-поп-рок-академ-альбома петербургских композиторов.

Виктор Плешак представил слушателям первую и седьмую части оратории «Сотворение мира» для детского хора и джазового оркестра (стихи Николая Голя). Первый день творения, как известно, ознаменовался созданием света. На долгой квинтовой педали артисты концертного хора «Перезвоны» (художественный руководитель и дирижёр — Лариса Яруцкая) вели речь об изначальной пустоте, и в какой-то момент педаль замолкла, осталось только само слово «пустота» с огромными межслоговыми паузами. И вдруг восходящим движением «включилась» музыка, и стал свет, и засияла полнозвучная гармония, и ожил весь оркестр, запев на разные голоса, — и увидел Бог, что это хорошо. Седьмой день, отданный отдыху, в хоровых и оркестровых красках показал насыщенный жизнью мир: там были и птичьи песни, и гроза, и человеческое ликование… Унисонное «Хорошо!» Бога, замкнувшее первую часть, трансформировалось в джазовое, свингующее «Хорошо!» людское в конце части седьмой.

Полётная и счастливая, пронеслась над залом ЛДМ «Невская мелодия» Евгения Петрова на стихи Евгения Пальцева, пропетая чистым звонким голосом Надежды Кармаевой и хором «Перезвоны». Композитор говорил, что хотел написать настоящую эстрадную песню, и у него это, несомненно, получилось. Волшебное вступление (струнные, колокольчики, бар чаймс), гибкая запоминающаяся мелодия, которую сразу хочется подхватить, акварельные обертоны детских голосов — всё было к месту. Любопытно было наблюдать, как Петров изящно выходит из привычного куплетно-припевного квадрата формы, нарушая присущую песням инерцию ритма. Думается, «Невскую мелодию» ждёт большая исполнительская любовь.

Две эстрадные песни написал для «Дождей» Михаил Журавлёв. «Я и ты» на текст композитора, если бы в зале ЛДМ был танцпол, своей кипучей энергией вытянула бы на него всю публику. А «Петербургская нота» на стихи Софьи Журавлёвой окунула в ностальгию — медленный фокстрот с явной отсылкой к «Вечерней ленинградской» Соловьёва-Седого подарил публике то, что она всегда любит, — радость узнавания.

Ностальгию продлила песня «Дом мастеровой» Сергея Дягилева на стихи автора: она неуловимо напомнила взорвавший в 90-е годы прошлого века все эфиры хит Александра Серова «Я люблю тебя до слёз». В композиции сквозила боль за Дом композиторов. Дом, «немой, без струн, как мастеровой старинный инструмент, уснул», — тихо сокрушался тёплый голос Александра Пахмутова. И само собой сопереживалось, сочувствовалось непростой судьбе композиторского Дома.

Два композитора посвятили свои сочинения великим творцам прошлого. Елена Исаенко, выбрав для песни стихотворение Ахматовой «Музыка», посвящённое Шостаковичу, написала выразительный джаз-вальс (солировала Алина Атласова). Елизавета Панченко вокализом «Весело на душе» почтила память Валерия Гаврилина, которому в 2024 году могло бы исполниться 85 лет. Вокализ двухчастен; первая часть — лирическая, камерная, пропеваемая будто вполголоса. В ней слышится родственность «Воспоминаниям Лизы Бричкиной» из оперы Молчанова «А зори здесь тихие». Во второй части бушует нутряная сила: будто через певицу и оркестр наэлектризованно передаётся глубинная связь с предками, далёкими корнями. Во второй части вокализа было где развернуться мощному фольклорному голосу Динары Антоновой.

Жизни Шостаковича и Гаврилина были тесно связаны с Домом композиторов. И Елена Исаенко, и Елизавета Панченко своими работами показали, что нынешние творцы хорошо помнят и чтят историю.

Аллегории и гимны

Два автора задумались о положении современного композитора в обществе и воспользовались аллегориями и метафорами. Владислава Малаховская сделала арт-рок-аранжировку своей баллады «Марсий» из вокального цикла «Летучие Голландцы» на стихи Евгения Антипова. Марсий был сатиром. Когда богиня Афина сбросила на землю наскучивший авлос, он подобрал инструмент и выучился так виртуозно играть, что посмел состязаться в музыкантстве с самим Аполлоном. Проиграв презренному сатиру, покровитель искусства разгневался и приказал содрать с Марсия кожу — она, колыхаясь, откликалась на звуки музыки. В строфической структуре баллады огромную роль играла музыка метафорического авлоса — протяжённые флейтовые соло. Жизнь Марсия получилась драматичной и контрастной, с туттийной кульминацией и эпически неторопливыми предисловием и эпилогом, где внимание сосредоточивалось на голосе певца.

Каждый творческий человек — немного Марсий: одарён, предан искусству, усерден, амбициозен и смел... Дерзновенно смел. Или безрассудно?..

Екатерина Иванова-Блинова написала очаровательную сатиру «Первый космический союз композиторов» на стихи Алины Байбановой. Размышляя о судьбе Дома на Большой Морской, его недоступности, автор не смогла обойтись без иронии: «Песня была написана как мой личный отклик на ситуацию с фактической потерей Дома композиторов на Большой Морской. В этой песне зашифрован мой ехидный вопрос, не избавиться ли вообще от композиторов, отослав их на Марс? Пусть колонию основывают — там все условия для творчества». Получилась остроумная, злободневная зарисовка в фольклорном духе, с замахом на былинность: бурдоны, кадансовые восходящие октавы, ладовая вариантность, «гармошечная медь», богатырские туттийные удары кулака и возгласы «Э-эх!» — чего там только не было! И пусть «Марса по плечу» герою песни, хочется верить, что Дом композиторов всё-таки благополучно будет служить музыкантам на Земле, и никуда улетать не придётся.

И «Марсия», и «Первый космический…» исполнил Александр Кулинкович.

«Токсичный хит» Петра Иванова добавил в программу немного фанка, рэпа и битбокса. Несколько агрессивная подача Глеба Юхнюка вкупе с оркестровым «качем» вывела слушателей из зоны лирического комфорта: зал разразился аплодисментами.

 Оба отделения концерта завершились песнями, схожими по энергетическому посылу. В конце первого отделения прозвучала песня Наталии Лебедевой «Не отдадим» на стихи автора (солисты — Алина Атласова, Пётр Тучков, Александр Пахмутов). Напористые речитативные куплеты, простые по мелодии припевы, активный оркестр с опорой на ударные — эта несомненно театральная музыка могла бы стать финалом первого акта пока ещё не существующего спектакля «Дом композиторов».

А второй акт этого спектакля гимном-кодой могла бы феерично завершить «Баллада о Доме мелодий» Антона Танонова на стихи Дмитрия Дарина (солисты — Надежда Кармаева, Антон Авдеев, Роман Никитин). Броскость и контрастность, напевность и в то же время неостановимая танцевальность, многостильность (композитор соединил в «Балладе» черты академической музыки, диско, рэпа, мюзикла) — верный путь к слушательскому успеху. Гости фестиваля наверняка заметили оммаж Танонова «Богемской рапсодии группы Queen.

К исполнению «Баллады…» подключился Концертный хор Института культуры (художественный руководитель и дирижёр — Лариса Яруцкая).

Джазуем вместе!

В программу «Сотворение музыки. День первый» были включены два чисто инструментальных номера и один инструментальный с участием речитатива; все три — джазовые.

Спокойный, расслабленный тон концерту задала первая часть Сонаты Константина Хазановича. В этой сонате не было нужды искать необходимые форме главную и побочную партии, разработку… Композитор будто бы обратился к прямому переводу слова sonata — «звучащая». Музыканты квинтета Хазановича играли эту музыку плавно и раскованно, наслаждаясь. Видео размеренного дождя на фоне рыжих кленовых листьев поддерживал комфортную атмосферу.

Не заявленные в официальной программе джазовые мастера Вячеслав Гайворонский и Андрей Кондаков представили две камерные композиции для трубы и фортепиано: «Грузинскую песню» (Кондаков) и «Испанский вальс» (Гайворонский). Двое в ансамбле потрясающе чувствуют друг друга: написанная музыка воспринималась как свободная фантазия, возникающая здесь и сейчас, как импровизация.

Бениамин Саруханян выступил в концерте не только как дирижёр: он представил композицию Reunion Home. Хороший джаз располагает к, растворению, жажде жизни и раскрепощению. Reunion Home хотелось длить и слушать. Неожиданно Саруханян начал читать речитатив и показал класс — это было просто виртуозно!

В мультфильме «Душа» компании Pixar нерождённая душа 22 попадает на землю в теле джазового музыканта Джо Гарднера. Она впервые вдыхает осенний воздух, наслаждается хрустом листьев, золотистым солнечным небом. Живя и общаясь в новой обстановке, делая самые простые бытовые вещи впервые, душа 22 испытывает счастье импровизации: «Я джазовала!» — в восторге восклицает она. — На «Петербургских дождях» благодаря Хазановичу, Гайворонскому, Кондакову и Саруханяну джазовал весь зал!

С концертом «Сотворение музыки. День первый» «Дожди» 2024 года закончились. В следующем году наверняка случится «День второй», а потом «День третий»… Музыка не перестанет создаваться; теплится надежда, что и Дому композиторов уготована счастливая судьба.

А у фестиваля — пока ещё юного и открытого — уже много поклонников, его ждут.

Елена НАЛИВАЕВА
Фотограф Вера Безрукова

21.10.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей