• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



27.11.2021

Будущее музыкального театра:
компромиссы и синтезы жанров

Два месяца в Москве при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов проводился Шестой фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку». Организатору этого форума – Ассоциации музыкальных театров – удалось показать на ведущих столичных академических сценах спектакли 45 спектаклей 27-ми театров из 25-и городов и 15 регионов России, а также из Донецка и Республики Узбекистан. В рамках фестиваля были показаны студенческая и детская программы, в которых также исполнялись и столичные, и региональные спектакли. Финалом фестиваля по традиции стала церемония вручения премии «Легенда» выдающимся мастерам отечественной сцены и подводящая итоги этого масштабного форума Конференция Ассоциации музыкальных театров, которую с особым нетерпением ждали руководители полусотни театров со всей России. Такой интерес закономерен, в течении трёх дней на конференции обсуждались не только фестивальные спектакли, но и самые насущные проблемы отечественного театрального дела.

Семинары в Ротонде Театра Сац

Обзор фестивальных показов подводился на круглом столе ведущими столичными критиками: в качестве оперного эксперта выступила Мария Бабалова, жанр мюзикла рассматривала Екатерина Кретова, о балете говорил Павел Ященков. Жанр оперетты не был обделён внимание, наоборот, будущее этого вида музыкального театра обсуждалось особенно жарко в контексте преемственности поколений на отдельной дискуссии. Подводя итоги фестиваля, спикеры были единодушны в том, что огромная заслуга фестиваля в его «принятии всего и всех». И самая замечательная особенность – самостоятельный отбор театров того, что привезти в Москву. В этом выборе отсутствует элемент личностных критерий, предвзятого выбора (а у любого экспертного института, осуществляющего отбор, так или иначе, будет предвзятость в критериях отбора). Отмечая впечатляющую оперную составляющую, Мария Бабалова вспомнила яркое начало фестиваля тремя спектаклями Музыкального театра Ростова-на-Дону в числе которых была интересная, современная постановка оперы «Турандот» Пуччини. Настоящим геройством критик назвала приезд в Москву оперного театра Донбасса. И отметила, что в региональных оперных постановках было много и зрелищности, и эффектных сценических решений, и немало прекрасных голосов. Но посетовала на заметную нехватку музыкальных лидеров. И если в опере особенно ощущается дефицит дирижёрского лидерства, то в мюзикле – большая проблема со специалистами в области звука. Оценка звучания многих мюзиклов «как новогодняя ёлка в Лужниках» вызвала горькую усмешку у многих. Качественных саунд-дизайнеров нет и в помине, работа со звуком ведётся по минимуму, а ведь это очень важная сторона в концепции мюзикла. Этот жанр не исполняется без подзвучки и работать над качеством звуковой подачи необходимо. Зато по многообразию видов мюзикл превзошёл все ожидания! Тип западного мюзикла представлен на отечественной сцене довольно ограничено – это спектакли антрепризы «Бродвей Москва», показывающей версии бродвейских мюзиклов на сцене Московского дворца молодёжи. Зато сформировался тип русского мюзикла, который на фестивале, по мнению Екатерины Кретовой, был представлен очень широко. В этом жанре успешно работают современные композиторы и либреттисты, очень интересно реализуют себя режиссеры, и появляются самые разнообразные постановки: это и советский мюзикл, как «Гусарская баллада» Т.Хренникова в Театре Чихачёва, «Женихи» И.Дунаевского (спектакль Иркутского музыкального театра), «Однажды в Лукошкино» Т.Хренникова (ГИТИС, мастерская Д.Бертмана), или детская сказка «Пеппи – длинный чулок» в московском Детском музыкальном театре юного актёра, или близкие к академическим оперетте и мюзиклу «Капитанская дочка» Е.Загота (постановка Алтайского музыкального театра) и «Куртизанка» А. Журбина (постановка Московской оперетты), или близкие к эстрадным шоу мюзиклы К. Брейтбурга (на фестивале был показан спектакль «Парижские тайны» Нижегородского камерного театра оперы и музыкальной комедии). Всё это многообразие востребовано, с удовольствием смотрится публикой и живёт на сценах. Выдающейся работой критик назвала лайт-оперу А.Пантыкина «Мертвые души» (постановка Красноярского музыкального театра), которая являет знаковый для современности симбиоз жанров – этот опус можно ставить и как оперу, и как мюзикл. Еще одним примером «подлинной качественной композиторской, музыкальной работы» Е.Кретова назвала партитуру Е.Загота «Капитанская дочка», отметив, что это – пример настоящего русского мюзикла. И как очень интересную работу охарактеризовала мюзикл лидера группы «ДДТ» Ю.Шевчука «Фома» (постановка Новосибирского музыкального театра), который стал интереснейшим объединением популярных рок-композиций в некий сценический современный блокбастер.

Мария Бабалова и Сергей Маргулис

Балетный критик Павел Ященков отметил высокий уровень всех балетных постановок, представленных на фестивале. Представленную музыкальным театром Ростова-на-Дону постановку Григория Ковтуна балета «Спартак» А.Хачатуряна обозреватель назвал легендарной. И утверждал, что все слова о несерьёзности этого спектакля и обвинения в том, что это «шоу» - безосновательны. Сравнивать эту работу  со знаменитым балетом Юрия Григоровича, как это делают некоторые, неправильно, это совершенно другой, по-своему замечательный, спектакль. Благодаря универсальности либретто, переосмыслению фабулы сюжета и персонажей, введению новых музыкальных фрагментов это решение «Спартака» может иметь множество интерпретаций в будущем и стать почвой для интереснейших решений. Прекрасный уровень танцовщиков П.Ященков отметил в одноактных балетах Башкирского оперного театра. Замечателен и тот факт, что в один вечер объединены совершенно разные, контрастные одноактные балеты и это – свидетельство универсальности мастерства артистов уфимской труппы. Виртуозное использование компактного пространства Малой сцены критик отметил в постановке столичного Театра имени Наталии Сац балета «Карнавал» на музыку К.Сен-Санса и Р.Шумана. А постановку главы балетной труппы этого же театра Кирилла Симонова «Спящей красавицы» П.Чайковского назвал «нетривиально решенной и шикарно оформленной». Говоря о приезде Донбасского оперного театра, П.Ященков отметил прекрасных артистов и очень качественные постановки. Появление таких замечательных спектаклей в условиях войны критик назвал потрясающим усилием всех их создателей. И отметил, что замены этому фестивалю на сегодняшний день нет, это уникальный смотр региональных спектаклей, которые в Москве мы не имеем другой возможности посмотреть, кроме как на этом фестивале. Ведь только балетных постановок в рамках фестиваля было показано 11, причём, как малой (одноактной), так и большой формы.

Павел Ященков и Екатерина Кретова

Помимо обзора фестивальный работ, разгорелась дискуссия о жанровой природе видов музыкального театра. Насколько уместны популяризация оперы, элементы драмы в балете, мюзикл, исполняемый драматическими актёрами в драматическом театре? По общему признанию, в настоящий момент мы находимся на этапе возврата к той синкретической музыкальной драме, из которой в древности выросло всё искусство. Сегодня в театре масса примеров, а становится – всё больше, когда жанры переплетаются так, что невозможно проследить основу того или иного типа музыкальной драматургии.

Разговор о слиянии и даже поглощении одних жанров другими, более современными, был развит и на дискуссии, которая открывала конференцию. Она продолжала цикл диспутов «Диалоги об опере», но на этот раз это были, скорее, «Диалоги об оперетте и мюзикле», главной темой дискуссии стало сравнение постановок оперетт и мюзиклов, возникшее из попыток оценить, насколько жизнеспособна сегодня оперетта, возможно ли усилить к ней интерес зрителей молодого поколения. Не превращается ли жанр оперетты в старинный артефакт, который кроме поколения 45+ больше никому не интересен? И как ставить классические оперетты, ведь зрителям нужна увлекательная история, которая всегда есть в сюжетах мюзиклов, тогда как либретто оперетт – это неактуальные или непонятные современному молодому зрителю сюжеты. Разумеется, проблематика возникла в связи с главной проблемой театра: как привлечь нового зрителя, молодое поколение? И в результате выступлений очень представительного пула спикеров (художественный руководитель Свердловского театра музыкальной комедии Филипп Разенков, театральный продюсер, генеральный директор компании «Бродвей Москва» Дмитрий Богачев, режиссер и хореограф Анна Фекета, и.о. директора Алтайского государственного музыкального театра Андрей Малышев) и модераторов (руководитель литературно-драматургической части Московского театра оперетты Алла Туева и заместитель художественного руководителя театра «Школа современной пьесы» Екатерина Кретова) оптимальным путём развития для такого жанра, как оперетта, была признана её актуализация. «Поколение мюзиклов» привыкло к ярким драмам – значит, необходима редакция либретто оперетт, но делать это нужно высокопрофессионально, с привлечением талантливых драматургов, роль которых сегодня практически нивелирована, что уже недопустимо. Оперетте необходимо жить, ведь это кладезь прекрасной музыки! К тому же, основные признаки оперетты – лёгкость, шутки, эффектные танцы и красочные костюмы, обязательный хэппи-энд, - всё это неизменно будет привлекать публику. А заимствование характерных для мюзикла драматических элементов, способствующих актуализации оперетты, - пример движения к тому синкретическому театру, на пути возврата к которому и находится всё современное искусство. Более того, не только музыкальные жанры, но и разные типы культурных институций демонстрируют сегодня впечатляющие слияния. Так, прошлый фестиваль «Видеть музыку» начинался перформансом в Музее изобразительных искусств им.Пушкина. А открывающий нынешнюю конференцию круглый стол проходил в уникальном и атмосферном месте – музее «Собрание».

спикеры  дискуссии  в музее Собрание

Частная галерея «Собрание» известного отечественного мецената Давида Якобашвили располагается на трёх этажах особняка на Солянке и включает разные произведения живописи, ювелирного и прикладного искусства. Но главная изюминка коллекции – собрание всевозможных антикварных механических музыкальных инструментов, созданных за последние 300 лет. Самое удивительное, что все красивейшие пианолы, шарманки, куклы-автоматоны, поющие птички, шкатулки, граммофоны, фисгармонии, - все эти раритетные музыкальные устройства находятся в рабочем состоянии. «Выступил» перед участниками конференции и самый большой экспонат коллекции – механический орган высотой с двухэтажный дом, который своим специфическим, техногенным, но очень милым голосом исполнил Большой вальс Шостаковича. В такой экзотической атмосфере под девизом «Театр и музей: точки соприкосновения и потенциал взаимодействия при формировании молодежной аудитории» прошло открытие конференции.

Как и в жизни, в театре должно быть всё, на любой выбор. Правда, сегодня наблюдается крен в сторону модных популярных жанров и «осовремениванию» традиционных. Имея выбор «театрального продукта» в афише, следует задуматься об инструментарии, который позволит этот продукт «продать» зрителю, а вслед за этим и о том, как суметь увековечить, запечатлеть существующие сегодня постановки. О таком прикладном, но очень важном для института театра инструментарии тоже говорилось на конференции. Ряд семинаров был посвящён вопросам создания театральных музеев, технологиям smm-маркетинга, особенностям репертуарной и кадровой политики в периоды реконструкций, поиску новых композиторов и драматургов.

Выступление театроведа, главного редактора журнала «Сцена», а ранее многолетнего руководителя Театрального музея имени Бахрушина Дмитрия Родионова было посвящено проблеме сохранения истории театра для будущих поколений. Театральное искусство – довольно неуловимая субстанция, зафиксировать её – нелёгкая задача, сравнимая с целью остановить мгновение, ведь спектакль существует здесь и сейчас, в момент своего исполнения. Привычные работы с архивами авторов, эскизами и свидетельствами современников формируют экспозиции музеев просветительских и призванных популяризировать театральное искусство. Однако, просвещение нынче не в моде. Новому поколению интересны места для досуга и свободного времяпровождения. Методы соединения просветительской и досуговой моделей музейной организации Д.Родионов иллюстрировал показательными примерами разных региональных музеев.

экспонаты музея Собрание

Как собрать кассу? Вопрос, едва ли не основной во все времена для директоров театров, а сегодня актуальный как никогда. И реклама далеко не всегда двигатель этого процесса. Привлечению зрителей, особенно молодого поколения, способствует планомерная работа с представителями блогосферы. Каким образом может быть выстроено сотрудничество с блогерами, рассказывало выступление театрального обозревателя Александры Комаровой. Сегодня уже очевидно, что авторы из блогосферы – это реальная движущая сила маркетинга.

Ремонт. О трудностях пребывания театров в период реконструкций поведал солидный пул опытных театральных руководителей во главе с президентом Ассоциации музыкальных театров Георгием Исаакяном. Он рассказал, как наступившая в возглавляемом им Театре имени Наталии Сац, реконструкция основной сцены стала для труппы не простоем, а временем для реализации новых возможностей. Ремонт большой сцены предоставил Театру Сац шанс попробовать то, на что не хватало сил из-за постановок на основной сцене. Сейчас же в пространстве фойе основной сцены проводится цикл симфонических программ Re-конструкция, в котором исполняется множество уникальных партитур, как, например, звуковые инсталляции «Sila» и Sonotrip». В итоге, на время реконструкции Театр Сац стал местом для премьер таких уникальных произведений, которые больше нигде никогда не звучат.

Сохранение труппы в полном составе в работоспособном состоянии – важнейшая задача во время реконструкции любого театра. В этом единодушно были согласны все, кто рассказывал о периодах ремонтов в своих театрах: Евгений Малыгин (директор Санкт-Петербургского Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»), Александр Федоров (художественный руководитель Детского Музыкального театра Юного актера), Алексей Комаров (директор Саратовского академического театра оперы и балета), Ильмар Альмухаметов (генеральный директор Башкирского государственного театра оперы и балета). Однако, творческие проблемы уходят на второй план, когда приходится сталкиваться с некачественными работами строителей и поставками некачественного, устаревшего оборудования. Поэтому пребывание «внутри ремонта» и постоянный контроль до подписания проектов – важнейшие условия успешного завершения ремонта.

Неизменный интерес вызвала и лаборатория проектов молодых композиторов, которую проводил Александр Пантыкин. В качестве председателя Екатеринбургского Союза композиторов А.Пантыкин два раза в год проводит с коллегами подобные мероприятия. И на конференции он представил наиболее яркие работы с последней лаборатории.

Дискуссии конференции Ассоциации музыкальных театров показали, что меняется сам статус театра, сама модель его устройства. И без взаимопроникновений между разными жанрами, без слияний с другими видами искусства, без компромиссов с новыми поколениями будущее музыкального театра уже невозможно.

 

Надежда ДАРАГАН
фото Е.Лапиной предоставлены
пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»

27.11.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей